​Разделенные Зеей:как рисовали ледовую открытку в селе Чагоян, над которым летят ракеты с космодрома

«Над нашим селом проходит траектория полета ракет с космодрома Восточный, и мы надеемся, что ледовая открытка принесет удачу очередному запуску», — писали нам в редакцию в декабре участники конкурса «Чудеса на льду» из Чагояна. Между тем, снежные часики на льду реки обеспечили успех не только шестому пуску с космодрома, но и самим сельским жителям. Их ледовая картина стала одной из лучших. «Амурская правда» отправилась в необычное село, разделенное Зеей на два берега. Как сейчас живет населенный пункт возле богатого месторождения, где годами добывались известняк и гранитный камень, читайте в нашем репортаже.

Красные ждут воды

— Все, приехали, — радостно объявил наш водитель Антон Журавлев, проезжая дорожный знак с надписью «Чагоян».

Четырехчасовая поездка с одной остановкой на заправке подошла к концу, чему все были несказанно рады. Водитель решил воспользоваться своим проверенным лайфхаком и самостоятельно найти здание сельсовета по флагу. Но каждый раз, подъезжая к трепыхающемуся на ветру полотнищу, проезжал мимо или разворачивался. Триколор не обнаруживался, все флаги в округе были красными. «Одни коммунисты тут, что ли?» — недоумевал наш фотокор Владимир Воропаев, вглядываясь в окно. Через десять минут безуспешных поисков мы сдались и позвонили главе села.

— Сегодня же вторник: приезжает водовозка! Красные флажки выставили все, кому нужна вода, — смеется глава Чагоянского сельсовета Людмила Тимошенко. — Вы далеко уехали. Возвращайтесь обратно: мы вас уже заждались.

Победный эскиз

В небольшом кабинете за длинным столом собрался весь коллектив администрации: руководитель, специалист, водитель и уборщица. Этим же составом в морозном декабре они рисовали на едва замерзшей Зее ледовую открытку для доброго конкурса АП. «Минутное волшебство» из Чагояна на нашем сайте набрало 22 002 балла, а художник-скульптор Алексей Сидоров назвал эту картину одной из пяти лучших работ.

Автор эскиза — ведущий специалист администрации Олеся Иванова — смущенно пожимает плечами: мол, ничего особенного в картине не видит. «Я ее за пару минут придумала, пока мы чай пили», — улыбается женщина.

— Да у нее такая фантазия и талант дизайнерский! Каждый год украшает зимний двор, участвует в конкурсах и занимает призовые места, — не скрывает гордости за коллегу уборщица Ольга Бальчинова.

Открытка на сердце

Уставшие от года пандемии, символом которого стали удаленка, ограничения и крах бизнеса, селяне с энтузиазмом восприняли акцию «Амурской правды» в память о глухом художнике из Маркова Валерии Мельникове. Увидев объявление о конкурсе в «Инстаграм»-аккаунте газеты, глава села на ежедневной планерке предложила коллективу попробовать создать чудо своими руками.

— Они меня сразу поддержали, — говорит Людмила Тимошенко. — После планерки мы сели пить чай и тут же эскиз придумали, а на следующий день поехали рисовать!

Было несколько вариантов, где разместить открытку: на Зее или одном из местных озер. Решение было удивительным, но единогласным. Чагоянцы выбрали изрытый торосами, едва застывший речной лед. «Там рядом переправа, люди могут каждый день видеть нашу открытку и улыбаться», — объясняют свое решение коллеги.

Для местных жителей Зея — больше чем река. Это пылкое сердце Чагояна. Бурный водный поток разделяет населенный пункт надвое. Часть селян живут на левом берегу, часть — на правом. Летом ездят друг к другу в гости на лодках, зимой пересекают речной километр пешком или на машине.

Место на льду

341

человек сейчас живет в Чагояне. Сильный отток населения начался в последние три года. Только в 2020 году из села уехали 24 человека

На тот момент прошла лишь неделя, как встала Зея. Найти ровное место и убедиться в его безопасности отправился супруг главы села Сергей Викторович. «Он вырос на левом берегу, по цвету и треску льда определяет, можно на него ступать или нет», — говорит Людмила Владимировна. Мужчина протоптал для отважной компании площадку недалеко от переправы. Правда, в пятистах метрах от этого места на льду оставалась большая полынья. Испарения от нее сначала пугали ледовых художников, а потом перестали интересовать.

