Утро в пьяном лесу: журналисты АП побывали на уникальном памятнике природы и Сопке любви

Мы потрогали морской песок и нашли полудрагоценные камни

Вопреки законам природы сосны здесь не тянутся вверх к солнцу, а стоят, понуро опустив макушки до земли. «Поэтому и назвали лес пьяным: разве ж трезвым так встанешь?» — смеется руководитель турфирмы «Горизонт-Экстрим» Владимир Гуторов. Именно он почти 15 лет назад сделал из этого необычного места туристический объект. Сошедший здесь в далеком 1988 году оползень в одночасье превратил 136 гектаров обычной сопки в амурскую достопримечательность. Сосняк причудливо накренился, а в низинах образовались два странных водоема: один — с изумрудной водой, второй — с черной. Местные жители прозвали их Живым и Мертвым озерами. Корреспонденты АП прошли по туристической тропе и узнали легенды и тайны этого интересного места.

Идем на снижение

— Сейчас мы едем по объездной дороге, которую построили после схода оползня: он разрушил около 20 метров единственной трассы, соединяющей Свободный с Благовещенском, — рассказывает Владимир Гуторов, и наша экскурсия неожиданно начинается прямо в машине.

Опасное природное явление оборвало склон длиной полтора километра на участке между селами Малая Сазанка и Москвитино. Ориентиром этого места в белоснежном лесном убранстве служит огромное алое сердце, установленное на краю обрыва. Теперь здесь Сопка любви. Насладиться природной красотой, сделать потрясающие снимки и, конечно, завязать ленточку на память сюда приезжают молодожены.

Мы тоже сделали несколько фотографий и заглянули в пропасть. Вид с высоты на величественную Зею открывался захватывающий. Но впереди ждали картины похлеще, поэтому без лишних сантиментов мы зашагали вдоль склона за нашими гидами. Через триста метров один из них остановился, надел на ноги специальные треккинговые снегозащитные гетры и начал спускаться вниз по тропе, которую видел только он.

Летом туристы посещают эту достопримечательность во время сплава по Зее от Малой Сазанки до Натальина. В межсезонье — во время пеших походов.

Мы с фотокорреспондентом Алексеем Сухушиным тоже бы не отказались от таких гетр. Снега в этих лесах так много, что бороздить его пришлось не только впереди идущему. Остальные тоже прилично утопали в сугробах. А еще в снегу искусно маскировались поваленные бревна и камни. Пару раз я запиналась о них ногой и растягивалась прямо на склоне, потеряв в ближайшем сугробе шапку.

«Взрыв на складе ядерного оружия»

Так, с легкими приключениями в пути, мы и не заметили, как сосны вокруг нас стали кривыми. Эта картина напоминала изображение волос под микроскопом, что показывают по телевизору в рекламе шампуней. Если не знать предыстории, место кажется совершенно аномальным. Но таков результат движения слоев грунта во время схода оползня.

— А какие слухи тогда ходили! Здесь рядом чуть ниже по дороге стоит поселок Орлиный, — вспоминает Владимир Владимирович. — Во времена Советского Союза это был жутко засекреченный объект: кроме местных, никто и не знал, что там хранилось ядерное оружие. И тут на тебе — оползень.

По одной легенде, военный городок Свободный-21 (так раньше назывался Орлиный) был соединен с рекой Зеей подземным тоннелем. По нему проплывали подводные лодки. Из-за ЧП тоннель якобы обвалился. По другой версии, на складах оружия в Свободном-21 случился взрыв, и из-за него сошел оползень.

Однако не надо быть специалистом, чтобы развеять эти страшилки раз и навсегда. Чаще всего причинами оползня являются подмыв склона и переувлажнение осадками. «А у нас по Зее почти все склоны имеют оползневую структуру», — добавил Владимир Гуторов. Очередной крупный оползень недалеко от села Сретенка Серышевского района произошел этим летом.

