Как в Благовещенске проходит самый исторический ремонт: АП прошла с министром культуры по АОДНТ

Возле Амурского областного дома народного творчества — многие до сих пор называют его Домом офицеров — кипит работа. Тяжелые машины подвозят фундаментные блоки, часть фасада загородили пачки кирпичей. Реконструкция и реставрация АОДНТ — это самый дорогой культурный проект в постперестроечной истории Приамурья. «Само его рождение и то, с какими усилиями он продвигался, достойно отдельного рассказа», — улыбается министр культуры и национальной политики региона Надежда Доргунова, с которой АП  посетила закрытую культурную площадку. О том, как продвигаются работы на историческом объекте, об интерактивных библиотеках и роли культуры в эпоху перемен — в интервью министра.

«Миллиардный проект»

— Надежда Анатольевна, перед отъездом в Москву Ольга Юркова, до вас занимавшая должность амурского министра культуры, а сегодня возглавляющая департамент региональной политики и приоритетных проектов Минкульта РФ, назвала проект реконструкции АОДНТ своей несбывшейся мечтой.

— Многие не верили, что это все когда‑то может осуществиться. Проект, по которому сегодня работают подрядчики, подготовили еще восемь лет назад. Провели большую работу, добиваясь, чтобы его включили в федеральную целевую программу «Культура». Но у региона возникли проблемы с софинансированием. А в 2018 году программа закрылась: сроки все прошли, и проект (на тот момент его стоимость была 700 миллионов) повис в воздухе. Проектная документация осталась невостребованной. Встал вопрос: что дальше? Объект ветшал. Особенно северо-западное крыло здания — пристройка, которую возвели в 1930—50‑е годы без системы водоотведения.

1,3

млрд рублей — сегодняшняя стоимость реконструкции здания  Амурского областного дома народного творчества

Мы искали разные пути. Подавали этот объект на федеральную адресную программу, вели долгую переписку с Минкультуры РФ… В 2019 году появилась программа реновации, но там было ограничение по финансированию — не более 500 миллионов рублей. А цена проекта за пять лет выросла практически в два раза! Он стоит сегодня уже 1 миллиард 300 тысяч рублей. И тогда губернатор принимает решение: будем добиваться увеличения финансирования, свои средства изыскивать. Проект раздробили на несколько этапов. В том, что он все же состоялся, — большая заслуга Василия Александровича Орлова и Ольги Александровны Юрковой. Уже перейдя на работу в Министерство культуры Российской Федерации, она продолжала лоббировать интересы этого объекта. Вот такая долгая предыстория.

Первый этап — устраняем аварийность

— А горожане даже не догадываются, сколько нервов, времени и сил было вложено, чтобы «пробить» этот уникальный проект. Кто‑то возмущается тем, что пристройку снесли.

— Другого выхода не было. Когда появился шанс войти в программу реновации, уже половина помещений была закрыта. Их не могли использовать, потому что промокали стены, текло с потолка. Мы активно искали помещения для хореографического ансамбля «Мы». Культура и искусство — это всегда что‑то прекрасное, а здесь такие условия… После того как учреждение, все творческие коллективы АОДНТ переехали, начался первый этап работ — устранение аварийности.

Параллельно идет корректировка самого проекта. С 2014 года многое поменялось — все, что касается музыкального, светового оборудования и другие моменты. Все коррективы сейчас согласуются с проектировщиком и проходят экспертизу, чтобы мы понимали: что нужно сделать в первую очередь. Когда эти работы будут выполнены, затем только приступим к реставрации. Все внутреннее убранство — лепнина, решетки чугунные, лестницы — будет выглядеть как в первозданном виде.

Знаменитая люстра в полной сохранности

— В бывшем ДОРА висела самая огромная люстра в Приамурье. Куда ее дели?

— Этой люстре уже более 50 лет. Пока она висела, ее ежегодно опускали вниз с помощью специальной лебедки — чистили, проверяли провода, чтобы не было замыкания, и поднимали обратно. Сейчас люстра находится на хранении на складах Дома народного творчества. Она в хорошем состоянии, реставрировать ее не нужно — только поменяем несколько лампочек. Мы ее бережно храним. Как и все бра, которые висели в интерьерах.

— Мы видели внутри несколько светильников, которые почему‑то не сняли.

— Это новодел периода 90‑х, не представляющий никакой ценности. Историческое все убрано. Сопровождение ведет инспекция по сохранению объектов культурного наследия Приамурья. Авторский надзор за проектом реставрации осуществляет Амургражданпроект. Из ценного в зале сохранились только решетки на радиаторах: старинные чугунные, красивое литье. Это все будет сохраняться.