На следующий день работники администрации с лопатами, метлами и тазами выехали на лед. Предполагалось, что тазами будут чертить круги, но масштабы оказались совсем другими. Пришлось рисовать их с помощью веревок по системе циркуля.

— И у нас всё пошло, как по маслу. Наверно, потому что затея хорошая, добрая, — улыбается Людмила Тимошенко. — Каждый занялся своим делом: мы с Ольгой измеряли пространство и делили его на квадраты, Олеся рисовала, Вадим расчищал снег.

Синий иней

Энтузиастов подгонял и прогноз погоды. Температура в -25 градусов через два дня обещала смениться морозами под сорок. Задачу облегчало то, что снега на свежескованной реке почти не было. Лед покрывал лишь тонкий кружевной слой инея. Напарники вчетвером как раз уложились в срок, но неожиданно обнаружили, что не могут сфотографировать свое творение. Сорокаметровая открытка не влезала в объектив.

— Выручила замглавы района Елена Петровна Булгакова: отправила к нам ребят из Петрушинской школы с квадрокоптером, — рассказывают участники конкурса. — Мы сами осознали, какую красоту сотворили, только когда увидели фото.

Ледовую картину нарисовали на льду реки рядом с переправой. «Люди могут каждый день видеть нашу открытку и улыбаться», — объясняют свое решение авторы.

Ледовая открытка поразила в самое сердце всех местных жителей. Сельская молодежь несколько раз ездила чистить ее от снега, даже когда морозы придавили под 50 градусов. Голосовали за нее также всем миром, рассылая ссылку на конкурс родным и знакомым. Так новогоднее ледовое поздравление Чагояна с населением 341 человек за три недели набрало 4 823 лайка. «Мне даже двоюродная сестра из Благовещенска позвонила и сказала, что очень нас всех зауважала, такие мы молодцы», — говорит Ольга Бальчинова.

Фото между двух берегов

Чтобы интересные идеи за чашкой горячего чая рождались здесь как можно чаще, мы подарили победителям поттер, а также наши фирменные подушки с изображением главной ледовой открытки Приамурья.

— Какие красивые, белоснежные! А давайте сфотографируемся с ними не здесь, а на реке прямо между двух берегов? — предложили женщины. — Заодно село вам покажем!

После этого предложения сразу оживился водитель Вадим Бегин, хранивший скромное молчание на протяжении всей нашей беседы. На уазике он резво домчал нас до переправы. Пока мужчина по-хозяйски ввинчивал в землю поваленный ветром дорожный знак, мы выбрались из машины. Снега было так много, что я увязла и растянулась на нем, едва отойдя от авто. «Рисовать открытку — необычное развлечение, но в следующий раз как-нибудь без меня, — пробираясь к середине реки, потирает замерзшие руки Вадим. — Некогда таким заниматься: работы много».

— Он всегда так говорит, но в итоге делает и делает на отлично, — смеются женщины, глядя вслед водителю.

Легенды и трудные времена Чагояна

Лица на ветру замерзают быстро, но мы успеваем обвести взглядом развернувшуюся с середины реки панораму. На левом берегу Зеи вдалеке виднеется скромная россыпь домов. Кажется, люди живут только там, потому что на правом берегу стеной раскинулись скалы. Как раз благодаря им на этой земле 110 лет назад появились первые поселенцы. Чагоян стоит на известковом месторождении. Добывать здесь известковый камень и выжигать из него известь начали еще китайцы в начале прошлого века.

Внутри китайской печи

— Есть легенда, что это было только прикрытием, на самом деле они добывали золото и сплавляли его по реке, обложив известью, — делится подробностями глава сельсовета Людмила Тимошенко.

По словам местных жителей, китайцев выгнали с этих земель еще до Великой Отечественной войны. Но их легендарные каменные печи до сих пор стоят в лесах по берегам Зеи. Одну из них, вскарабкавшись по крутому заснеженному склону, увидели и мы. Древнее строение с арками, поросшее мхом и кустарниками, больше напоминает оборонительный вал. Теперь это местная достопримечательность, куда чагоянцы приезжают погулять и сфотографироваться. «Никто не знает, что за раствор они применяли: столько лет стоит под дождями, ветрами и вьюгами и не разрушается», — удивляясь, качает головой Вадим Бегин.

