Орнитолог Василий Дугинцов: «Розовые фламинго залетали в Приамурье»

О генетическом страхе воробьев, полчищах ворон, исчезающих и появляющихся видах пернатых

«Если про Международный день птиц 1 апреля часть людей знает, то Всемирный день воробья, который отмечается 20 марта, всегда проходит незамеченным, — размышляет амурский орнитолог Василий Дугинцов. — Между тем воробей — уникальная птица, которая завоевала практически весь земной шар, за исключением Антарктиды». О каждом виде птиц в Амурской области ученый, который на днях разменял восьмой десяток, может рассказывать долго и с большой любовью. Как изменилась птичья жизнь в регионе, с удовольствием узнали и корреспонденты «Амурской правды». Незадолго до объявления нерабочей из-за коронавируса недели Василий Антонович побывал в гостях у редакции. 

Воробьи до сих пор не доверяют людям

Судьба воробьев в разные годы была не простой. О неоднозначном отношении наших предков к этой птице говорит даже этимология русского названия — «вора бей». И все-таки самая черная страница в воробьиной истории пришлась на середину 50-х годов прошлого века, когда в Китае убитых птиц вывозили грузовиками. Не обошла воробьиная трагедия и нашу страну.

— Большей частью воробьи пострадали в европейской части, там, где выращивают просо, — отметил орнитолог. — Там воробьи действительно наносили и наносят большой урон. В Амурской области, вероятно, из-за близости с Китаем, на воробьев в свое время тоже устраивали настоящую охоту. Я сам грешен. На моей совести очень много воробьев; у нас даже было мероприятие среди мальчишек, которое называлось «пойдем драть воробьев». Надо было идти на ферму, лазать по крышам коровников — искать воробьиные гнезда. И неважно, яйца в гнезде или уже птенцы — всё уничтожали. Это я уже позже узнал, что таким массовым убийством воробьев был нанесен большой вред сельскому хозяйству страны.

Василий Дугинцов может не только часами рассказывать о птицах, но и говорить на их языке. Особенно удачно орнитолог имитирует «речь» дальневосточного кроншнепа. Фото: Андрей Ильинский.

Оказывается, до сих пор воробьи, в том числе из Приамурья, помнят эту трагедию… Вот и как тут шутить про короткую птичью память?

— Я часто бываю в Первомайском парке — приношу семечки, — поделился наблюдениями Василий Антонович. — На руку, чтобы взять лакомство, садятся большая синица, черноголовая гаичка, поползень. Воробей же никогда на руку не сядет — на генетическом уровне у него сохраняется этот страх перед человеком.  Я сколько живу, столько и подкармливаю воробьев...

Птица создана для полета

Любовь к птицам у Василия Дугинцова появилась вместе с популярным увлечением многих мальчишек послевоенного времени — разведением голубей.

— В середине 50-х годов в Благовещенске было развито голубеводство, — припомнил орнитолог. — В городе был очень драчливый, но интересный район — Забурхановка (район нынешнего Дальневосточного ГАУ). Там в каждом квартале по несколько голубятен точно было. Между голубеводами были свои правила: например, самым шиком считалось заманить чужую голубку себе в голубятню. Когда мне исполнилось пять лет, отец привез пару голубей мне в подарок. Однажды голубка отложила два яйца и стала насиживать. К отцу как-то пришел знакомый и захотел посмотреть на голубиные яйца. Голубку рукой поднял. Так голубь разошелся — это надо было видеть! Приревновал сильно. Стал голубку гонять по клетке и бил в голову до крови. Крылом и по яйцам ударил. Одно яйцо упало на пол и разбилось, а там уже почти сформированный птенец. До сих пор не могу это забыть.

«Ласточка за день съедает пять граммов насекомых. ласточки исчезли, и в городе стало значительно больше комаров, мошкары».

Еще одна история из детства у Василия Антоновича связана с желтобрюшкой, или по-научному — дубровником.

