• Три раза в день в любую погоду по изученному маршруту Шэл с хозяином отправляются на прогулки.

«Он же у меня детдомовец, привык жить в вольере», — обнимает и целует любимца в морду инвалид по зрению. Он вспоминает, как безумно радовался выросший в строгости питомец весенней поездке на рыбалку и купанию в холодном Амуре. Как дружат и помогают друг другу человек и собака-поводырь и почему их союз грозит Игорю Коломыцину вынужденной диетой — в материале «Амурской правды».

На прогулку с четырехлеткой

Трость, черные очки и резвый лабрадор впереди. С конца марта на прогулки и за покупками благовещенец ходит только в компании своего ангела-хранителя, оберегающего на городских улицах. Шэл уверенно водит хозяина по нескольким выученным маршрутам. Чаще всего — по набережной Благовещенска, куда они быстро могут добраться из своего дома в центре города. «Ты из меня спортсмена сделаешь! — бежит за шустрым проводником Игорь Юрьевич. — Запоминаем каждый камушек на дороге, вот здесь ровно, и он меня всегда заставляет бегать». На улице на породистом помощнике обязательно надета «говорящая» шлейка с красным крестом и надписью: «Собака слепого». Шэл ловко обходит лужи и препятствия, останавливается перед бордюрами, находит скамейки и осторожно переводит хозяина через дорогу.

— Он слышит в тысячу раз лучше, чем я! Вот мы к дороге подходим. Я слушаю — вроде нет машин. Только пошли — он раз, остановился. Я сразу назад. Вжих — машина тихо пролетела, а я и не слышал, — рассказывает Игорь Коломыцин. — Он умный, старается через дорогу быстро-быстро меня перевести. Шэл — мои глаза и уши. Бывает, я и тросточку не раскладываю, идя из магазина. Сумка большая, неудобно. Даю команду «домой», и он ведет меня до самой двери подъезда.

Шэл с хозяином — большие ценители мороженого. Они любят захаживать за этим лакомством на площадь ОКЦ и ради этого освоили новый маршрут. «Беру стаканчик мороженого, ложечку ему, ложечку себе. Ребятишки кричат: «Ой, мама, смотри, дядя с одной ложки с собачкой ест», — смеется Игорь Коломыцин. — А я не брезгую. Шэл у меня чистюля».

У умницы Шэла интеллект четырехлетнего ребенка и детские глаза. «Он на всю жизнь ребенок, до самой старости, — треплет пса за шею хозяин. — И воспринимает все, как ребенок. Если нашкодил и вы пришли позже, чем через 10 секунд после этого, все, бесполезно ругать. Он подбежит к вам, виляя хвостом. С ним нужно вести себя так же, как с ребенком. Тогда все будет хорошо».

Фокус с сыром

За исправное выполнение обязанностей незрячий благовещенец постоянно поощряет помощника кусочками сыра. Навыки поводыря в ближайшие годы нужно закреплять. Поэтому в кармане у Игоря Коломыцина — настоящая сыроварня, как он сам шутит. Повернул поводырь по команде «домой» в правильном месте — получил кусочек лакомства, нашел свободную скамейку — снова поощрение.

«Вот, остановился около бордюрчика, не идет, ему надо ждать, пока сыр дам. Ай, хитрый, сыра на тебя не хватит, ах ты собака Баскервилей! Сырная душа! — смеется во время прогулки по набережной Игорь Коломыцин. — Видите, какой умный, вот я ногу на бордюр поставил — и только тогда его величество пошло. Давай, Шэл, где здесь наша курилка? Вот он идет, знает куда». Инвалид бьет тростью по урне и со вздохом признается: «Слепые все курят, ну все же на нервах, постоянно стресс в душе».

5

собак-поводырей живут в Амурской области и помогают инвалидам по зрению

Самая главная команда, которую с помощью сыра отрабатывает с Шэлом хозяин: «Апорт!» Пес должен всегда быстро поднимать и трость слепого, и любой другой упавший предмет: ключи, кошелек, зажигалку или сигареты. Но даже любовь к сыру не заставит умного пса взять это лакомство из чужих рук. Так натренирован. Эксперимент показал, что Шэл не только упорно не ест сыр, который ему настойчиво предлагает на ладони кто‑то, кроме хозяина, собака-проводник категорически отказывается есть и кусочек сыра, упавший из рук чужака на землю.

