Фото: Владимир ВоропаевФото: Владимир Воропаев

Соевая житница страны

Всероссийский научно-исследовательский институт сои был создан 5 мая 1968 года. Однако история его начинается еще до Первой мировой войны. В 1908 году почвенно-ботанический отряд комплексной экспедиции Российской академии наук дал старт опытно-исследовательскому делу в Приамурье. Ученые занялись исследованием почв, климата, биоресурсов Дальневосточного края и сделали первые шаги в изучении проблем сельского хозяйства.

171

сотрудник в коллективе ВНИИ сои, 80 из них — научные работники

Далекая от центра страны земля оказалась весьма ценной и благодатной. Опыты селекционеров в исследовании зерновых культур, многолетних трав, сои давали свои плоды. В годы Советского Союза на Дальнем Востоке размещалось 95 процентов посевов сои страны, больше половины из них — в Амурской области. Этот факт вместе с огромным накопленным опытом здешних специалистов стали основанием открытия ВНИИ сои.

С этого времени начинается новый этап аграрной науки в Приамурье. Коллектив института выполнил фундаментальный труд — системные разработки по земледелию, механизации и технологиям производства сельхозкультур. Сегодня сотрудники учреждения продолжают и дополняют работу своих предшественников. В лабораториях и на опытных участках идут исследования по селекции, генетике, микробиологии, биотехнологии, семеноводству, семеноведению, защите сои, технологиям возделывания и переработки главной культуры региона.

Фосфор под наблюдением

 

Пробирки и колбы с едко пахнущей бесцветной жидкостью, дистилляторы и микроскопы, шприцы-дозаторы — рабочий инвентарь ученых с первых минут присутствия в лаборатории вызывает интерес и благоговейный трепет. Кажется, если ты не учился на химика и плохо ладишь с техникой, то никогда не овладеешь этими приборами. На самом деле, достижения современной науки зависят от многих слагаемых. И техническое оснащение среди них стоит не на первом месте. Куда важнее — найти хорошего наставника, который поделится бесценными знаниями и поможет влиться в научное сообщество.

53

года исполнилось со дня основания Института

Двадцатитрехлетней Кристине Разумовой повезло. В следующем месяце она окончит магистратуру Дальневосточного ГАУ и поступит в аспирантуру. При этом девушка уже два года ведет собственные исследования в аналитической лаборатории земледелия, агрохимии и защиты растений ВНИИ сои. Под руководством кандидата сельскохозяйственных наук Екатерины Наумченко студентка освоила методику сложных анализов по содержанию подвижных фракций гумуса и фосфора в почве.

— Луговые черноземовидные почвы занимают 35 процентов пашни Амурской области, — поясняет Екатерина Тарасовна. — Мы изучаем биологические свойства почвы, ферментативную активность, действия на них извести и удобрений. Исследуем, как проходит воспроизводство плодородия.

«После защиты кандидатской диссертации ученик продолжает и расширяет свои исследования, собирая материал для докторской, — говорит Валентина Синеговская. — Сам в это время уже может стать наставником для выпускников вузов».

В то время как сверстники Кристины покоряют Ttik-Tok, девушка делает первые самостоятельные шаги в фундаментальной науке. Она проводит сравнительный анализ данных длительного эксперимента, заложенного на опытном участке института около 60 лет назад. Кристина признается, что кропотливые исследования и научные термины пугали ее только поначалу. После того как она усвоила технологию работы, труд стал приносить большую радость. «Мне очень нравится то, чем занимаюсь, чувствую, что это мое», — делится младший научный сотрудник, аккуратно орудуя дозатором.

В шаге от кандидата наук

Поддержать юную коллегу в этом вопросе готова старший научный сотрудник лаборатории первичного семеноводства и семеноведения Мария Михайлова. Она пришла в Институт сои семь лет назад после окончания естественно-географического факультета БГПУ. Пять лет девушка работала над кандидатской диссертацией, которую готовится защищать уже в этом году.

Чтобы стать кандидатом сельскохозяйственных наук, необходимы результаты минимум трех лет лабораторных и полевых исследований. Еще год уходит на написание и оформление самой работы. Мария Павловна уверена, что половиной успеха обязана своему мудрому наставнику академику РАН Валентине Синеговской.

— Мы вместе определили программу исследований, — рассказывает Мария. — Она помогала мне как в теоретической части, так и в закладке лабораторных экспериментов, а затем и полевых опытов.

На протяжении четырех лет обучения в аспирантуре с легкой подачи наставника девушка была постоянным участником конференций, конкурсов и форумов. Так, в 2018 году ее научная работа была удостоена премии имени академика Анатолия Климентьевича Чайки за работу в области сельскохозяйственных наук.

Победа в битве за урожай

 Длительный опыт по изучению влияния антропогенной нагрузки на почву передается из поколения к поколению.

В 2021 году ВНИИ сои уже получил 4 патента на изобретения. Один из них — соавторство Марии Михайловой с Объединенным институтом высоких температур РАН. Партнеры изобрели способ повышения урожайности среднеспелых сортов сои в предпосевной обработке низкотемпературной аргоновой плазмой. Ученые провели исследования и доказали, что этот фактор улучшает качество семян, их устойчивость к неблагоприятным погодным условиям. Недорогие установки для обработки семян, испытанные в институте, смогут увеличить урожайность сорта на 3—4 центнера с гектара.

120

тонн семян высших репродукций амурской сои было продано в Сибири и на Дальнем Востоке в прошлом году

— Я люблю отдавать свои знания и опыт другим. Для руководителя большая радость, когда его ученик достигает высот, — говорит Валентина Тимофеевна. — Когда я сама начинала тут работать больше сорока лет назад, моим наставником был Виктор Васильевич Русаков. Я ему всю жизнь была благодарна за подсказки и поддержку. Когда я училась в аспирантуре Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева моим научным руководителем был Георгий Сергеевич Посыпанов. В память о наставнике в моем кабинете стоит его портрет. Когда люди спрашивают, кто это, я без преувеличения отвечаю, что это выдающийся ученый.

Наставничество — мощный механизм подготовки научных сотрудников. Ведь их не готовят в учебных заведениях, а формируют только в сильных коллективах, таких как ВНИИ сои. Научный руководитель, старший по должности и опыту товарищ — первый человек, который протягивает руку помощи молодому ученому и вводит его в увлекательный мир науки.

МНЕНИЕ

Михаил Синеговский, врио директора ВНИИ сои:

— В каждом научно-исследовательском учреждении формируются научные школы по различным направлениям — селекции, семеноводству, фундаментальным наукам. У нас самый яркий пример наставничества и научных династий — это знаменитые селекционеры Карп Карпович Малыш и его жена Татьяна Петровна Рязанцева. Их дочь Лидия Карповна Малыш удачно продолжила родительское дело, потому что они с детства готовили ребенка к работе в науке. В селекции без этого никак. Это работа с растениями из поколения в поколение. Просто прийти после института и взяться за нее довольно тяжело. Старшие товарищи должны рассказать и показать, как работает селекционный процесс, что такое метод отбора, гибридизация. Понять можно, но вручную включиться в процесс сложно. Без преемственности поколений сохранить тот научный потенциал, который создавался долгое время, невозможно.

Возрастная категория материалов: 18+