— Найти гнездо дубровника в годы моего детства было не проблема, — рассказал ученый. — Я очень захотел подержать пичугу в руках. Подкрался к гнезду и накрыл его фуражкой. Рукой достал, раскрыл ладонь, а птица — мертвая, разрыв сердца. С тех пор птиц в клетках не держу, птицы созданы для полета.

Птичкин друг

С тех пор Василий Дугинцов амурских крылатых только спасает. Только за прошлый год выходил у себя в квартире трех хищных птиц и одного голубя.

— Как-то иду возле педуниверситета, смотрю, а по газону бегает голубь — маленький, красивенький, кофейного цвета, — улыбнулся наш гость. — Девочка маленькая пытается его поймать. Спросил: твой голубь? Сказала, что не её.  Дождался, когда голубь успокоился и сел на киоск, словил его и домой забрал. Первым делом покормил, в садок воды налил. Так он туда залез и как стал хлюпаться — ни одного перышка сухого не осталось. Высох у батареи и стал жить у меня. Назвал голубя Федором. Утром я еще сплю, он начинает ворковать. А как поест — сядет ко мне на плечо и начинает теребить мочку уха или волосы перебирает. Недели три у меня прожил. Отнес в Первомайский парк, определили на хоздвор. До сих пор думаю, как там дела у Федора.

Из хищников в квартире орнитолога побывали амурские кобчики, пустельги. Среди самых интересных — хохлатый осоед, который очень полюбил творог с медом. 

— Эта птица интересна тем, что питается в основном личинками ос, — рассказал Василий Антонович. — Мощными когтями осоед разгребает гнездо, осы его кусают, но на это он мало реагирует и поедает мед, вощину, личинки… Однажды звонок поступил с окраины Благовещенска: мол, хищная птица не пускает в здание.  Рассказал, как поймать. Поймали и ко мне привезли. Оказалось, что у осоеда подбито крыло. Держать дома такую птицу мне еще не приходилось. Осоед оказался довольно умным. Жил на балконе на жердочке, а как захочет есть — слетает и через всю квартиру топает на кухню. Подкормил его и решил на волю отпустить. Вывез за город: а вдруг полетит. А он на метров 20—30 летит, и всё — крыло так и не восстановилось. Отнес его в эколого-биологический центр, там и живет.

Телефон в квартире орнитолога не умолкает — звонки по птичьим вопросам поступают из разных уголков области. То из Майского (Мазановский район) позвонят, что пара аистов стоит у замерзшего озера, то из Муравьевского парка (Тамбовский район) — расскажут, кто уже прилетел на лето. И каждому Василий Антонович — главный в Приамурье «птичкин друг» (так его много лет назад прозвали в редакции «Амурской правды») — даст дельный совет.

Ошибка розового фламинго

На сегодняшний день в Амурской области зарегистрировано 345 видов птиц. Одни живут тут постоянно, другие прилетают на время — обустроить гнездо и вырастить птенцов, третьи — просто пролетают через регион. Но есть особые птицы, которых орнитологи называют «залетные». Это, как правило, молодые неполовозрелые птицы, которые блуждают в поисках корма или сбились с курса из-за сильных ветров. Однажды, в 90-х, в самый разгар осени ветер занес на амурскую землю настоящую экзотику — молодых розовых фламинго.

— Позвонил человек из Волкова и рассказал, что видел шесть фламинго, — припомнил историю Василий Антонович. — Я удивился и даже не сразу поверил. Как так?! Какие фламинго?! Потом приехал егерь из Тамбовки, тоже рассказал о фламинго. А в конце октября, когда первый снег выпал, мне позвонили из Амурского краеведческого музея и попросили забрать «подарок» — мешок с мертвым фламинго. Птица погибла под Николаевкой в силосной яме от голода и холода. Сделал из нее чучело. До сих пор в музее хранится. Судьба остальных залетных фламинго — неизвестна.

