Фото: Владимир ВоропаевФото: Владимир Воропаев

«Не знаю, для кого брала эти кредиты!»

Межмуниципальный отдел МВД России «Благовещенский» завален заявлениями о фактах телефонного мошенничества. Большинство криминальных историй начинаются одинаково — со слов «Мне на сотовый телефон поступил звонок с неизвестного номера…»

12 мая такой звонок раздался на телефон сотрудницы финансовой службы одного из госучреждений амурской столицы. Мужчина представился сотрудником Центрального банка России и сказал, что от ее имени поступило заявление о смене номера мобильного телефона и подана заявка на кредит в другой банк. Казалось бы, вот здесь должна была стоять жирная точка: уж кто-кто, а опытный бухгалтер должна знать, что сотрудники Центробанка вряд ли будут звонить физлицу — клиенту другого банка.

Женщина не поверила. Но следом раздался другой звонок: «майор полиции» Назаров строгим голосом сообщил: «Идет расследование уголовного дела по мошенничеству, необходимо помочь работникам Центробанка». И предложил заглянуть в интернет, чтобы убедиться: номер, с которого он звонит, принадлежит Министерству внутренних дел. 

Сотрудники полиции, Следственного комитета, прокуратуры НИКОГДА не спрашивают по телефону никаких личных данных. Они могут позвонить только для того, чтобы вызвать человека на беседу в горотдел или региональное управление.    

Интернет подсказал: номер, с которого якобы звонил, действительно принадлежит силовому ведомству. Почему якобы? Да потому что есть программы, которые широко используют мошенники. Она позволяет авторизовать звонок на любой номер — преступник звонит с одного номера, а у человека в телефоне высвечивается совершенно другой — хоть кабинета начальника амурской полиции, хоть московского главка МВД России. Расчет на доверчивость.

Опытный финансист тоже захватила эту «наживку». В течение дня ей поступила череда новых звонков. Якобы специалист ЦБ стал убеждать: чтобы банк не выдал кредит мошенникам, женщина должна срочно оформить кредит на свое имя, перевести деньги куда следует, и только после этого кредит на мошенников будет аннулирован.

Здесь должен бы сработать еще один тревожный маячок — и сотрудники банков, и полицейские (настоящие, а не телефонные!) постоянно предупреждают: только мошенникам выгодно торопить человека, чтобы он не успел опомниться, подумать, что-то проанализировать. По словам бухгалтера, она тоже об этом слышала, но — опять не сработало.

Следующий звонивший уже диктовал ей алгоритм действий: нужно ехать в Почта Банк, там взять кредит в размере 500 тысяч рублей, затем снять деньги и положить их «в банковские ячейки» на различные номера телефонов. Словно зомби благовещенка исполнила все задания мошенников. А потом посетила еще несколько кредитных организаций Благовещенка и оформила кредитов более чем на два миллиона рублей. Все это за один день — 13 мая. И банки без проблем дали кредиты.   

Все средства финансовый работник также перевела на указанные номера, после чего успокоилась и благополучно обо всем забыла. Сердце екнуло, когда спустя девять дней на телефон пришло СМС: нужно оплатить первый платеж по кредиту. Бухгалтер пошла в полицию писать заявление. Возбуждено уголовное дело, но вернуть потерянные деньги вряд ли удастся.  

— Раскрывать такие преступления очень сложно. Ведь мошенничества совершены дистанционно. Преступник потенциально может находиться в любом регионе России, даже в любой точке земного шара, — говорит начальник отдела по раскрытию преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, подполковник полиции Виктор Голдов.

Поэтому статистика раскрываемости краж с банковских карт и счетов по России не такая высокая, как хотелось бы многим потерпевшим. 

«Банки могли бы интересоваться: для чего человек берет столько кредитов?»

Виктор Голдов, начальник отдела по раскрытию преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, подполковник полиции:

— Мы очень часто регистрируем случаи, когда потерпевшие лишаются не только личных сбережений, но еще и берут кредиты в различных банках. Если бы сотрудники кредитных организаций проявляли большее участие и спрашивали у граждан: «Вы точно для себя берете кредит? Или планируете перевести эти деньги по номерам каких-то телефонов и на другие банковские счета?» — то кого-то этот вопрос мог бы остановить от необдуманного шага. Заставил бы задуматься: «А что я делаю? И для чего?» Я уверен: количество потерпевших и суммы ущерба можно было бы уменьшить.

МОШЕННИКИ ВСЕГДА ИГРАЮТ НА ЧУВСТВАХ 

Каждому из потерпевших в полиции задают вопрос: вам известно, сколько сейчас телефонных мошенничеств, самый частый ответ: «Знала, но все равно поверила».  Какие такие ниточки аферисты подбирают, что им верят? Среди потерпевших ведь не только пенсионеры или люди не самого высокого социального статуса, но даже менеджеры, нотариусы, финансовые управляющие — люди, которые в таких вещах, как финансовая дисциплина и безопасность, «собаку съели».

Принцип «пугай — спасай»

— Мошенники играют на чувствах. И здесь два основных принципа. Первый: «пугай — спасай», — раскрывает антологию преступлений подполковник полиции. — Представляются работниками службы безопасности банков или сотрудниками силовых структур и начинают запугивать попытками несанкционированного списания денег. Для сохранения средств предлагают срочно перевести деньги на некий защищенный счет. И люди реально пугаются настолько, что не могут адекватно воспринимать происходящее.

Во время оформления кредита по заданию аферистов одной из потерпевших поступил звонок с номера 900: бдительный специалист службы безопасности банка стал уточнять, действительно ли она берет кредит в банке, не звонил ли ей кто-нибудь перед этим? «Я его обманула и сказала, что мне никто не звонил, — призналась женщина. — Меня так запугали какой-то статьей УК РФ об уголовной ответственности за разглашение данных о их проверке!» Так еще один доктор из Благовещенска лишилась всех своих сбережений — более двух с половиной миллионов рублей.

Количество мошенничеств с использованием информационно – телекоммуникационных технологий

Крючок легкой наживы

— Еще часто мошенники играют на чувстве жадности — обещая людям легкую наживу,  неожиданно свалившийся выигрыш. Или ради спасения сбережений от мошенников просят человека снять деньги со счета, переложить их на безопасные банковские ячейки и дают приманку: «Если переложите деньги на безопасные счета, вам снизят ставку по кредитованию на один процент». Тут тоже много вариантов, но принцип один — заманивают выгодой. И человек берет один за другим кредиты и в течение недели ходит и по 15 тысяч рублей вносит денежные средства на более чем 100 сотовых номеров — это тоже реальный случай. Сколько это нервов, сколько времени надо потратить. Но когда-то же должно было прояснение наступить?! — искренне недоумевают следователи МВД.


 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Как телефонные мошенники взламывают наше сознание: интервью с психотерапевтом

 

Возрастная категория материалов: 18+