Как живут строители Амурского ГПЗ — крупнейшего в мире завода под Свободным

«Я работал по всему миру, но никогда не был в России. Когда друг позвал меня сюда, в Амурскую область, поехал не раздумывая», — признается гражданин Сербии Иван Пéтрович. Его имя и фамилия произносятся с ударением на первый слог, но он не обижается, когда русские коллеги зовут его Петрóвичем или Ваней на привычный манер. Трудно поверить, что еще два года назад работник Амурского ГПЗ не мог произнести по‑русски ни одного слова. «Амурская правда» побывала в вахтовом городке, где живут строители крупнейшего предприятия, и познакомилась с бытом многонационального жилого микрорайона.

Новый «город» рядом с ГПЗ

На строительстве Амурского газоперерабатывающего завода под Свободным трудятся десятки тысяч человек, которые являются сотрудниками нескольких десятков компаний. По численности это больше чем население Райчихинска или Шимановска, поэтому можно смело сказать, что рядом с предприятием развернулся настоящий город.

— К строительству нового завода привлечено более 100 подрядных организаций — это специалисты из России, Китая, Турции, Германии, Сербии, Италии, Киргизии, Казахстана и других стран. Все люди разные: разный менталитет, вкусовые предпочтения и культурные особенности. Перед нами — заказчиком проекта и нашим генеральным подрядчиком — стояла задача создать условия для проживания и работы строителей всех национальностей, — рассказывает начальник службы по эксплуатации вахтовых поселков ООО «Газпром переработка Благовещенск» (заказчик, инвестор и эксплуатирующая организация Амурского ГПЗ) Заур Девликамов.

Учитывая многонациональный состав, по просьбам строителей в общежитиях поселков выделены помещения для религиозных обрядов — во время больших праздников имамы разных конфессий читают здесь молитвы.

— На территории жилого комплекса расположено три вахтовых поселка вместимостью 3 800, 5 000 и 16 000 человек. Каждый построен для комфортного размещения персонала, учтены все бытовые и религиозные потребности, организованы места досуга, спортивные площадки. Учитывается при этом зонирование по религиозному и этническому происхождению. В вахтовых городках есть бани, прачечные, столовые, пожарный пункт, банкоматы, кафе, парикмахерская, аптеки, супермаркеты, — рассказал руководитель направления эксплуатации временных вахтовых поселков строителей АО «НИПИГАЗ» Денис Рогозинников.

«20 тысяч человек — это очень много. Среди них немало творческих людей: и кукольные спектакли организуют, и танцуют народные танцы, кто-то готовит национальные блюда».

При этом вахтовые блочно-модульные поселки полностью автономны от коммунальной инфраструктуры Свободного и Свободненского района. Здесь созданы свои водоочистные сооружения, проложены сети водопровода и канализации. Для водоснабжения поселков используются скважины водозабора Амурского ГПЗ. Для отведения ливневых сточных вод проложена специальная система канализации. Вода проходит многоуровневую систему очистки и при необходимости используется повторно для технических целей.

Общежития в городках поделены на мужские и женские, и здесь уже сыграли не одну свадьбу — причем и среди представителей разных государств. Правда, семейные общежития на площадке не предусмотрены, но новые «ячейки общества» могут переехать в Свободный, подыскав там арендное жилье.

Со всеми удобствами

В одном из корпусов гостей встречает 35‑летний Божо. Он приехал на строительство Амурского ГПЗ с севера Сербии три с лишним года назад — и до пандемии успел побывать в приграничном с Благовещенском китайском Хэйхэ.

«Я не хотел пропустить такую возможность — поработать в России. По профессии я инженер по строительству, на Амурском ГПЗ занимаюсь антикоррозийной защитой. Весь завод построен из металла, и защита конструкций очень важна. Здесь я приобрел большой опыт, потому что таких площадок как Амурский ГПЗ в Европе нет», — признается молодой человек, показывая свою комнату в общежитии. Рядом с ней на этаже — удобная кухня со всем необходимым: кроме микроволновки и плиты, тут есть даже посуда.

Как рассказал специалист, трудностей с трудоустройством на Амурский ГПЗ не было. Вакансию он увидел в интернете и подал заявку, потом прошел собеседование по телефону, компетенции подтвердили, и Божо пригласили на работу в далекую Амурскую область.