Журавли под угрозой

Если прилёт фламинго — ошибка природы, то на привычный птичий мир в Приамурье серьезно влияет человек. И вот уже под угрозой исчезновения оказалась визитка региона — японские журавли.

Японским журавлям в Амурской области не хватает влаги. Птица строит гнезда у воды, а многие места ее обычного обитания иссушаются. Фото: Архив АП.

— На юге у нас гнездится два вида журавлей — даурский и японский, — рассказал ученый. — Даурский — экологически более пластичен. Он предпочитает селиться на заболоченных территориях, хотя я находил гнезда, сооруженные на сырой земле. Что касается японского журавля, то это катастрофа. Покажу на примере Муравьевского заказника. До 2000-х годов там стабильно гнездилось 10—12 пар. В последние лет пять в заказнике гнездится всего одна (!) пара, изредка две. Такое сокращение идет из-за иссушения климата. Все дело в отсутствии воды.

Каждое лето опытный орнитолог проходит Муравьевский заказник пешком — своими глазами посмотреть, как меняется среда обитания журавлей. И сегодняшняя картина ученого совсем не радует.

— Раньше в некоторых местах вода по пояс и по грудь доходила, а в последние года пересекая заказник, даже кроссовки могу не намочить, — поделился тревожными наблюдениями Василий Антонович. — А японский журавль любит воду. Мне неизвестны случаи, чтобы он строил гнездо вне воды. Я несколько раз обращался с этим вопросом в управление охотничьего хозяйства, чтобы обводнили территорию. И сделать это не так сложно. Там есть небольшая речка — достаточно сделать на ней небольшую дамбу, и вода вернется. Это поможет выжить не только журавлям, но и дальневосточным аистам, и многим водно-болотным птицам. Но говорят, что по положению о заказнике сделать это нельзя… Странное положение! А как сохранять журавлей? В Магдагачинском районе провести газопровод по территории Толбузинского заказника положение почему-то не помешало.

Прощай, дрофа

Если спасти японского журавля еще можно, то некоторые птицы исчезли, видимо, навсегда. Одна из них — загадочная дрофа.

— Еще в начале 60-х годов в окрестностях Нижней Полтавки, Крестовоздвиженки (Константиновский район) встречались стаи дроф до 20 особей, — отметил орнитолог. — Некоторые даже оставались у нас зимовать. Дрофа — это очень большая птица, в европейской части самцы достигают 16—18 килограммов, а у нас 8—10 кило. Понятно, что они стали объектом охоты. В последний раз я видел дрофу в Амурской области в 1968 году. Теперь увидеть эту птицу — только моя мечта …

В область вернулась еще одна птица — лысуха. 

 

До 90-х годов она  селилась практически на каждом болоте в области, даже на выезде из Благовещенска возле Института сои. А потом за 2—3 года ее не стало. До 2011 года ее не видели. В прошлом году орнитологи сообщили: лысухи вновь заселили амурские болота.

Стали редко встречаться и полевые жаворонки, сетует орнитолог. Человек разрушил их среду обитания. Земля распахана под самые заборы, а жаворонку нужны луговины, пастбища, поля с многолетними травами.

Благовещенск без воробьев и стрижей

Меняется птичье царство и в самом Благовещенске. Коренные жители на протяжении многих лет отмечают, что на городских улицах с каждым годом все меньше становится юрких воробьев.

