«Я ночевал на ТЭЦ»: как губернатор Кузбасса помог мэру Колядину спасти город от беды  

В 165-летний юбилей Благовещенска главы разных лет вспомнили о самых тяжелых и счастливых моментах

Какие мэры — такие истории. В юбилей любимого Благовещенска «Амурская правда» попросила градоначальников разных лет рассказать, каково это — отвечать за весь город, а также вспомнить о самых тяжелых и счастливых моментах. Александру Колядину город достался в самое трудное время — в период перестройки. «Я был мэром, но у меня не было ни денег, ни абсолютно ничего», — говорит бывший глава амурской столицы. И имея это «ничего», нужно было еще каким-то образом поддерживать внутреннюю инфраструктуру областного центра. 

Организаторский талант Колядина, который успешно управлял «Горводоканалом», заметил еще Даниил Кантемиров — экс-председатель горисполкома, руководивший Благовещенском с 1969-го по 1985 год. Он рекомендовал Ляшко взять Александра Колядина в свою команду. Юрий Гаврилович прислушался к совету опытного управленца и не ошибся. Потом именно Колядин стал его преемником. Александра Михайловича никогда не интересовала политика. Он был просто хозяйственник — крепкий, мудрый, рачительный. Как бы сейчас сказали, был идеальным антикризисным менеджером экстра-класса.

«Я помню все зимы!»

— Вторая половина девяностых была самым упадническим периодом для всей постсоветской России, когда экономика достигла дна. Именно в это время я занял пост мэра Благовещенска, — вспоминает Александр Колядин, которому довелось управлять амурской столицей восемь лет — с 1996-го по 2004-й. — Самым трудным в нашей работе было отсутствие денег. В 1996 году дефицит бюджета города официально был 40 процентов, а фактически — все 50. И никаких тебе дотаций, субвенций, трансфертов — ничего подобного не было. Выживайте как хотите! Ельцин пишет указы: ветеранам выделить деньги, предоставить сиротам квартиры и помощь одиноким матерям, а денег-то нет. Указы пишет президент, а люди все идут в администрацию города. Кошмар, что творилось, по большому счету. А еще надо было обеспечить запас топлива, подготовку сетей к зиме. И еще надо выдать зарплату бюджетникам и содержать все муниципальные учреждения — детские садики, школы, больницы…

На вопрос, что было для начинающего мэра самым сложным, Колядин не задумываясь ответил: «Войти в зиму». Замерзала Якутия, замерзал Хабаровск, особенно катастрофической ситуация была во Владивостоке. Президент даже направил спасать Приморье самого Анатолия Чубайса, который тогда был первым вице-премьером российского правительства.

— И Чубайс нашел топор под лавкой: вместо того чтобы в экстренном порядке увеличить поступление красноярского угля на Дальний Восток, он отдал распоряжение, чтобы весь уголь, который поступает на железнодорожную станцию Свободный, отправляли в замерзающее Приморье. К нам как раз шли вагоны из Красноярска, и все их угнали во Владивосток. А вы — как хотите! Просто чудом тогда вырулили, — удивляется бывший градоначальник.

Почему мэр на ТЭЦ ночевал 

Мэру Колядину удалось ни разу не заморозить Благовещенск, хотя ситуации возникали просто тупиковые, когда топлива оставалось в городе всего на 12 часов. Как, например, случилось в январе следующего года — было это как раз под Рождество.

— В те годы межбюджетные отношения были понятные: 50 процентов налогов уходило в Российскую Федерацию, остальное оставалось в регионе. Эти деньги уже распределяли между муниципальными образованиями. Благовещенску оставляли только 5 процентов. Поэтому я ссорился со всеми губернаторами, причем не на жизнь, а на смерть.  Приходилось выбивать каждую копейку. И вот денег нет, заплатить за уголь нечем, положение с топливом было настолько критическое, что на ТЭЦ готовы были уже распечатать госрезерв — неприкосновенный запас, — вспоминает один из случаев Александр Михайлович. — Я всю ночь провел на ТЭЦ, не спал, думал, как город спасти. Дозванивался до Кузбасса, убеждал губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, чтобы нам в долг под гарантии городского бюджета отгрузили уголь.

Тулеев согласился помочь. Колядин стал обзванивать губернаторов всех территорий, по которым спасительный уголь должен был по железной дороге идти в Приамурье. И смог договориться со всеми губернаторами, чтобы дали зеленый свет. То есть на территориях придерживали другие железнодорожные составы и пропускали в первую очередь вагоны с углем для Благовещенска.

Одни горожане спокойно спали, другие праздновали Рождество — и никто не догадывался, что наш город был в пяти минутах от холодовой катастрофы. На этот раз ее тоже смогли избежать. Просто удивительно, как Колядину удалось убедить губернаторов и провернуть такую сложную спасательную операцию за короткое время?   

