Амурский «Учитель года» Светлана Булгакова: «Самое сложное — прощаться с выпускниками»

Победитель областного конкурса — о любви к литературе и своим первым 11‑классникам

«Этот год для меня очень сложный, он проходит со слезами радости и грусти. В апреле я победила в областном конкурсе педагогического мастерства, а в июне — во взрослую жизнь провожаю своих 11‑классников, у которых шесть лет была классным руководителем. Это мои первые выпускники, очень больно с ними расставаться», — признается учитель русского языка и литературы 26‑й школы Благовещенска Светлана Булгакова. Нынешней весной педагог стала лучшим «Учителем года — 2022» в Приамурье, а осенью представит интересы региона на российском конкурсе. На днях Светлана Владимировна стала гостем редакции «Амурской правды». Победитель престижного конкурса рассказала, какие книги любят читать современные дети, как стать другом для подростка, а также открыла секрет, почему молодые специалисты боятся идти работать в школу. Подробности — в интервью от первого лица.

Из экономиста — в филологи

— Я не сразу пришла в педагогику, — признается 29‑летняя Светлана Булгакова. — Учась в школе, не знала, кем хочу быть, и по совету мамы поступила на экономический факультет Амурского государственного университета. Спустя год обучения поняла, что это все — не мое, написала заявление с просьбой отчислить меня. Так как результаты ЕГЭ действовали два года, подала документы в Благовещенский педагогический университет. Учителем решила стать больше из любви к литературе, чем к профессии педагога. В том, что появился интерес к педагогике, — заслуга моих преподавателей. Эти люди личным примером показали, что методика преподавания может быть интересной.

49,8

тысячи рублей — таков размер средней заработной платы у школьных учителей в Амурской области

Мое решение уйти в другой вуз мама приняла спокойно. Она всегда мне говорит: «Твоя жизнь, поступай так, как считаешь нужным». За что ей очень благодарна. Знаю, многие родители делают выбор за детей, что очень плохо. Все‑таки рано или поздно ребенок придет к своему пути.

БГПУ я окончила в 2015 году, и первый год после выпуска отработала в политехническом колледже — замещала преподавателя в период ее декретного отпуска. А потом устроилась в 26‑ю благовещенскую школу. Мне дали сразу два шестых класса и один девятый. Было волнительно и страшно идти на первый урок, я к нему долго готовилась, но переживала напрасно — дети тянутся к молодым педагогам.

Через год я взяла классное руководство — в 7‑м классе моих первых учеников, повзрослевших на год. Этим летом состоится мой первый выпуск, сейчас ребята сдают ЕГЭ, и я переживаю вместе с ними.

Как избежать буллинга в классе

— В этом году я вела уроки в двух пятых и двух одиннадцатых классах. Конечно, проще работать с 11‑классниками — они взрослее, серьезнее, в большинстве своем осознаннее учатся. Хотя поначалу мне непросто было установить дисциплину. В первый год работы в школе еще плохо представлялось, как это можно сделать. Но я взяла на заметку один прием — замолчать на некоторое время. Просто останавливаю свою речь, и этого достаточно, чтобы вернуть к себе внимание. Голос стараюсь не повышать.

Больше внеучебных тем для разговора, больше схожих интересов — в этом, наверное, и есть небольшое преимущество молодого педагога. Ему проще заинтересовать детей — он понимает, что им интересно.

«Я взяла на заметку один прием — замолчать на некоторое время. Просто останавливаю свою речь, и этого достаточно, чтобы вернуть к себе внимание».

Чтобы сплотить наш класс, мы много времени проводили вне школы, организовывали экскурсии, выезды на природу. У нас даже сложилась традиция — каждый год ходить классом в театр. До пандемии БГПУ часто проводил тематические вечера по литературе, их мы тоже посещали.