«Благодаря нацпроекту сделан  кардинальный разворот в сторону регионов»

— Работники культуры всегда обижались на то, что их отрасль даже в самые благополучные времена финансировалась по остаточному принципу. Отношение чиновников к сфере культуры было как к декоративному элементу, то есть необязательному.

— Сегодня такого уже нет. Многое стало меняться после принятия в 2014 году концепции «Основы государственной культурной политики». Мы вступили в новый период, когда государственную культурную политику признали неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности, а саму культуру возвели в ранг национальных приоритетов. Ведь культура — это духовное и материальное выражение того, что мы сами думаем — о себе, о своей стране, об исторических традициях и будущем. В этом качестве культура действительно имеет стратегическое значение для развития страны. Благодаря национальному проекту был сделан кардинальный разворот в сторону регионов — пошло финансирование уже в рамках трех федеральных проектов: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура». Сегодня мы видим результат.

 

В прошлом году после капитального ремонта изменил облик Амурский областной театр кукол. На очереди — театр драмы и филармония.

— Приведите примеры, что уже сделано?

— В прошлом году после капитального ремонта изменил облик Амурский областной театр кукол. Поэтапно обновляем областную филармонию: преобразились зрительный зал и внутренний двор — раньше это было просто хозяйственное пространство, а сейчас там будут происходить камерные события. Студию цирковую отремонтировали, сейчас очередь дошла до внутренних помещений и лестницы, по которой артисты поднимаются к сцене. К 2025 году филармонию обновим полностью, включая фасад и прилегающую территорию.

— Помню, как впервые пришла на встречу в «Точке кипения» и была приятно удивлена преображениям в областной научной библиотеке.

— Мы не остановились на «Точке кипения», отремонтировали все помещения — и читальные залы, и кабинеты. Осталось книгохранилище, оно находится в подвале, и там не все так просто. В связи с последними наводнениями периодически нарушается режим влажности, поэтому нам пришлось вносить изменения в проект. В этом году закроем все вопросы по электрике, в следующем уже сделаем гидроизоляцию стен и приступим к ремонту. Готова у нас и проектно-сметная документация на капитальный ремонт Амурского областного театра драмы.

— Труппе придется временно переезжать на другую площадку?

— Да, как и театру кукол, им тоже предстоит переезд. В подсобных цехах все обновили — там, где декорации делают, шьют костюмы, работают художники. Осталось отремонтировать сам театр, а третьим этапом уже — прилегающую территорию.

«Еще в дореволюционной России такие ценности формировались религией, во времена СССР — коммунистической идеологией. А сегодня основа нашей идентичности — это Пушкин, Чайковский, то есть великая культура и прошлое наших народов».

— Недавно прочитала тезис: «Сегодня культура — гарант стабильности и развития России».

— Я полностью с этим согласна. Последнее время в нашей стране много внимания уделяли здравоохранению. Потому что пандемия показала: врачей и всех медицинских работников надо беречь, им приходится очень тяжело. После того как началась специальная военная операция на Украине, многое в нашей жизни переменилось. На пике сегодня вопросы культурной политики — многие стали понимать ее важность для сохранения государственного единства и территориальной целостности России.

— Почему, на ваш взгляд, культура так важна в эпоху перемен?

— Сегодня нам предстоит сделать рывок вперед в исключительно непростых внешних и внутренних условиях. И если задуматься об опасности внутренней нестабильности общества, то возможная причина кроется даже не в социально-экономической сфере. Наш народ неоднократно переживал и более трудные времена, но в суровых испытаниях становился еще сильнее — благодаря тому, что сплачивался на основе тех ценностей, которые хранил. Еще в дореволюционной России такие ценности формировались религией, во времена СССР — коммунистической идеологией. А сегодня основа нашей идентичности — это Пушкин, Чайковский, то есть великая культура и прошлое наших народов.

Люди должны знать настоящую историю нашей страны — не какое‑то преломление исторических событий, которое преподносят в европейских странах, где хотят, чтобы мы так думали о себе и весь мир так думал о нас, а подлинную историю. Посредством культуры мы должны воспитывать любовь к своей Родине, прививать детям не чуждые и нетрадиционные для нашего общества взгляды, а проверенные временем культурные ценности, которые помогут нам объединиться. Без этого сегодня невозможно сохранить территориальную целостность и цивилизационную самобытность России. Эти вопросы выходят сейчас на первое место.