— Главный вопрос был в том, чтобы решиться уехать так далеко. Я восхищаюсь Россией и вашей культурой, много об этом думал, хотел увидеть своими глазами, как живут здесь люди. Хотя мама каждый раз, когда заканчивается отпуск, провожает меня из дома со слезами — все‑таки уезжаю очень далеко, — смущенно рассказывает на хорошем русском, который изучает самостоятельно, Божо. — В общежитии мне нравится, после работы общаемся — здесь из моей страны много ребят. Общаюсь и с русскими — разница в менталитете есть, но небольшая. Люди отзывчивые здесь. Кто‑то в свободное время занимается спортом, кто‑то гуляет. Я играю в баскетбол и иногда в футбол.

До конца года Божо планирует работать в Приамурье. Не исключает, что потом вернется на родину. Он занимается строительством, в Сербии сейчас это выгодный бизнес — цены на недвижимость растут. «Земли там не так много, как здесь. Я слышал, что каждый человек у вас может получить «дальневосточный гектар», это здорово», — отмечает работник Амурского ГПЗ. По секрету он признался, что еще не нашел свою вторую половину — сейчас на это не так много свободного времени.

Полиглот Иван Пéтрович: «В свободное время играю сербскую музыку»

Кроме всех удобств, постарались проектировщики создать и места для досуга работников. Например, на территории городков есть комнаты отдыха, в которых организованы кинозалы, а также буфеты. Среди строителей немало творческих людей, и это тоже особенность хоть и временного, но населенного пункта.

«Сами понимаете, 20 тысяч человек — это очень много. И, конечно, среди них немало творческих людей — у нас здесь и кукольные спектакли организуют, и танцуют народные танцы, кто‑то готовит национальные блюда в специальных комнатах приема пищи», — показывая очередной вахтовый городок, рассказывает Денис Рогозинников. И ведет знакомиться с еще одним интересным человеком из Сербии, который отвечает за быт в одном из поселков.

Иван — имя произносится по‑сербски с ударением на первую букву — полиглот. Легко выучил за свою жизнь несколько языков, а работая на Амурском ГПЗ, осваивает новые.

— Я знаю испанский, немецкий, немного болгарский, английский, — загибает пальцы на руке координатор по персоналу строительной компании в сфере нефтегазового и электроэнергетического комплекса «Велесстрой» Иван Пéтрович. — В Россию приехал в 2020 году, не зная языка, теперь говорю. Здесь, кроме того что сейчас совершенствую русский, учу казахский и киргизский — пока они у меня не очень, но будет лучше. Здесь я работаю координатором по персоналу, это самая большая ответственность — чтобы сотрудники были в порядке. Я привожу человека на его участок работы, рассказываю о правилах и так далее. Главное — уметь найти общий язык. Получается не всегда, но я работаю над этим. А в свободное время иногда играю сербскую музыку. Я еще и профессиональный аккордеонист, в прошлом году устраивали концерт здесь, на городке. Сербский фольклор — моя любовь, я был артистом группы и в свое время объездил весь мир — был в США, Канаде, Китае, Африке, Южной Америке и в европейских странах. Россия была мечтой, — удивляет талантами творческий работник.

В вахтовых городках есть своя полиция и медпункт 

Вахтовые городки ничем не отличаются от любого населенного пункта. Здесь есть вся социальная инфраструктура для жизни людей. Помимо жилого фонда, культурных и коммунальных объектов в городках налажена и медпомощь строителям Амурского ГПЗ. 

— Мы работаем от Свободненской горбольницы, круглосуточно, без выходных, — говорит заведующая медпунктом Людмила Никоненко. — Обслуживаем вахтовый поселок, а также территорию завода – все строительные площадки. Оказываем доврачебную, экстренную и первую врачебную помощь, проводим вакцинацию, предрейсовый и послерейсовые медосмотры. У нас и пункт скорой медицинской помощи – при необходимости транспортируем в больницу Свободного. 

Вахтовые поселки — режимные объекты, вход и выход осуществляется по пропускам. На территории ведется видеонаблюдение, действуют дозорные патрули ЧОПов и работает круглосуточный стационарный пост полиции.

— В связи с большим числом людей на территории вахтового городка в ноябре 2020 года начал работу пункт полиции. Основная деятельность – обеспечение правопорядка и общественной безопасности на территории строящихся объектов и вахтовых поселков. Пункт оснащен современными телекоммуникационными системами и всем оборудованием. Дежурство идет круглосуточно, – отметил замначальника МО МВД России «Свободненский» Денис Дубовихин. 

После того как строительство Амурского ГПЗ завершится, люди разъедутся по домам, а модульные здания вахтовых поселков разберут. На месте временных городков проведут рекультивацию земли с посевом трав и высадкой деревьев.

Возрастная категория материалов: 18+