Когда дети общаются между собой, то и атмосфера в классе становится дружелюбной, каждому ребенку в коллективе комфортно. Не возникает того самого буллинга, и качество знаний становится выше. Задача классного руководителя: донести до ребят, что хорошо учиться — престижно.

«Дети искреннее взрослых»

— Дети во многих аспектах лучше взрослых, искреннее. Для маленьких пятиклашек учитель — это человек, который всегда в школе. Для них большая неожиданность встретить тебя в магазине или на улице. У них не укладывается в голове: как это учитель может покинуть класс. А взрослые дети, конечно, уже интересуются, чем учитель живет вне школы.

Подростковый возраст — это сложные отношения с родителями, когда те не понимают мотивацию поступков ребенка, а ребенок совсем не понимает, почему родитель ограничивает его в чем‑то. Я убеждена, что в такие моменты срабатывают правильно выстроенные доверительные отношения между учителем и детьми. Если ребенок может подойти и рассказать классному руководителю о чем‑то личном или написать в сообщении (пусть даже ночью), то это очень помогает в разрешении таких ситуаций. Учитель может стать медиатором, способным урегулировать конфликт.

Подростки любят «Мастера и Маргариту»

— Программа 11‑го класса — серьезная, можно говорить на взрослые темы. Мы обсуждаем с ребятами поведение и поступки героев, и дети примеряют все это на нашу жизнь и самих себя. Их всегда интересует личное отношение учителя к герою.

217

молодых педагогов пришли работать в амурские школы в 2021—2022 учебном году

Оживленные дискуссии в старших классах вызывают образы Наташи Ростовой и Родиона Раскольникова. Споры — самоубийство Катерины в драме Николая Островского «Гроза». Всегда находятся дети, которые рассуждают с точки зрения литературоведения — что это протест; и те, которые проецируют на жизнь — что это слабость.

Читающих детей сегодня много — начитанных, эрудированных, которые по‑настоящему увлекаются литературой, просто они читают другие книги. Но, как ни странно, ребятам «заходят» и произведения наших классиков. Например, роман в стихах «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина и роман «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова. Особый интерес всегда вызывают любовные линии.

Нравится Михаил Булгаков, его роман «Мастер и Маргарита» — самое читаемое и обсуждаемое произведение еще даже до начала изучения. Часто дети уже в 9‑м классе его прочитывают. Я сама в 11‑м классе больше десяти раз его перечитывала, поэтому понимаю ребят — всепоглощающая любовь привлекает.

Роль литературы в жизни детей велика, она помогает воспитывать и духовно обогащать их. Свои мысли ребята выражают в сочинениях. Есть дети, которые очень творчески подходят и с неожиданной стороны раскрывают тему. А есть и те, кто списывает тексты из интернета. Причем ребята думают, что гениально выдают чужие мысли за свои, что учитель ничего не заметит. Но когда ты читаешь стопку из 30 сочинений и один какой‑нибудь абзац повторяется в каждом втором, то, естественно, ты видишь его. Если сочинение полностью списано, то я не ставлю оценку ученику, а пишу в его тетради: «Переписать». Переписывают.

«Когда дети общаются между собой, то и атмосфера в классе становится дружелюбной, каждому ребенку в коллективе комфортно. Не возникает того самого буллинга, и качество знаний становится выше», — уверена Светлана Булгакова.

Кстати, сдавая ЕГЭ по литературе, выпускники пишут пять сочинений. Восемь ребят из моего класса в этом году выбрали данный предмет.

Что касается моих пристрастий к авторам и жанрам, то они со временем меняются. Одно время я запоем читала американскую литературу — фаворитом был Джон Стейнбек, потом интерес сместился в женскую прозу. Был период, когда зачитывалась нобелевскими лауреатами.

Языковые пятиминутки

— Русским языком должен владеть любой русскоговорящий человек. Не случайно русский язык и литературу ведет один учитель — эти предметы взаимосвязаны.