— Если чужой человек кинет ему что‑то, он ничего не подбирает и не должен из рук брать. Сколько прецедентов было, когда травили собак догхантеры, раскидывая отравленные кусочки еды, — с горечью замечает незрячий инвалид.

Шэке снится рыбалка

Как и любая собака-проводник, Шэка, как ласково называет его Игорь Юрьевич, совершенно не агрессивен. Пес совсем не реагирует ни на голубей, ни на кошек, ни на маленьких собачек, во дворе не обращает никакого внимания на бегающих с криками детей. «Он же как лялька — его даже могут ударить, он ничего не сделает. Он абсолютно добрый», — гладит питомца амурчанин. Если вдруг с инвалидом случится беда, проводник спокойно подпустит к хозяину врачей и не будет проявлять к чужим людям агрессию. Кстати, трогать и гладить добрейшего пса никому, кроме хозяина, нельзя. Это одно из важнейших правил для владельцев собак-поводырей.

Шэлчик, как ласково называет лабрадора хозяин, любит играть и «прыгать, как лошадь». 

У хорошо дрессированного Шэла есть свои маленькие слабости — при виде больших собак тут же рвется с ними играть. Особенно любит своих сородичей-лабрадоров. Чтобы помощник не заигрался и не потерялся, отпускать с длинного поводка на улице нельзя. Другое дело — на природе.

— Он же у нас съездил на рыбалку. Ой, он там обалдел. В школе в Купавне у него был вольер, в Благовещенске — квартира и прогулки по маршрутам, а тут его просто отпустили и сказали: «Вот река, вот тебе воля!» Вот он там носился! Из речки не вылезал. Только и слышно было — плюх, плюх. Его сиятельство готов плавать хоть целый день. Был весь грязный, мокрый, но довольный! Счастливый просто. За мышками какими‑то там бегал, птичек гонял. Домой привели, он еле шел. Упал, сутки отсыпался — устал. Ну а теперь все это ему снится, он лапками во сне дрыгает, подвывает. Когда на набережную ходим, речкой пахнет, ему снова хочется на природу: он запомнил. Ждем погоду хорошую, чтобы на рыбалку с ним съездить, — и сам радуется предстоящей поездке заядлый рыбак и в прошлом охотник Игорь Юрьевич.

«Бац, и все исчезло»: зрение пропало после ДТП

Погружаться в темноту Игорь Коломыцин начал несколько лет назад. Причиной постепенной потери зрения стала дорожная авария. Когда машина слетела с горы, мужчина так сильно ударился о стекло, что едва не проломил череп, на голове и сейчас видна вмятина. В итоге начала отслаиваться сетчатка глаза. 

ДТП разделило жизнь на до и после. После аварии предпринимателю Игорю Коломыцину, занимавшемуся лесом, пришлось закрыть свое ИП. 

— Чуть-чуть череп у меня в той аварии не лопнул. Палец пришили. А потом, в 2014 году, наступили необратимые последствия, — с печалью вспоминает ставший инвалидом амурчанин. — После удара сетчатка стала отрываться все больше и больше. Помню, мы с рыбалки ехали с заставы. Ближе к осени. Я сидел за рулем. И бац, все исчезло. Оторвалась до конца. Хорошо, я был с товарищем, он — за руль. И началось: одна операция в хабаровском филиале «Микрохирургии глаза» Федорова, вторая, третья, четвертая. Потом в Москву приглашение, в институт Гельмгольца. Ничего не помогло. Пошло ухудшение, расщепление сетчатки, рубцовая стадия. И все.

Сначала ослеп левый глаз, врачи посоветовали держаться правого. Но ситуация оказалась бесперспективной. На правом глазу у Игоря Коломыцина еще есть остатки силуэтного зрения, которое продолжает угасать. Надежды сохранить даже это нет. Окончательный неутешительный вердикт вынес известный профессор, офтальмолог Эрнст Мулдашев из Уфы. Игорю Коломыцину дали первую группу инвалидности. К сожалению, сетчатка скоро отомрет окончательно, и мужчина полностью погрузится в темноту.

