Фото: Андрей ИльинскийФото: Андрей Ильинский

Тяга к автомобилям победила

— В   Раздольном мы с 1983 года, — рассказывает Дмитрий. — Мама педагог, отец отработал механизатором всю жизнь. Когда я закончил школу, был выбор: либо идти в педуниверситет на факультет физвоспитания и дальше в тренеры, так как я занимался вольной борьбой, имею первый разряд, либо — в сельхозинститут: я всегда технику любил.

Победила тяга к автомобилям. Да и опытный тренер дал разумный совет: жизнь долгая, случается всякое, и лучше иметь основательную профессию, которая не зависит от возраста, травм и прочих сопутствующих обстоятельств.

— Можно сказать, под чутким руководством спортивного наставника я поступил в ДальГАУ на автомобильный факультет по специализации «Автомобили и автомобильное хозяйство». Это отделение как раз тогда только набирало второй поток, — вспоминает юность глава села.

Попробовав себя после вуза в роли пожарного и дослужившись в Тамбовской пожарной части до командира отделения, решил вернуться в родное село. «90-е годы были веселые, сами знаете. В такое время лучше держаться семьи, близких, да и Раздольное было более хлебным и стабильным. Агрофирма «Партизан» и в 90-е оставалась крепко на плаву. И работу по специальности обещали», — говорит руководитель Раздольненского сельсовета.

Из механиков — в растениеводы

Легендарный «Партизан» стал для Дмитрия Долгушева школой жизни, и первые испытания на прочность, и первые успехи состоялись здесь.

— Я ведь не только по специальности работал. Гендиректором тогда был Геннадий Алексеевич Зражевский, а он считал, что пока человек молод, полон сил, планов и амбиций, должен знать и уметь как можно больше, — отмечает глава села.

Поэтому через шесть лет Дмитрия из механиков перевели в бригадиры-растениеводы.

— Для меня это было немного неожиданно, — признается он, — но там была вакансия, специалиста какое-то время не могли найти, и Геннадий Алексеевич сказал: «Дмитрий, невозможно, работая в сельском хозяйстве, не знать поля и того, что на нем растет». Эта фраза в меня прямо врезалась.

И хотя растениеводство было не его стезей, работал Долгушев добросовестно, чтобы перед преемником не было стыдно. А дальше жизнь сделала новый поворот — позвали в спортшколу тренером ДЮСШ. Отсюда и начался старт в совершенно иную, незнакомую сферу деятельности.

Сам напросился

— В главы пошел спонтанно, получилось даже забавно, — улыбается Дмитрий. — Сейчас я думаю, все тогда случилось и получилось именно потому, что я по молодости лет и самонадеянности не отдавал себе отчета, что это на самом деле такое — глава муниципального образования. Думал — ну сельсовет и сельсовет… Мы были на соревнованиях, а тогда как раз шла подготовка к выборам, подбирали кандидатуры. Зашел об этом и у нас разговор, а с нами был глава района, и тут я возьми и выскочи: а давайте я свою кандидатуру выдвину. Пошутил, в общем. А они всерьез мое заявление восприняли.

Потом был серьезный, дотошный разговор, Дмитрия «просканировали» как на рентгене, и опытные серьезные люди увидели в молодом человеке потенциал, который сподвиг сделать на него ставку. «Я к тому времени все-таки знал больше о будущей деятельности и стал понемногу остывать. Но мне сказали: ты уже в процессе, на тебя уже работают. Отступать некуда», — вспоминает начало карьеры во власти глава Раздольного. Первые выборы были прямые, всенародные: при явке 60 процентов за Долгушева проголосовали 62,8 процента избирателей. Вторые выборы, говорит Дмитрий, были для него уже вполне осознанными и поэтому — более сложными и ответственными.

На посту главы Долгушев избрал простой, но одновременно и   сложный путь : разговор с односельчанами всегда должен быть открытым и честным. И каждая точка зрения имеет право на жизнь. Даже если она обидная и несправедливая.

