Для Файзиева этот проект должен был стать полноценным и, в идеале, триумфальным возвращением на режиссёрское поприще: добрым словом его как постановщика вспоминают за экранизацию акунинского «Турецкого гамбита», которую, впрочем, изрядно подпортило желание усидеть сразу на двух форматных стульях. Потом были «Август. Восьмого» и «Легенда о Коловрате», которые лучше бы и вовсе вычеркнуть из резюме — и много-много скупой на творчество продюсерской работы. «Вратарь галактики» изначально претендовал на успех: много спецэффектов, причём действительно дорогих, плюс задорный сюжет с будущим, инопланетными цивилизациями и собственным Таносом, да ещё и столь любимой отечественной публикой спортивной повесткой. Но для того, чтобы всё это донести до дня премьеры, нужно было очень много крепких и надёжных рук. В итоге зелёную галочку можно поставить только напротив пункта «Спецэффекты».

Конечно, критики уже ворчат о том, что они хоть и голливудские, но «двадцатилетней давности — но всё же фильм уж точно не вызывает привычного подозрения насчёт нецелевого расходования народных денег. Графика в нём не выступает посмешищем, как в «Защитниках», и не разочаровывает скупостью, как в дилогии Бондарчука про инопланетного гостя. Операторская работа Максима Осадчего тоже на очень хорошем уровне. С картинкой всё гораздо лучше, чем со всем остальным. 
 

В первую очередь это касается сценария: его многочисленные авторы оказались абсолютно беспомощны перед собственными (и не очень) идеями, которые нужно было изложить за неполные два часа. В некоторое уныние вгоняет открывающий действие закадровый голос. Вступительная лекция с аляповатыми иллюстрациями повествует о Москве образца 2071 года: скажем сразу, что всё остальное человечество по строгим марвеловским канонам во «Вратаре» отсутствует как вид. После ожесточённой космической битвы, случившейся, к несчастью, возле планеты Земля, на ней произошли катаклизмы и бедствия, а над ней на части распалась Луна.

Улицы столицы покрылись тропическими лианами, а простому люду жить стало трудно и скорбно, и даже водичку москвичам выдают по талонам. Работы нет, но и безработных это не особенно заботит: ведь им регулярно и бесплатно показывают соревнования по футуристическому виду спорта, который называется «космобол» — сложно сказать, совпадение это или отсылка к известному издевательскому фильму. Игру продюсирует «межгалактический совет», который должен ещё и следить за тем, чтобы злодей, заключённый внутри земного шара, не выскочил ненароком на поверхность. Плохой парень, в свою очередь, прилагает максимум усилий в надежде на досрочное освобождение. Тем временем обычный парнишка по имени Антон, не разделяющий всеобщего восторга по поводу поднебесной игры в мячик, становится главной надеждой земной команды. А вместе с тем, разумеется, и всего сущего и живого. 

Пересказать исходные данные «Вратаря галактики» непросто: на сеанс лучше не опаздывать, иначе зритель рискует до самого конца задаваться раздражающими вопросами. В этой истории есть и умение телепортироваться, без которого в космобол не берут, и любовный треугольник для землян и не только, и добрый инопланетянин в белом, на которого все молятся, и чёрт знает что ещё. С каждой сменой диспозиции сюжет обрастает деталями, умудряясь при этом нисколечко в них не вдаваться. Межпланетный вид спорта почему-то представлен всего тремя командами, ничейный результат в полуфинале позволяет выйти в финал, космический совет только и может что ругаться по видеосвязи и бездарно руководить в самых важных моментах. Более развитые цивилизации, как завещали Стругацкие, отказываются помогать менее развитым — всех устраивает планета-тюрьма для одного заключённого, а деградация населения в расчёт не идёт. Файзиев с коллегами сваливает в кучу квиддич и «Элизиум», Лукаса и Бессона, а с жанрами творится и вовсе нечто неописуемое: слезливая драма способна в один миг стать классической российской комедией, лёгкая эротика преспокойно соседствует с умилительными дроидами — которые смотрят такими забавными глазками прямо в душу зрителя, достигшего шестилетнего возраста. В душу его родителей в это время смотрят грудастые великанши и местная Мистик, способная принимать весьма соблазнительные облики. Пытаясь разобраться в этой мешанине, публика вдруг замечает, что на экране уже наступил кризис — и к развязке нужно готовиться с тем уровнем понимания, какой есть. 
 

Важную роль в крушении несостоявшегося колосса играют и актёрские работы: если уж Евгений Миронов прилагает старания только в своей нарисованной ипостаси, то о всех остальных и говорить нечего. Забавные сиюминутные камео, конечно, радуют глаз внимательного зрителя, но вот первый и второй план вызывают очень неоднозначные чувства. Молодёжи явно хочется понравиться сразу всем возрастным категориям, а старшее поколение — в лице Елены Яковлевой и ни о чём тогда ещё не подозревавшего Михаила Ефремова — предпочитает не играть, а валять дурака как в последний раз. 
 

Другим второстепенным персонажам попросту не оставляют пространства: всё занято космоболом, постепенно превращающимся в звёздное Бородино. Сфокусировать внимание на главных героях тоже непросто: Антон непроходимо туп, его товарищи по команде — блаженные, добрый инопланетянин много суетится, а злой — всё время злой, без шансов на сложный внутренний мир. А вокруг всё взрывается фейерверками, в космос летят огромные меховые млекопитающие, топочут ножищами басовитые амазонки, а прочая разумная фауна то ест после семи, то разговаривает ускоренными голосами на чистом русском. Можно было бы отметить во всём этом беспорядке некую общую мораль, но её нет: есть только обрывочные фразы про уважение к старшим, недоверие к красоткам и возможность исправить ошибки — в том числе и те, что уже привели к неисчислимому количеству жертв. Главный герой после сотворённого им ужаса падает в объятия всепрощающих друзей и счастливо смеётся. Жизнь, как говорится, на этом не заканчивается. 

При таком раскладе особенно прискорбно выглядит прямой и беспощадный намёк на сиквел, которым завершается «Вратарь галактики». С другой стороны, никаким вратарём московский Нео стать не успел, возлюбленную поцеловать — тоже, да и коммунизм в фильме наступает перед самыми титрами, не позволяя как следует собой полюбоваться. Нашлись бы деньги — а продолжать копипастить космический раздел Голливуда можно ещё долго: тем более что и рисовать более или менее прилично уже получается. Правда, непобедимая беда российского кинематографического мейнстрима (да-да, беспомощные сценарии, написанные в бреду), всё ещё заперта в земной коре где-то под столицей и продолжает свою гнусную деятельность. К тому же космическая фантастика с пометкой 6+ на постерах — это про «Белку и Стрелку», а не про кино, в котором огненные шары проделывают огромные отверстия в скучающих по своим семьям героях, пусть они даже не очень-то по-гуманоидному выглядят. Рассказывать о глобальных вещах и трагедиях мирового масштаба, постоянно сбиваясь при этом на совершенно не уместное сюсюканье, значит заведомо проигрывать битву за полные кинозалы. Тем более, что соперники играют на этом поле давно и профессионально. И ещё наплевательски относиться к результату не привыкли.

Возрастная категория материалов: 18+