— Проблема вытеснения птиц из исконной среды новыми веяниями безусловно есть, — подтвердил наш гость. — Раньше, вспомните, что у нас был за город. Кое-где стояли кирпичные здания, а в основном деревянные застройки и небольшие земельные участки. А это — сорняки, помойки, трава на газонах и прочее. У воробьев была возможность добыть корм, особенно в гнездовой период. Эти птицы выкармливают птенцов животной пищей — мелкими насекомыми, червячками, личинками, яйцами насекомых. А сейчас пройдите по центру города. Сплошь высокие здания… Воробьи же очень плохие летуны. В лучшем случае с земли он может подняться на высоту третьего этажа, а чтобы взлететь выше, ему нужно отдохнуть. А высоких деревьев у новых домов практически нет. Не стало и мест гнездования, так как технологии строительства сейчас такие, что нет ни дырочки, ни ниши. Нехватка животных кормов, отсутствие мест кормежки, гнездования и привели к тому, что из центральных районов города воробей оказался вытеснен. Если же пройти по окраинам города, то воробьев там не меньше, чем раньше.

Из-за деятельности человека в центральных кварталах столицы Приамурья стало значительно меньше сорок, практически исчезли городские ласточки, в кварталах новостроек нет стрижей.

— Еще несколько лет назад колонии городских ласточек в Благовещенске достигали нескольких десятков сотен, — отметил Василий Антонович. — Наибольшая была на гостинице «Юбилейная» на площади Ленина. Сейчас несколько гнезд можно найти на здании областного правительства, в доме напротив (бывший «Детский мир») и с фронтальной стороны кинокомплекса «Благовещенск». Сейчас ласточек в городе и тысячи не наберется.

Причина уменьшения популяции проста и прозаична: этим птицам негде брать строительный материал для гнёзд — смесь песка с глиной.



 

— Почему голуби в Благовещенске перестали летать? Даже от машины не улетают, а убегают…

— Это особенности поведения птиц. Городские голуби привыкли к присутствию человека, автомобилей и не уходят, даже если им грозит опасность. На обочинах и проезжей части дорог голуби могут найти еду. Голубей в городе можно разделить на несколько группировок по тактике добывания пищи. Одни группировки голубей находят места, например, элеватор, и летают туда кормиться, другие — постоянно живут в местах богатых кормом. И есть голуби-нахлебники — они образуют скопления у продуктовых магазинов, в парках, на площадях, где много людей. Голуби сидят и ждут, пока сердобольные горожане их накормят.



 

— Раньше его хватало с излишком на берегу Амура, на других не заасфальтированных улицах поблизости, а теперь все в асфальте и плитке, Амур вообще превратили из широкой реки непонятно во что, — посетовал ученый. — И ласточки покинули город. От отсутствия этих птиц страдают и люди. Одна ласточка за день съедала в среднем пять граммов насекомых. Ласточки исчезли, и в городе стало значительно больше комаров, мошкары.

От нашествия кусачих насекомых благовещенцев пока еще спасают белопоясные стрижи, но и эта уникальная и полезная птица под угрозой.

— Стрижи покрупнее ласточек, а еще их можно отличить по длинным серпообразным крыльям, — описал орнитолог. — Очень интересная птица по образу жизни. С земли стриж взлететь не может из-за длинных крыльев и коротких ножек. Скорость полета 120 километров в час, но могут ускоряться до 200 км/час. Предчувствуют изменение погоды. Если в городе исчезли стрижи или поднялись выше облаков, то жди непогоду. Интересно, что спят стрижи в воздухе во время полета. Они могут отключать по очереди полушария мозга. Прилетят стрижи в середине мая, вот только где селиться будут — это вопрос. Если раньше стрижи устраивали гнезда под крышами стареньких хрущевок, где много всевозможных ниш, полостей, то в новых домах, где кирпичик уложен к кирпичику, таких мест для гнезд просто нет.

Танцы скворцов

Однако ради справедливости стоит отметить, что амурскую землю осваивают и новые виды пернатых.