Модельные библиотеки — центры притяжения

   

— Недавно наш главред Лена Павлова читала тотальный диктант в библиотеке имени Бориса Машука в микрорайоне Благовещенска. И призналась: «Если бы не табличка на фасаде, можно было подумать, что я ошиблась дверью. Все так красиво и стильно». Я сама была там лет десять назад и то, что увидела на фото, не идет ни в какое сравнение с прошлым. Просто фантастика.

— Наши библиотеки так изменились благодаря нацпроекту и модернизируются теперь по модельному стандарту. Мы ремонтируем помещения и создаем такие пространства, куда люди приходят не только за книжкой, но и за общением. Это настоящие многофункциональные площадки. Библиотека Машука превратилась в обсерваторию, в библиотеке искусств на Ленина теперь есть своя звукозаписывающая студия, а детская библиотека имени Петра Комарова стала площадкой детского развития — там интерактивный пол, LEGO-стена, а посетителей встречает робот Маша.

Таких библиотек уже много не только в Благовещенске, они появляются по всей области. К примеру, в Свободном, Ивановке. Сельская библиотека в Березовке Ивановского района тоже модельная. В этом году делаем такие в Толстовке и Жарикове Тамбовского района, в Свободном появится еще одна — детская. Сейчас у нас 11 модельных библиотек, а к концу года их будет уже 19. Все финансирует Федерация. Но когда мы показали губернатору нашу первую районную модельную библиотеку — это было в Ивановке, Василий Александрович принял решение, что средства будут выделяться еще из регионального бюджета.

— Насколько знаю, в Приамурье еще до реализации нацпроекта был опыт создания на селе модельных библиотек.

— Был. Но на тот момент мы еще не очень‑то понимали, что начинать надо не с того, что мы обновили книжки, поставили компьютер и назвали библиотеку модельной, а нужно пересматривать всю концепцию. Сами библиотекари, которые там работают, должны понимать, как они дальше будут развиваться: какое сообщество вокруг находится, сколько учебных заведений, что интересного они могут предложить людям, живущим возле библиотеки, чтобы их туда тянуло.

— То есть библиотеки в селах должны стать своего рода «мини-точками кипения», где обсуждаются самые интересные и важные темы?

— Вот именно. И для этого созданы все условия. Библиотеки оснащены по последнему слову техники: современные компьютеры, 3D-принтеры, оборудование для выхода в интернет и подключения к видеоконференциям. Главы сел, где мы создали модельные библиотеки, сегодня используют их для совещаний — межмуниципальных, межрайонных, регионального, федерального значения, потому что там самое современное оснащение.

— А от населения отдачу получили? Посещаемость растет?

— Посещаемость — то, что люди с удовольствием приходят на разные мероприятия — это одно. Важно, что увеличивается число читателей. Кто‑то пришел просто послушать, обсудить какой‑то вопрос, а рядом лежат книги — литература на эту тему. Если человек пытливый, занимается своим самообразованием, он заинтересуется и возьмет что‑то с собой дома почитать. Мне нравится такая ситуация в библиотеках и то, что читающих людей среди амурчан становится больше.

Чурин, Буденный и ДОРА: история старинного здания

Здание АОДНТ — в прошлом Дом офицеров Российской армии — было построено в 1908 году. Но это только самая старая его часть, которая является памятником архитектуры. Раньше она была самостоятельным строением — оптовым магазином Торгового дома «Чурин и Ко». Существует легенда, что между зданиями оптового магазина и основного — сегодня это Центр эстетического воспитания имени Белоглазова — раньше работала подземная узкоколейная железная дорога для перевозки товаров.

После революции в здании расположился комиссариат снабжения и продовольствия, а затем тут находилось управление и центральный магазин Госторга. С 1927 года здание стало Домом офицеров Советской армии. В 1928‑м здесь выступал с речью легендарный маршал Семен Буденный.

В 1952 году облик Дома офицеров изменился — пристроили центральную часть с высокими колоннами, фронтоном и барельефом, а также правое крыло. Общая площадь составила более шести тысяч квадратных метров. До 60‑х у центрального входа располагался памятник Сталину — позже он был демонтирован, рассказали в Госархиве Амурской области. В 1988 году здание стало памятником истории и культуры – — государство взяло его под свою охрану. А после распада СССР в названии слово «советской» заменили на «российской» армии. До 2011 года здесь располагался Дом офицеров Российской армии, а затем здание передали Амурскому областному дому народного творчества.

Возрастная категория материалов: 18+