От известняковой муки до щебня

В период хрущевской оттепели активно добывать здесь известняк начали соотечественники — на правом берегу Зеи заработал Чагоянский карьер известняка. Жизнь в селе забила ключом: появились школа, почтовое отделение, магазины. Люди стали массово переселяться с левого берега, откуда начиналось освоение этих мест, на правый, где и по сей день располагаются все социальные объекты. В восьмидесятые годы здесь начинается выпуск известняковой муки для раскисления почв. Сельчане вспоминают этот отрезок времени как самый счастливый. Но он продлился недолго — уже в девяностые производство было остановлено, а государственные предприятия стал заменять частный бизнес.

34

ребенка учатся в Чагоянской школе, еще 13 — в дошкольной группе

Следующий всплеск развития Чагояна случился только через двадцать лет. В 2012 году здесь начали добывать гранитный камень для производства щебня. Им отсыпали площадки космодрома Восточный и газоперерабатывающего завода. Также щебень  добавляют в асфальт при строительстве дорог. Это крепкий камень, устойчивый к нагрузкам и перепадам температур.

В прошлом году из-за ковида многие предприятия были вынуждены закрыться. Сейчас известняк обжигают только местные бизнесмены, когда-то закупившие щебень у крупных организаций во время взрывной добычи. Об этом свидетельствуют четыре большие кирпичные печи на территории села. Во время обжигов печи непрерывно дымят пять суток. Столько времени должна сохраняться постоянная температура, чтобы камень превратился в рассыпчатую известь. Готовый материал потом используют в очистке сточных вод, строительстве и отделке.

«Сейчас село умирает»

— Чагоянская известка очень качественная: с ведра получается сорок килограммов гашеной извести, густой, как сметана, — уверяет Людмила Владимировна. — Мы в клубе белим потолки только своей известкой. Предприниматели отсыпят мешок, никогда не откажут.

Сейчас для села снова наступили трудные времена. После закрытия производств многие жители лишились работы. Большая часть населения трудится вахтами на золотодобыче, космодроме и ГПЗ. «Есть у нас еще цементный завод, но он работает не в полную силу, — признается глава сельской администрации. — Надеемся, что предприятие восстановится и станет тем, что удержит людей здесь. Потому что сейчас село умирает».

Поверить в эти слова было непросто. Пока мы знакомились с окрестностями, встретили под завязку груженный известью двадцатитонник, а чуть позже — наполненный деревом лесовоз. Край кажется богатым, но остается бедным.

Спортивные вершины

Сильный отток населения на себе ощутила и гордость села — Чагоянская школа. Впервые за всю историю в этом году здесь не будет выпускников. Два года назад девятый класс полным составом покинул школу. Все семеро ребят уехали из населенного пункта продолжать учебу в школах райцентра и колледжах области.

Сильный отток населения на себе ощутила и Чагоянская школа — впервые за всю историю здесь не будет выпускников.

В Шимановском районе знают, что в Чагояне учатся отличные волейболисты, лыжники и шахматисты. Всю третью четверть традиционно уроки физкультуры проходят на лыжах. Жаль, мы приехали поздно и не застали школьников на лыжной дистанции в лесном массиве.

— Сегодня первый раз шестерых первоклашек водила в лес: столько впечатлений, — лучезарно улыбается учитель физкультуры Валентина Сурикова. — А какие третьеклассницы в этом году на волейбол пришли: одна уже верхнюю подает!

Умелец с левого берега

Первое впечатление о том, что люди живут только на левом берегу, оказалось ошибочным. Отсюда началось освоение Чагояна, потому что это место более пологое, чем правый берег. Но со временем почти все местные жители перебрались через речку – туда, где шло активное строительство. Сейчас на левом берегу живут всего восемь семей, в основном пенсионеры.

— Раньше здесь были две улицы и много домов, — рассказывает Людмила Тимошенко, переехавшая сюда десятилетней девочкой из Приморского края. — Все были такие гостеприимные: в любой двор зайди — напоят чаем с булочками.

10

минут плыть на моторной лодке от левого берега Чагояна до правого

Теперь улица всего одна и, конечно, – Зейская, а дома разбросаны далеко друг от друга. Один выделяется ярким желтым пятном. Подъезжая ближе, замечаем, что и всё остальное подворье ему под стать: резная калитка в цветочек, золотистый велосипед у забора, самодельный трактор «Леший Т-90» в заснеженном огороде. Слышу, как лихорадочно щелкает камера нашего фотокора, и хорошо его понимаю. Здесь куда ни глянь — шедевр.

