Самолеты возвращаются: как работает аэропорт и куда можно улететь из Приамурья

Благовещенский аэропорт давно не видел такого низкого пассажиропотока. Регистрация и предпосадочный досмотр проходят без очередей. В этом году главные воздушные ворота области готовились к напряженной работе и новым рекордам, но распространение новой коронавирусной инфекции заставило скорректировать планы. Сейчас, как отмечают в аэропорту, авиакомпании постепенно восстанавливают рейсы в расписании, но до прежних показателей еще далеко. Как работает аэропорт и куда можно улететь из Приамурья, изучил журналист «Амурской правды».

Амурчане сидят дома

В среду утром Благовещенский аэропорт принимает четыре рейса: два самолета S7 из Новосибирска и Москвы, борт «Уральских авиалиний», работающий на столичном направлении, и самолет «ИрАэро» из Владивостока. Рейс «ИрАэро» задерживается на несколько часов. Из-за позднего прибытия судна в Благовещенск переносится и вылет в столицу Дальнего Востока. Многие пассажиры отложенного рейса предпочитают дожидаться вылета за пределами аэровокзала. В том числе и многодетная мама из Владивостока Татьяна Окружко. Вместе с четырьмя сыновьями она гостила в Благовещенске у друзей, а теперь возвращается домой. На короткое путешествие семья решилась, устав сидеть в изоляции дома.

— Во Владивостоке ограничения были жестче, чем в Благовещенске: не только вводили масочный режим, но и гулять на улице запрещали. Но перед нашим отъездом ограничения ослабили. Полетели спонтанно — просто устали дома сидеть. Решили, была не была, и поехали на недельку навестить друзей, — поделилась Татьяна. — Во Владивостоке с 15 июня сняли ограничения, поэтому мы немного расслабились. Нам уже не надо будет садиться на самоизоляцию.

В самолетах и на территории аэропорта действует масочный режим.

Как признается Татьяна, коронавируса она не боится. Впрочем, большинство амурчан не такие смелые и не спешат отправляться этим летом в путешествие. Несмотря на то что количество рейсов сократилось, мест в самолетах более чем достаточно. Так, уроженцы Астрахани Артур и Малика с двумя детьми купили билеты до Москвы всего за пару дней до вылета, причем по относительно доступной цене. Перелет молодой семье обошелся примерно в 50 тысяч рублей. В Приамурье Артур приехал примерно год назад на работу, перевез семью, а лето они решили провести на малой родине. «Я думаю, ситуация с коронавирусом везде примерно одинаковая: что здесь, что в Астрахани», — отметил он.

По данным авиаагентств, сложностей с покупкой билетов в Приамурье нет. Обычно для продавцов билетов период отпусков — это самая горячая пора, но сейчас в офисах затишье.

— Билеты берут редко и мало, — призналась директор авиационного агентства «Моисей» Елена Клатаевская. — Раньше самолеты были полные, а сейчас — почти никого. Все закрыто, лететь некуда. Заграница недоступна, а в Крыму или Сочи цены такие, что проще сидеть дома. Многих останавливает то, что придется сидеть на самоизоляции, и разговоры, что будет вторая волна пандемии.

Как рассказали в Благовещенском аэропорту, в первую неделю июня должно было выполняться 42 рейса, но состоялось только 24. Причем на прибывающих бортах заняты около 40% кресел, а из Благовещенска самолеты улетают заполненными на 60—70%. Весной ситуация была еще хуже: из 39 еженедельных рейсов оставалось только 18, и те в марте и апреле заполнялись только на треть.

Самолеты возвращаются

С начала пандемии коронавируса количество пассажиров, которых обслужили в Благовещенском аэропорту, снизилось на 80%. Но в последнее время, как отмечают специалисты, ситуация начинает выправляться. Так, авиакомпания S7 вернула все рейсы на Москву и Новосибирск — ежедневно из Благовещенска вылетают по два борта «Сибири». «Уральские авиалинии» сейчас восстанавливают полетную карту: из 11 вылетов в неделю, предусмотренных планом, выполняются семь. С 16 июня возвратились в Благовещенск самолеты компании «Северный ветер» («Икар»), пока их «Боинги-767» выполняют два рейса в неделю вместо семи.

Чтобы обеспечить безопасность амурчан и гостей области, также продолжается ежедневная дезинфекция аэровокзального комплекса, офисных помещений, зон вылета и прилета. На открытых площадках аэропорта для санобработки используется генератор холодного пара — он распыляет препараты на трапы, автобусы, входы и выходы аэровокзала.

С 15 июня возобновилась авиасвязь с Сахалином — «Аврора» вернула два рейса в неделю из пяти. «ИрАэро» также дважды в неделю возит амурчан во Владивосток и обратно. А с сегодняшнего дня, 18 июня, авиакомпания «Якутия» начинает полеты в Якутск — пока рейсы выполняются один раз в неделю.

По последним данным, в общей сложности отменено 15 рейсов. Но как подчеркивают в аэропорту, корректировки в расписание сейчас вносятся почти ежедневно.

— Рост пассажирооборота идет. Вернулись все авиакомпании. Конечно, пассажирооборот и частота полетов пока не достигли тех размеров, которые были до коронавируса, но с каждым днем рейсы добавляются. Ожидаем, что туристический сезон, который открывается с 1 июля, добавит пассажиров, — рассказал заместитель руководителя аэропорта Благовещенска Анатолий Смирнов.