— В 90-х годах у нас на пролете появился обыкновенный скворец, — отметил орнитолог. — Мы его регистрируем весной и осенью. У нас обитает малый и серый скворцы, а обыкновенного — не было. Это очень красивая птица — черного цвета с продольными белыми пестринами и металлическим блеском оперения — на солнце может переливаться и зеленым, и синим. В районе Каникургана, Передового (Благовещенский район), Куропатина (Тамбовский район), Новопетровки (Константиновский район) они кормятся осенью вместе с грачами, причем очень оригинально. Срез кукурузы высокий, а скворец относительно небольшой. Когда он сидит на земле, то ничего не видит вокруг.  Грачи побольше, и стоит только хищнику появиться, грачи начинают кричать и скворцы массово взлетают. У моста через Зею мне даже довелось увидеть мурмурацию — танцы скворцов. Явление, когда многотысячная стая скворцов, будто по заданной программе, взлетает и образовывает невероятные фигуры в небе. 

На гнездовании в Амурской области обыкновенный скворец ещё не найден. Однако скворцы гнездятся в Якутии, поэтому есть надежда, что они выводят потомство и у нас. Возможно, кто-то из жителей области знает, где гнездятся эти птицы.

Изменение окружающей среды человеком по-разному сказывается на птицах. Одни виды, не успевая приспособиться, исчезают, а другие — находят благоприятные условия для жизни. За последние 20—25 лет в Амурскую область проникли и стали гнездиться кольчатая горлица, красноголовый нырок, малая поганка. С 2011 года начала возрождаться популяция лысухи.

Городские парки и скверы — безопасные для ворон места

На протяжении многих лет благовещенцы с удивлением следят за ежедневной миграцией ворон. Утром каркающее полчище летит в сторону Китая, а вечером возвращается обратно.

— Большие скопления ворон формируются в городе с конца октября и держатся до конца марта, — подтвердил ученый. — Весной, когда снег растает, эти скопления распадаются, вороны улетают на места гнездования. Ежедневные перелеты этих птиц связаны с питанием и отдыхом. Эти птицы очень чувствительны к фактору беспокойства. Если вороны заняли какую‑то рощу на ночевку, а их потревожили, то больше вороны сюда не прилетят. Вот они и выбрали для отдыха относительно безопасное место — Благовещенск. Их тут никто не стреляет, хищников практически нет. Они чувствуют себя в относительной безопасности, а вот корма здесь мало. Поэтому основная масса птиц по утрам летит на городскую свалку и в окрестности Хэйхэ. Сейчас новая мощная кормовая база для ворон появилась в полутора километрах к югу от Грибского — ферма АНК. На этом комплексе отходы жизнедеятельности коров смывают водой, и эту жижу с непереваренным зерном вывозят на поля. До полутора тысяч ворон там кормятся каждый день.

Ворон в последние годы стало больше не только в Благовещенске, но и в Свободном, Белогорске, Циолковском.

Голубей не кормить!

«Я люблю голубей до жути, — признался Василий Антонович. — Но всего хорошего должно быть в меру». Птиц мира в столице Приамурья значительно больше чем положено.

— Когда подходишь к бывшему магазину «Благовещенск», то просто страшно становится — везде пух, помет, — отметил ученый. — А люди спокойно по всему этому идут и несут на обуви в магазин или домой. Дети кормят птиц из рук. Я видел человека, который болел орнитозом (инфекционное заболевание, которое может передаваться от птиц человеку. — Прим. АП) — это страшно. И никто из служб до сих пор не обращает внимание на эту ситуацию. Это неправильно. Нам в городе давно нужна программа «Птицы в городе», мероприятия которой в том числе контролировали бы и численность птиц. Я абсолютно не против голубей в городе — они создают положительный эмоциональный фон, как и другие птицы, но как житель Благовещенска не хочу, чтобы городские улицы, памятники были загажены.

Василий Антонович, кроме изучения птиц, серьезно увлекается фотографией. За долгие годы в его коллекции накопилось больше тысячи «птичьих» портретов. В объектив его камеры попали 144 вида пернатых. Самые удачные снимки можно увидеть на сайте «Птицы дальнего Востока России» (fareastru.birds.watch

Возрастная категория материалов: 18+