Шэл поднял с дивана

В марте этого года заводила Шэл в буквальном смысле слова поднял 56‑летнего Игоря Коломыцина с дивана, вытянув из пучины депрессии. Жизнь для ослепшего после ДТП мужчины потеряла смысл.

— Настроение было застрелиться. Депрессия. Конечно, когда все ориентиры в жизни потерялись! — грустит амурчанин. — Лежал целыми днями на диване. Схожу в магазин, включу телевизор и слушаю «Камеди клаб». Ну на рыбалку с ребятами вырвешься, вроде развеешься, потом опять один сидишь. Кому нужен слепой мужик — никому! Дети далеко, сын и дочь работают на ГЭС, раз в месяц залетают в гости на пару дней, мама больная. Я вдовец: жена погибла в 90-х.

Игорь Коломыцин искренне любит своего верного друга. «Кто получил собаку — крутятся все как могут, денег на кормление не хватает, — рассказывает он о буднях незрячих владельцев поводырей. — Когда встает выбор, кто будет недоедать — собака или инвалид, если человек порядочный и имеет совесть, недоедать будет он».

С появлением в жизни собаки-проводника все изменилось. В 2019 году Игорь Коломыцин заполнил анкету в Фонде социального страхования в надежде обзавестись собственным поводырем. Желание обрести верного помощника исполнилось меньше чем через год. Узнав о том, что ему дают собаку, незрячий благовещенец воодушевился и начал энергично искать деньги для поездки в Москву. С финансами помогли депутаты «Единой России» и ЛДПР, рассказал инвалид. Куда сложнее оказалось найти человека, который бы согласился на полмесяца поехать с незрячим человеком на обучение в школу подготовки собак-проводников в Купавне. «Никто ведь не хочет лететь сопровождающим: это тяжело, большая ответственность. Согласился только мой друг детства Владимир Лучников. Оставил на жену парализованную мать. Было сложно, но он все‑таки полетел и возился со мной, сидел рядом на всех лекциях», — благодарен товарищу Игорь Коломыцин.

Главный хулиган в школе

Доставшийся амурчанину пес-поводырь оказался не только самым крупным в группе, но и главным хулиганом. «Он был самый гиперактивный и самый непоседа. Всем дали маленьких лабрадоров, тихих. Они поедят и спокойно лежат, спят на лекциях, храп стоит на всю аудиторию. А Шэл за хвосты их таскает, стулья грызет, меня облизывает, бандит! — улыбаясь, качает головой Игорь Юрьевич. — Вот есть флегматики, сангвиники… А этот какой‑то кошмарик!»

Единственного в группе дальневосточника Шэл принял в качестве хозяина сразу и навсегда. И выл на всю школу, когда амурчанин уходил курить. «У нас давно такого не было», — удивлялись инструкторы, наблюдая за безоговорочной любовью питомца к новому хозяину. В конце парочка с отличием сдала сложнейший экзамен. В специально построенном на территории школы городке Шэл и его напарник доказали, что вместе не пропадут. «Вот идем мы по городку, а там автобус, и имитация метро с вагонами и эскалатором, и разные препятствия на дороге — лужа, яма, специальная лестница и так далее. И вот слабовидящий со своей собакой должен все это пройти сам. Мы прошли идеально», — рассказывает об успехах амурчанин. Он мечтает, что осенью его и Шэла пригласят на дог-шоу, которое проводит школа собак-проводников. «На этот конкурс слепые с собаками прилетают со всей страны. Если получу официальное приглашение, снова найду спонсоров. И мы с Шэлом полетим, покажем, что умеем, чему научились», — очень надеется на поездку инвалид.

Зачем тебе этот Вася?! 

В сентябре добряку Шэлу исполнится два года. Удивительно, но главный помощник Игоря Коломыцина появился на свет в один день с одним из его трех внуков. «Они у меня с внучком одногодки — оба родились 19 сентября 2018 года», — улыбается мужчина.