— Я когда на выборы шел, сразу сказал: ни золотых, ни серебряных гор не будет. Я иду работать вместе с вами. Легко не будет, что сможем — сделаем, что не сможем — будем учиться и тоже постараемся сделать. Мы же умные, мы справимся. Думаю, на четверку с минусом справляюсь, — самокритично замечает руководитель поселения. — Работа у нас многогранная. Каждый раз что-то новое появляется, за всем надо успеть уследить; люди тоже по-разному нас оценивают, поэтому рано еще нам быть твердыми хорошистами. Этот минус — мой личный стимул, люфт, который я должен заполнить полезными и нужными делами.

Главное — не утонуть в планах

Если не планировать, в планах можно утонуть — эту истину Долгушев усвоил давно. И научился планами управлять.

— Не скажу, что таким великим стратегом стал, но выделять главное, расставлять приоритеты и выстраивать иерархию задач научился. Это азы нашей работы. Иначе в этих планах утонешь. Я многому научился у старших коллег, у руководителей районной администрации. С нами постоянно занимаются, дают те инструменты, которые помогают понимать, что и как надо делать, — отмечает Дмитрий Сергеевич. — Возьмем, к примеру, инициативное бюджетирование. Этому проекту, по большому счету, цены нет. Кто еще несколько лет назад мог подумать, что люди будут менять жизнь в своих селах по собственной инициативе и за свой счет. Но ведь надо еще научить, как это сделать правильно. У нас при районной администрации, можно сказать, целая управленческая школа работает по инициативе первого зама главы Светланы Евсеевой. Поругивает нас иногда, но зато объясняет все гениально!

Местное самоуправление — это люди

Не зря говорят, самая тяжелая работа — с людьми. Проще управлять десятком станков, чем объяснить 10 односельчанам, почему местное самоуправление — это они сами. Дмитрию Долгушеву в этом плане и повезло, и не повезло. Раздольное — село знатное, люди здесь основательные. Это с одной стороны. С другой — богатое село еще с советских времен привыкло, что бытовые проблемы решает совхоз. «В этом была некоторая трудность, когда мы начинали раскручивать проекты по инициативному бюджетированию. Кто-то ворчал, кто-то не верил: мол, соберете деньги и… фьюить! — улыбается глава.

Помогла опора на молодежь. Дмитрий нашел общий язык с близкими по возрасту. Это только говорят, что молодежь раньше лучше была. Юное поколение не меняется в одном — всегда готово на свершения. Главе села подставил плечо Максим Шарипов, возглавил инициативную группу. «Но самую солидную поддержку мы получаем от хозяйства. Руководство «Партизана» никогда не считает нас просителями. Мы партнеры. Раздольное — наша общая родина», — подчеркивает Дмитрий Сергеевич.

Коротко о себе, семье и планах

  • Я человек конкретный. Если сказал — сделал. Если не получилось сделать — объясняю, почему не получилось.
  • Планы стали сложнее, но интереснее. Главное, все эти проекты позволяют привлечь больше денег на территорию. Это стимулирует, заставляет шевелиться, думать, куда мы еще можем вложить деньги. И работать, работать.
  • Диалог с населением сложился, но с некоторыми сельчанами сложно. Есть, например, такие, кто скептически относится к проектам. Я им говорю: как вы не понимаете, вот ваши 500 анкет, вы сами их заполняли, своим почерком. Всё у вас на виду.
  • Первый брак был юным, студенческим, но воспоминания о нем самые светлые, в нем у меня родилась дочь Варвара, сейчас взрослая уже, 22 года. Пока еще не замужем. Но я подумываю уже о том, что меня скоро дедом назовут.
  • Нынешнюю жену Екатерину привез из Благовещенска. Она врач-педиатр. Работает в нашей участковой больнице. У нее сейчас должность — ответственный врач. Не главный, но за всё про всё в ответе. Можно сказать, сделал доброе дело — привез в село врача. У нас трое детей: Полина, Лев и Елена. Двенадцати, семи и пяти лет. Дочек возим в Благовещенск в ОКЦ в студию «Грация». Сын ходит на борьбу. Я там же подрабатываю — пригласили вести секцию. Так что выбора у сына нет.
  • Мы стараемся не нести в дом рабочие проблемы. Не всегда получается, но придерживаемся правила — негатив остается за порогом. В дом — только с радостью.

На правах рекламы

Возрастная категория материалов: 18+