Поэтому я в классах в начале урока устраиваю языковые пятиминутки. В младших — орфографические, в 8—9‑х классах — лексические, когда мы берем популярное сегодня слово и подбираем к нему синонимы.

Кстати, в современных песнях периодически встречаются отсылки к литературе. Объясняешь детям, откуда взята эта фраза, если спрашивают — рассказываешь про происхождение и произведение.

«Своей любовью к предмету можно заразить учеников»

— В городском этапе конкурса «Учитель года — 2022» поучаствовать мне предложил директор школы, я согласилась. Затем последовал региональный этап. А в конце сентября я буду представлять нашу область на российском конкурсе, который пройдет в Тюмени.

Медведя Светлане Булгаковой подарило детское жюри, которое тоже выбрало ее лучшим учителем.

На областном конкурсе было несколько испытаний: методическая мастерская, урок, классный час, мастер-класс, лекция и пресс-конференция. Что касается проведения урока, то каждый конкурсант сам выбирал себе класс. Мне комфортнее работать со старшим звеном, поэтому мой урок литературы проходил в 10‑м классе на базе 12‑й школы. Темой его в соответствии с учебным графиком было «Своеобразие лирики Бунина».

Я решила творчески подойти к изучению темы. Разделила ребят на четыре группы по профессиям: художники-иллюстраторы, литературные блогеры, переводчики и актеры. 10‑классники должны были с точки зрения представителей этих профессий представить анализ стихотворения. Художникам нужно было создать иллюстрацию к своему стихотворению, блогерам — написать пост для телеграм-канала, переводчикам — перевести стихотворение на английский язык, а актерам — подготовить инсценировку стихотворения.

Ребята отлично справились с заданиями, а я оказалась в пятерке финалистов. И еще после нескольких испытаний стала победителем конкурса. Я испытала одновременно и радость, и большой груз ответственности — понимала, что придется много готовиться, ведь это федеральный уровень.

Мама много раз поздравила меня с победой в областном конкурсе «Учитель года — 2022». Радовались за меня коллеги и ученики — пока я доехала от ЦЭВа до дома, пришло 150 сообщений. Еще никому не успела рассказать, они уже знали. На следующий день после объявления результатов ученики моего класса поздравили меня, подготовив целое представление со стихами и видеороликом.

«После уроков меня дома ждут тетрадки, подготовка к следующему дню. Муж все понимает и в будни обычно сам готовит ужин, а в выходные дни — я».

Единственным, кто не был рад моей победе, — это мой супруг. Потому что он знал, что за этим последует. Что это опять будут месяцы подготовки и погружения только в работу, без свободного времени на семью. В последнее время мы мало времени проводим вместе. После уроков меня дома ждут тетрадки, подготовка к следующему дню. Муж все понимает и в будни обычно сам готовит ужин, а в выходные дни я.

Супруг работает адвокатом. Нас познакомили друзья, когда я училась на первом курсе БГПУ, а он был студентом АмГУ. После моего третьего курса мы поженились.

В связи с большой загруженностью на увлечения времени тоже почти не остается. А я вообще люблю составлять игры для друзей — квизы, «крокодилы». Из последних — ролевые детективные игры, когда у каждого игрока своя роль (я пишу карточки с историями персонажа), и тут задача — раскрыть преступление. Раньше мы с друзьями часто собирались, а в этом году — редко. Потому что подготовка к педконкурсу и выпускному моего 11‑го класса требует много времени и сил.

Выпуск моих 11‑классников — эмоционально сложное событие. У меня пока нет своих детей, но я очень привязалась к моим одиннадцатиклашкам. Прощаться с учениками, наверное, самое тяжелое в работе учителя.

Чего боятся молодые педагоги

— Мне кажется, что многих молодых специалистов отпугивает несоизмеримость заработной платы и той нагрузки, которая накладывается на учителя. Я бы не сказала, что зарплата у педагога низкая, но слишком велик объем работы, который требуется от него.