Шэл выл на всю школу, когда новый хозяин уходил. «У нас давно такого не было», — удивлялись инструкторы.

Между незрячим благовещенцем и его верным другом царит настоящая идиллия. Три раза в день в любую погоду парочка отправляется на прогулки, несколько раз в неделю ходит за покупками. Пес хорошо запомнил четыре маршрута. Путь в магазин — самый любимый. «У нас какой график — он мне «пинка» дает башкой своей в полшестого. Идем на прогулку. Приходим, я чай пью, а его сиятельство ест. Завтракаем, слушаем новости. Играем. Я его так люблю! — крепко обнимает льнущего к ногам лабрадора Игорь Юрьевич. — И он меня любит страшно! Такой колбасик, Шэлчик. Он же за мной по пятам ходит. Я вот ночью встаю, вроде тихонько, на цыпочках, и слышу, сзади уже пыхтит. Или на балкон пойду курить — через две секунды он уже рядом».

У Шэла в доме есть еще один друг — проворный кот Вася. Это только при первом знакомстве с Василием пес-поводырь на него гавкнул, и то с перепугу, рассказывает хозяин. Со временем животные подружились и стали маленькой бандой. Кот осмелел настолько, что даже пьет воду из миски большого брата и активно хулиганит — выкидывает корм Шэла из второй тарелки. «Они ревнуют друг друга. Я как‑то Васю на кухне глажу, а Шэл рядом стоит обреченно — ну я же здесь! Зачем тебе этот Вася?!»

Породистый пес обожает сыр и груши, а по ночам храпит, как мужик. 

Два года назад у Игоря Коломыцина был другой пес — королевский пудель по прозвищу Иваныч, проживший в семье 17 лет. «Когда он умер, мы с матерью проплакали неделю и решили взять котенка. Так у нас появился Вася», — улыбается благовещенец. Когда в доме появился Шэл, он тоже обзавелся отчеством Иваныч — в честь своего «королевского» предшественника. Колорит в размеренную жизнь Шэла Иваныча и Игоря Юрьевича добавляет именно Василий. На днях, например, он поймал на балконе воробья и, довольный, принес добычу в дом — на радость Шэке.

«Собака-поводырь — это как мужик на обеспечении»

Казалось бы, все прекрасно в этом дружном союзе человека и собаки. Но одной любовью сыт не будешь. Породистому псу необходимо качественное и дорогостоящее питание, дешевые корма грозят серьезными проблемами со здоровьем и, как следствие, сокращением срока жизни поводыря, волнуется за подопечного Игорь Коломыцин. У слепых возникает дилемма — нормально есть самому или вкладывать скромные средства в полноценное питание столь необходимого им помощника.

— Кроме регулярных прогулок, лечения, ветеринарного обслуживания, есть ведь еще питание. И по деньгам это накладно. Такой собаке не насыплешь дешевый корм, где сплошная химия, иначе она будет болеть и мало проживет. Нужен дорогой «Роял Канин», мешок корма на месяц стоит 5 тысяч 700 рублей. Летом необходимо покупать гипоаллергенный корм за 7 тысяч рублей. Плюс регулярно собаке нужно давать сырое мясо, каждый день нужна ряженка или кефир, яичко вареное, сыр твердый нежирный, а он самый дорогой, по 800 рублей за килограмм, фрукты — бананы, груши. Шэл очень любит аргентинские груши, а они дорогие, — перечисляет статьи расходов Игорь Коломыцин. — Пенсия у меня в месяц — всего около 13 тысяч 500 рублей. Плюс государство выделяет в год на собаку-поводыря 25 тысяч. Но разделите эту сумму на 12 месяцев, сколько получится? В итоге у инвалидов выход один — если не находится меценат, который берет их под свою опеку, слепой голодает. Не позволяет себе вообще ничего, сидит на одной лапше. Потому что на этого другана все уходит.

Каждый день благовещенец гуляет с поводырем по набережной Амура. 