— Есть такая Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ). Это добровольная организация межмуниципального сотрудничества, которую создали в первый год перестройки — еще в 1986 году, когда все вокруг рушилось, и главы начали понимать: лучше бороться с городскими проблемами сообща. Я не один год возглавлял в этой большой ассоциации комиссию по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. С моим мнением считались, — пояснил Александр Михайлович.   

Законы еще советские, а жили уже при капитализме

Вспоминая период сплошных парадоксов: когда законы действовали еще советские, а жили мы уже при капитализме, градоначальник времен перестройки рассуждал о том, как страну захлестнули неплатежи. Особенно плачевно это отразилось на системе ЖКХ.

 — Предприятия в городе разваливались — сотни безработных, люди злились. Хотя Ельцин издал указ: прежде чем передать ведомственное жилье, оно должно быть обеспечено финансированием, но предприятия и военные просто бросали дома, а люди все шли в администрацию! И их же не бросишь, — в голосе Колядина слышались тревожные ноты. — Задолженность коммунальных предприятий друг другу и снабжающим организациям зашкаливала за сотни миллионов рублей. И тогда мы решились на беспрецедентный по тем временам шаг — вошли в эксперимент по реанимированию городского ЖКХ, который проводили Российские коммунальные системы.

Во время визита в Благовещенск Шойгу, который тогда был еще министром МЧС, и  Колядин обсуждали вопрос берегоукрепления и реконструкции набережной Амура.

Таким образом команде Колядина удалось уберечь предприятия от банкротства, сохранить муниципальное имущество, навести порядок в системе платежей. 

В те годы город жил только тем, что приходилось без конца устранять коммунальные катастрофы.  И многие из тех, кто работал с Колядиным в одной команде, говорят: «Он чувствовал город, словно видел сквозь землю».  К примеру, изношенные трубы надо было заменять в десяти местах, а средств хватало только на проведение работ где-нибудь в одном месте. Где именно нужно начинать копать в первую очередь?  Мэр проезжал по всему городу и потом говорил: «Начинаем копать здесь». И как потом показывала практика, именно в этом месте вот-вот должен был случиться порыв. Он словно  предчувствовал — был суперпрофессионалом в этом плане.

«За ремонт площади ругали журналисты, за ремонт дороги — коммунисты»

В 1998 году город готовился к 140-летнему юбилею. И мэр Колядин решил порадовать горожан: отреставрировали площадь Ленина, фонтан обновили. Впервые деньги пошли уже не только на жизнеобеспечение, но и на городскую красоту.  

— За такие вольности меня в пух и прах раскритиковала «Амурская правда». Была у вас такая журналистка Мария Торба. Писала: «Лучше бы на деньги, которые потратили на ремонт площади, пирожков напекли и накормили голодающих». Многие не понимали, что средства, которые шли на реконструкцию, были опосредованные. В основном все работы велись через взаимозачеты — самих денег как таковых почти не было. Город засчитывал предприятиям налоги, а они уже сами выкраивали средства на строительные материалы.  Живые деньги мы тоже тратили, но очень мало, — говорит Александр Михайлович,  который тогда еще замахнулся и на ремонт улицы Ленина: от Богдана Хмельницкого до Шимановского. — И за это на меня ополчились уже коммунисты. Они обвиняли меня в том, что я специально перекопал улицу, чтобы сорвать празднование Первомая. А для нас дорог был каждый день. Надо было как можно быстрее ремонт начинать, чтобы успеть заменить теплотрассу и закончить все работы до июля. Тогда же День города праздновали еще по старому стилю. Успели! Вот с такими сложностями и противостоянием нам приходилось благоустраивать город к 140-летию. За ремонт площади нас ругали журналисты, а за ремонт дороги — коммунисты. Зато потом все радовались красивой площади.  

При Александре Колядине в Благовещенске появились:

* кинофорум «Амурская осень», который в 2003 году стал еще и международным — в нем стали принимать участие кинематографисты из Китая;

* начали разрабатывать проект реконструкции набережной реки Амур, который потом продолжила команда Мигули;

* родился международный проект обмена детскими делегациями между амурской столицей и сопредельным Хэйхэ — 600 ребят ездили в Китай. Все было бесплатно!

* было создано ГСТК — предприятие успешно работает в городе по сей день.



 

5 дней — 5 мэров Благовещенска. Читайте на нашем сайте:

2 июня, среда — Мэр Олег Имамеев: «Отношение жителей к городу меняется в лучшую сторону» — о развитии амурской столицы, доверии людей и настоящем патриотизме

4 июня, пятница, 9:00 — Как самый нестандартный мэр Александр Мигуля сделал Благовещенск уютнее и комфортнее для жизни

5 июня, суббота, 9:00 —  Сити-менеджеру Павлу Березовскому пришлось пережить с Благовещенском смерч и небывалое наводнение

6 июня, воскресенье, 9:00 — Самый молодой мэр Благовещенска Александр Козлов: «Мне не стыдно смотреть людям в глаза»

7 июня, понедельник, 9:00 — Валентина Калита: «До сих пор переживаю, когда в Благовещенске начинается сильный дождь или снегопад»

Возрастная категория материалов: 18+