По его словам, после прошлогоднего рекорда, когда в Благовещенске обслужили более 559,6 тысячи пассажиров, аэропорт готовился к напряженному году.

— Учитывая тенденцию роста пассажирооборота, которая была в 2019 году и ранее, аэропорт длительное время готовился к тому, чтобы обеспечить массовые перевозки в 2020 году. Мы закупили дополнительную перронную технику: и тягачи, и автобусы — уже все пришло. Сотрудники прошли обучение для работы на них, — рассказал Анатолий Смирнов. — Мы полностью готовы к увеличению пассажирооборота.

С температурой не пройти 

С повышенной температурой в аэровокзал не попасть. Всех входящих в здание не только пропускают через стандартную рамку металлодетектора, но и берут на прицел бесконтактных термометров. Пассажиров, кроме родных, встречают сотрудники Роспотребнадзора в защитных комбинезонах и тепловизионный комплекс. На экранах мониторов в реальном времени отображается температура каждого прибывшего. 

Как объяснили специалисты, если у прилетевшего жар, аппарат это заметит и выделит красным цветом подозрительного человека. После этого специалисты измерят температуру обычным термометром, чтобы исключить сбой в системе. И если данные подтвердятся — вызовут скорую помощь. Но в этот раз спецмеры не потребовались — температура всех пассажиров была в норме.

Авиакомпании рассаживают пассажиров

О безопасности пассажиров заботятся и авиакомпании. Члены экипажей работают в защитных масках и перчатках. Пользоваться масками в полете должны и пассажиры. «Северный ветер» просит всех клиентов запастись средствами защиты в необходимом количестве. S7 и «Уральские авиалинии» готовы самостоятельно обеспечить масками пассажиров. При этом, как сообщает официальный сайт «уральцев», во время длительных полетов бортпроводники каждые три часа забирают у пассажиров использованные маски и выдают новые.

Сотрудники аэропорта надеются, что открытие туристического сезона с 1 июля увеличит спрос на путешествия.

Чтобы снизить число контактов, S7 ввел поэтапную посадку. Сначала на борт приглашаются пассажиры с детьми и те, у кого билеты в хвостовой части самолета. Затем заполняется первая половина борта.

— Таким образом мы стремимся разгрузить процесс посадки в самолет, чтобы меньшему количеству пассажиров приходилось пересекаться друг с другом. Если у вас место в начале салона, то мимо пройдут все, кто сидит дальше, — такого хочется максимально избежать, — поясняет директор департамента пассажирского опыта S7 Airlines Светлана Кулюкина.

Также, по данным авиакомпании, пассажирам, по возможности, назначают места через ряд и кресло друг от друга.

С субсидированными маршрутами пока проблем нет

Из-за коронавируса в этом году нет больших сложностей с покупкой субсидированных билетов. Если раньше льготники разбирали дешевые билеты на летние месяцы еще весной, то в этом году субсидированные места есть почти на все даты. 

— Проблем с субсидированными вылетами сейчас нет вообще: можно подобрать и места, и рейсы, и стыковки — все хорошо. Но желающих лететь нет, — заметила директор авиаагентства Елена Клатаевская. — Даже молодежь, выпускники сейчас не летят. Те, кто брал заранее билеты, сдают, потому что непонятно, как они будут поступать, учиться, — все ждут информацию. 

Субсидированными перелетами с Дальнего Востока могут воспользоваться все, кому еще не исполнилось 23 года, пожилые люди (мужчины после 60 лет и женщины старше 55 лет), многодетные семьи, дети-инвалиды, инвалиды I группы и их сопровождающие, а также инвалиды с детства II и III групп. С 2019 года программа субсидирования действует круглый год.

Цены на лето снижаются

Эпидемия COVID-2019 сказалась и на ценах авиабилетов. Так, в прошлом году за полет до Москвы амурчанам нужно было выложить минимум 17—18 тысяч. Причем за невозвратные билеты. Полноценный эконом-класс с возможностью обменять и сдать билет обходился в 18—22 тысячи рублей. Сейчас же цены авиакомпаний начинаются от 14,5-15,5 тысячи рублей за невозвратные тарифы, а неурезанный эконом можно взять за 17—18 тысяч. 

Время от времени авиакомпании устраивают распродажи. Так, еще сегодня у «Северного ветра» можно купить невозвратный билет Благовещенск — Москва за 10 тысяч в одну сторону или за 16 169 рублей — в обе стороны. У «Уральских авиалиний» сейчас действует промо-тариф: 9 995 рублей за невозвратный билет, а за 12 тысяч предлагают полноценный эконом. Похожая акция недавно прошла и у S7. Кроме того, билеты «Уральских авиалиний» и «Северного ветра» можно приобретать в рассрочку. 

Кроме того, перевозчики мотивируют к полетам повышенными бонусами по программам лояльности. Так, «Уральские авиалинии» зачисляют 5% от стоимости билета на карту участника программы «Крылья». S7 предлагает удвоенное количество миль по программе S7 Priority за покупки у партнеров авиакомпании — в их числе сервисы бронирования жилья и аренды автомобилей, онлайн-кинотеатры, образовательные порталы и магазины электронных книг. 

Возрастная категория материалов: 18+