В год на питание одного «шерстяного» поводыря необходимо больше ста тысяч рублей. При этом инвалиду надо еще на что‑то жить самому, платить за квартиру, лечиться. «Собака-поводырь — это действительно счастье, и мне повезло! Но это счастье надо еще кормить, поить, лечить, ухаживать за ним. Это равносильно тому, что взять себе мужика на обеспечение», — констатирует Игорь Юрьевич.

Сейчас у деятельного горожанина вся надежда на амурское правительство. Он уже успел встретиться с министром соцзащиты региона Натальей Киселевой и на тот момент зампредом областного «белого дома» Ольгой Лысенко. Но этого вице-премьера на посту сменил новый — Юлия Рябинина. Теперь Игорь Коломыцин пытается попасть на прием к ней. Пока дело застопорилось из‑за пандемии коронавируса. Но Игорь Юрьевич не теряет надежды — он намерен убедить чиновников в том, что ввести региональную доплату для амурских слепых с собаками-поводырями необходимо. Тем более что в области таких всего пять человек. Подобный опыт доплат есть во многих регионах России, почему бы его не перенять Приамурью, чтобы помочь слепым, считает инвалид.

Невежды выгоняют инвалидов с поводырями из магазинов

На прием в правительство области Игорь Коломыцин намерен прийти не один, а с Шэлом. Четвероногий поводырь имеет право находиться с незрячим везде — в любом магазине, поликлинике и где бы то ни было, даже в амурском «белом доме». «По закону собака-проводник приравнивается к реабилитационному техническому средству. Это как костыль или протез», — объясняет инвалид.

Правда, далеко не везде в Благовещенске это правило соблюдают. Заглянув однажды в киоск с фруктами, чтобы купить Шэлу лакомство, незрячий горожанин столкнулся с хамством и нарушением закона. Из ларька его просто выгнали. Пришлось вызывать полицию. После визита стражей порядка вход в этот фруктовый киоск для Шэла и хозяина теперь открыт всегда. Похожая история произошла и в одном из городских супермаркетов. Охранник категорически не хотел пускать в торговый зал слепого мужчину с поводырем в шлейке с красным крестом. На защиту инвалида встали другие посетители. «Я и рот не успел открыть, как на охранника насела толпа покупателей. Они начали ему объяснять, что это собака слепого и с ней я везде имею право ходить. «Ну ладно, проходите», — сделал мне одолжение охранник. А я ему объясняю: вы не кричать на меня должны, а позвать продавца-консультанта, который возьмет корзинку и поможет сделать покупки, — поражен невежеству работников торговых точек инвалид. — Вы знаете, мне звонил знакомый из Крыма, он с нами в школе собак-проводников был. Его тоже выгнали из супермаркета. А жена‑то у него зрячая, сняла все на камеру. Они пошли в суд. В итоге магазин выплачивает инвалиду 300 тысяч рублей за унижение».

Человек собаке — не всегда друг

Уникальная школа подготовки собак-проводников в московском микрорайоне Купавна работает уже 60 лет и по праву считается одной из лучших в Европе. В год здесь готовят по 60 поводырей. Подавляющее большинство инвалидов по зрению и собак действительно становятся добрыми друзьями. Но изредка случаются и печальные истории. Не каждый претендующий на поводыря незрячий находит с животным общий язык. «Одной женщине собаку не дали, она била ее. Это отследили по видеокамерам на территории школы. Животное абсолютно не восприняло эту женщину как хозяйку. У пса вся шерсть посыпалась от стресса», — переживает Игорь Коломыцин.

Бывали и более страшные случаи, когда собаки оказывались на грани смерти. «У одного идиота в Новосибирске собака зимовала на балконе, чтобы дома шерсти не было! Инструкторы узнали, приехали и изъяли животное. Другой дурачок попался — сам вегетарианец и решил собаку кормить капустой и кашей. Деньги от государства потратил на себя. У этого лабрадора шерсть отлетела, он был худой и трясся. Его забрали, привезли в школу, три месяца откармливали. Он навсегда остался в школе, его уже никому не отдали. Вот поэтому мы предоставляем справки о психическом здоровье», — говорит Игорь Юрьевич.

Минздрав РФ предупреждает: курение вредит вашему здоровью.

Возрастная категория материалов: 18+