— Пашка, ты чем дом красил, морилкой? — с интересом оглядывает фасад Людмила Владимировна.

— Нет, это специальное покрытие от влажности и жуков-короедов. А цвет жена выбирала, — отвечает мужчина в тельняшке, вышедший встречать гостей.

— Очень жизнерадостный, — отмечаю я.

— Да у него и жена такая же! Жаль, ее не увидите, на вахте сегодня.

Павел и Ольга Бардины — удивительные люди. В отличие от многих своих земляков, они не уехали из села в город. Наоборот, пять лет назад продали свою квартиру в Шимановске, бросили привычную жизнь и махнули в Чагоян. Дед Павла оставил ему здесь старенький однокомнатный домик. Супруги обшили его деревом, сделали ремонт внутри, а на участке разбили пасеку. «Тут так спокойно: речка, природа! Не пойму, как я раньше без этого места жил?» — признается хозяин.

Пока Ольга трудится на космодроме, Павел подрабатывает водителем: летом — грузовика, зимой — моторной лодки. В свободное время рыбачит и прогуливается по местным лесам с любимыми хасками Вакшей и Айшей. Руки у мужчины всегда росли откуда положено: из подручных деталей он собрал трактор, на котором делает всю хозяйственную работу. Но однажды душа попросила творчества. И Павел начал вырезать из дерева необычные картины с ликами славянских богов. А не так давно пошел еще дальше — взялся мастерить топоры, вытравливая на металле необычные узоры.

Материал об удивительном умельце из Чагояна читайте в следующих выпусках «Амурской правды».

Ракета над огородом

Чагоян — самый приближенный к космодрому Восточный населенный пункт.  Между ним и стартовой площадкой всего 27 километров. Радиус безопасного расстояния — 30 километров. Поэтому с 2016 года во время всех запусков с Восточного население эвакуировали за десять километров от дома. Траектория полета ракеты проходила прямо над селом. Ступени падали в Зейском районе, расположенном выше по течению.

В декабре ушедшего года жителей впервые не эвакуировали во время запуска. Все селяне остались дома, продолжая заниматься своими делами.

— Роскосмос заявил, что траектория полета ракеты была изменена на шесть километров в сторону от Зеи и нас теперь не затрагивает, — пояснила глава администрации Людмила Тимошенко.

Весной дороги нет

В маленьком селе нет чужих проблем — они все общие. Большой болью чагоянцев около трех лет остается испорченная региональная дорога, соединяющая село с райцентром. Раньше по асфальту добраться до Шимановска можно было за 20 минут. После того, как дорогу разбили большегрузы, возившие отсюда гранитный камень на космодром, проезжать эти злополучные 44 километра без неудобств можно только зимой. Наступающей весны местное население ждет с ужасом, ведь дорога снова превратится в сплошные ямы.

Старожилы помнят времена, когда до соседней Ураловки по Зее ходил пассажирский теплоход «Ракета», а в реке купались люди, потому что до строительства ГЭС вода там не была ледяной, а река – такой глубокой.

— Подавали в суд на «Спецстрой» и выиграли дело, но дорогу нам так никто и не восстановил, — разводит руками глава сельской администрации.

— Я составляла коллективную жалобу с фотографиями дороги, подписями местных жителей, отправляла ее губернатору Александру Козлову, а затем Василию Орлову, — подключается к разговору директор школы Екатерина Гончар. — «Амурупрадор» отвечает, что дорогу восстановят при появлении денежных средств, но их, как мы видим, нет.

МНЕНИЕ

Екатерина Гончар, директор Чагоянской школы:

— Из-за нехватки учителей все ребята учатся «каскадом», в одну смену. Нам нужны учителя технологии, географии, русского и иностранного языков, а также начальных классов. Но все предметы у нас преподаются: коллектив прошел переподготовку!

Подали заявку на программу «Земский учитель». На преподавателя английского для нас уже есть шесть кандидатур. Мне звонила педагог из Удмуртии, уточняла подробности: какое жилье, классы, интернет, оборудование. У нас со всем этим проблем нет. В июле узнаем, кто к нам приедет.

Возрастная категория материалов: 18+