Также отпугивает ответственность. Потому что во время уроков ты отвечаешь за жизнь и здоровье всех 30 детей в классе. Не каждый готов ее брать на себя.

Часто слышу мнение, что дети сейчас стали другими. Но я считаю, что если учитель любит свой предмет, если погружается в него и развивается в нем, то своей любовью он может заражать детей. Можно научить ребят любить книги!

«Больше внеучебных тем для разговора, больше схожих интересов — в этом, наверное, и есть небольшое преимущество молодого педагога», — признается Светлана Булгакова.

Минобр: с каждым годом все больше молодежи идет работать в школы

Несмотря на страхи молодых специалистов, выпускники Благовещенского педагогического университета все‑таки идут работать в школы. Количество трудоустроенных педагогов с каждым годом только увеличивается. Причина тому — предоставление мер социальной поддержки и ведомственного жилья.

— Хочется отметить, что количество выпускников Благовещенского государственного педагогического университета, Амурского педколледжа и Амурского государственного университета, которые идут работать в школы, с каждым годом растет, — говорит ведущий консультант отдела общего образования амурского минобрнауки Ирина Люмина. — Если в 2019—2020 учебном году в школы пришло трудиться 172 педагога, в 2020—2021‑м — 167 учителей, то 1 сентября 2021 года трудоустроилось уже 217 молодых педагогов. При этом 79 молодых специалистов вернулись работать на свою малую родину — в те населенные пункты, откуда выезжали для получения педагогической профессии.

Закреплению молодых специалистов в муниципальных школах способствует предоставление жилья и мер социальной поддержки. Так, за последние пять лет ведомственную жилплощадь получили 172 начинающих учителя. Только в прошлом году педагогам выделили 28 квартир и 10 комнат. Больше всего муниципальных площадей предоставили в Свободном — 5 квартир и 5 комнат.

Кроме того, в Свободном молодые специалисты получают единовременную выплату в размере 600 тысяч рублей. В остальных территориях она существенно ниже. Например, в Благовещенском, Магдагачинском и Селемджинском районах, Завитинском, Сковородинском и Тындинском муниципальных округах единовременная выплата составляет 100 тысяч рублей. По 200 тысяч выплачивают педагогам, которые устраиваются работать в школы Шимановского района, по 300 тысяч — в школы Тынды. По 50 тысяч рублей подъемных предоставляют молодым учителям, решившим трудоустроиться в школы Ивановского и Ромненского муниципальных округов, Константиновского района.

Также молодые специалисты могут рассчитывать на компенсацию за аренду жилья. В 2021 году 345 педагогических работников получили такие выплаты на общую сумму 18 миллионов рублей. В сельской местности жителям предоставляется льгота по оплате жилищно-коммунальных услуг.

По программе «Земский учитель» за два последних года в Приамурье трудоустроили 5 молодых специалистов, прибывших из других регионов. В этом году конкурс пока не завершен, но надо отметить, что Амурская область пользуется большим спросом — на 38 вакансий принято 160 документов. География регионов — от Калининградской области до Камчатского края.

— Несмотря на это, школьные учителя в области по‑прежнему очень востребованы, — замечает Ирина Люмина. — Проводя ярмарки вакансий, мы констатируем тот факт, что для выпускников вузов становится открытием размер зарплаты учителя и меры социальной поддержки, которые предоставляются педагогам в Амурской области. Зарплата же школьного учителя зависит от того, какая у него нагрузка и есть ли классное руководство. По итогам 2021 года средняя заработная плата педагогического работника школы (без учета выплат за классное руководство) составила 49 821 рубль.

Однако деньги решают не всё. Для педагогов проводится комплекс различных мероприятий. Молодые учителя принимают участие в различных проектах, конкурсах, соревнованиях, сдают ГТО, играют в КВН.

Возрастная категория материалов: 18+