Байкеры превратили списанную маршрутку в Автобус Победы: музей поедет по амурским селам

С виду это обычный автобус, каких по благовещенским улицам ездят десятки. Отчасти так оно и есть: около двадцати лет вместительный кореец DAEWOO возил горожан по маршрутам «кольца» и «пятерки». А после выхода на пенсию (списания) — неожиданно начал новую жизнь. Члены байкерского клуба «МотоПатриот» выкупили изношенный транспорт у Автоколонны 1275, модернизировали и превратили в настоящий музей на колесах. Сколько килограммов уникальных экспонатов поместилось в бывший пассажирский салон и когда Автобус Победы отправится в просветительский вояж по селам Приамурья, выяснял корреспондент «Амурской правды». 

Девяностопроцентная готовность

— Вот здесь повесим китель Героя Советского союза Василия Павлова, а там, в конце салона, печку поставим: ее сейчас доделывают, — начал знакомство со своим новым детищем руководитель клуба «МотоПатриот» Василий Семенов. — Инструменты вынесем, дорожку постелем — и готово!

Обитый горбылем по периметру и затянутый сеткой салон автобуса больше напоминает полевое укрытие. Внутри просторного блиндажа есть все что необходимо солдату в бою — от оружия и боеприпасов до военной формы, патефона и даже запаса махорки. Количество и разнообразие экспонатов на квадратный метр поражают. И это лишь часть реликвий, переехавших в Автобус Победы из морского контейнера, где музей воинской славы располагался раньше.

О таком автобусе энтузиасты мечтали с 2019 года, когда только запустили проект передвижного музея. Самоходный транспорт значительно снизил бы финансовые расходы клуба на погрузку и доставку экспонатов до населенных пунктов Приамурья. «Нужен был большой автобус длиной десять-двенадцать метров, не пазик, — уточняют мотоциклисты. — Искали его по всей России, но варианты были очень дорогостоящими». Вопрос решился после обращения в министерство культуры Амурской области.

Грант на новую идею

— Нам очень помогла министр культуры Надежда Доргунова: она связалась с директором Автоколонны 1275, — говорит Василий Семенов. — Там как раз шли на списание два автобуса. Нам предложили выбрать один из них и выкупить по доступной цене на торгах.

Чтобы привести изношенный общественный транспорт в эффектный музей на колесах, активистам понадобилось почти полгода. Они починили прогнивший кузов, заменили разбитую балку, демонтировали пассажирские сидения, провели в салон бортовой свет на 220 вольт. Муниципальная транспортная компания поддержала патриотический проект горожан и позволила бесплатно хранить автобус и работать над ним в их теплом боксе.

На воплощение в жизнь новых задумок активисты клуба выиграли грант в 400 тысяч рублей от городской администрации и больше 300 тысяч рублей от регионального министерства образования. Сегодня автобус почти готов к поездкам по селам Амурской области. Запись на экскурсии уже открыта. «А еще нас пригласили в Волгоград на празднование в честь 80‑летия Сталинградской битвы. Очень хочется поехать; надеюсь, все получится», — признался предводитель амурских байкеров.

Японский след в Благовещенске

В музее есть три стенда, посвященных советским, немецким и японским армиям. Конечно, большая часть экспонатов связана с нашими бойцами. Это каски, противогазы, гранаты, снаряды, ложки, кружки, котелки, найденные на полях сражений. На манекенах можно рассмотреть и потрогать два вида военной формы, которую носили советские солдаты в годы Великой Отечественной войны, — образца 1935 года и обновленную, с погонами.

На другом безликом манекене легко узнать обмундирование немецкого воина. В первую очередь эсэсовца выдают характерные черные усики, подрисованные маркером. «Оригинальная японская форма тоже есть, но она на рост 150 сантиметров. На стандартный манекен не налезает, надо искать маленький», — демонстрирует комплект одежды на вешалке экскурсовод.

«Мы — благодарные потомки. Сохраняя историю своего рода, мы сохраняем историю всей нашей страны, — отметил руководитель клуба «МотоПатриот» Василий Семенов. — Наша задача — не забыть свой род, передать память о нем следующим поколениям».

Пока японский стеллаж представлен скромно: есть каска, меч катана, фляга, патрон от винтовки Арисака и штык-нож — реальный участник Маньчжурской операции. В будущем стенд обязательно пополнится новыми образцами. Потому что война с японцами разворачивалась на нашей территории и мы обязаны знать свою историю и своих героев, считают активисты.

— Все видели бронекатер, который стоит сейчас на набережной Амура. На этом месте 10 августа 1945 года была переправа: мы открыли удар по японскому укреплению и без единого погибшего форсировали Амур, — рассказывает Василий Вадимович. — Это было необходимо: если бы японцы начали бомбить, Благовещенск бы сгорел, он был полностью деревянным.

Оружие с фронта

Главное сокровище музея — подлинное оружие, «воевавшее» в период Великой Отечественной на Воронежском, Сталинградском фронтах, Украине. Сейчас это не боевое оружие, а охолощенное, стреляющее холостыми патронами. Пистолет-пулемет Шпагина, винтовка Мосина, автоматическая винтовка Токарева под светом прожекторов сияют на стенах. В этом году выставочный арсенал пополнился и немецким оружием — карабином Маузера.

Ценные экспонаты надежно закреплены на стендах и не снимаются. Однако желающим дают подержать в руках макеты этих изделий с заваренными стволами. Современные дети не могут отличить советское оружие от немецкого, здесь им покажут разницу наглядно.

— Наши пистолеты-пулеметы Шпагина и Судаева были признаны лучшим оружием Второй мировой войны, — берет в руки длинный пулемет с деревянным прикладом собеседник. — Пистолет-пулемет Шпагина «воевал» с 1941 года. Немцы даже поставили его себе на вооружение, переделав ствол под свой патрон. А о винтовке Токарева первое время мало кто знал: она была секретной. Когда в Бресте это оружие попало к немцам, они сделали на его базе винтовку Gewehr 43. Кому принадлежит пальма первенства, очевидно.

Возрастная категория материалов: 18+