Живое и Мертвое озера

— Мы идем тропами животных, — показал на следы диких кроликов и лисиц экскурсовод Владимир Тарских, пока мы спускались все ниже и ниже. — Они ведут к Живому озеру.

100

метров — длина Живого озера с изумрудной водой

На подходе к водоему стало видно, как разномастные звериные следы, действительно, стекаются со всех сторон к берегам озера. Благодаря ручью, питающему водоем, тот никогда не замерзает полностью. Животные бегут сюда на водопой. К сожалению, цвета воды из-за толстой снежной шапки совсем не видно. Но, судя по осенним фотографиям в телефоне нашего гида, вода здесь насыщенного изумрудного цвета. «Летом тут отлично ловится рыба, растут лилии и вообще много буйной растительности», — говорит Владимир. В это охотно верится, потому что толстые зеленые ветви хвоща выглядывают из воды даже посреди зимы.

Чтобы добраться до Мертвого озера, нам пришлось еще изрядно потрудиться. Продираться сквозь кусты стало все труднее. Спуски были скользкие, подъемы — крутые, силы — на исходе. Зато искомый водоем оказался меньше предыдущего и полностью замерзшим. Его так же покрывала толстая снежная пелена. Мы вышли на лед и расчистили небольшое круглое окошко. Оно зияло чернотой.

— На самом деле вода прозрачная и довольно чистая на обоих озерах. Цвет им придает то, что лежит на дне, — загадочно пояснил Владимир Гуторов. — Мы не знаем, что именно. Для этого нужно изучать дно водоема.

В поисках сокровищ

Обратно мы возвращались другой дорогой и набрели еще на одно удивительное место. На берегу Зеи возвышался высокий и длинный песчаный курган. «Здесь вас ждет сюрприз», — интригующе заявили наши проводники и начали бродить по насыпи, будто что-то искали. Я последовала их примеру и вскоре наткнулась на красивый камешек зеленого цвета. «Это яшма, — расплылся в улыбке Владимир Тарских. — Еще ищите».

Следующим стал камень янтарного цвета, оказавшийся сердоликом. Минутой позже в мою мини-коллекцию добавилась еще и черная яшма. Оказывается, отсюда туристы не уходят без подарков: на щедром песчаном бархане находят агаты и другие минералы.

Пока искала камни, обратила внимание, что и песок на бархане очень необычный: белый и мелкий, как мука. Перчатки, напитавшись им вперемешку со снегом, сразу разбухли в два раза.

— Это морской песок, который лежал под землей еще со времен моря, что плескалось на этом месте миллионы лет назад, — окончательно добил меня удивительной информацией Владимир Гуторов. — Склон во время оползня ушел вниз, а песок, наоборот, выдавило на поверхность.

Здесь проплывал «Орочанин»

Во время прогулок по этому обширному памятнику природы туристы нередко находят артефакты: боевые снаряды и их осколки. Один такой снаряд — разорванная шрапнель —величественно лежит в офисе туристического центра «Горизонт-Экстрим».

— Больше ста лет назад в этих местах был бой, — рассказывает Владимир Гуторов. — Японцы устроили засаду — поджидали караван, который шел из Благовещенска вверх по Зее и вез весь золотой запас города.

По разной информации, на борту канонерской лодки «Орочанин» золота было от 344 килограммов до 10 тысяч тонн. В результате боя лодка сильно пострадала и скатилась от Свободного вниз по течению. Когда ее нашли, она была пуста. С тех времен было найдено только два бруска того золота. Где остальной ценный груз — этот вопрос волнует охотников за сокровищами до сих пор.



 

«Амурская правда» и Туристско-информационный центр Амурской области продолжают совместный проект «Текст-Тура». Информацию о путешествиях в Амурской области можно узнать в Туристско-информационном центре по телефону +7 (4162) 22-44-09 и WA: +79 146 150 283, [email protected], @amur_travel, visitamur.ru

Возрастная категория материалов: 18+