Отличить ABIBAS от ADIDAS: амурских бизнесменов призывают подключаться к системе «Честный знак»

Амурские продавцы сигарет, духов и обуви оказались в лидерах среди подключившихся к системе обязательной маркировки «Честный знак». Она уже коснулась 10 видов товаров. «Чипирование» средствами идентификации введено для борьбы с контрафактом, государство сможет контролировать импорт и оборот товаров. «Честный знак» обеспечит потребителя достоверной информацией о продаваемой продукции, позволит отследить весь путь от производителя либо ввоза на территорию России до продажи с витрины. С 1 сентября к системе обязательной маркировки молочной продукции должна присоединиться розничная торговля.  

БАДы и пиво — на очереди

Внедрение системы цифровой маркировки «Честный знак» идет поэтапно. На сегодняшний день ей подлежат 10 товарных групп: молочная продукция, упакованная вода, лекарства, табак, товары легкой промышленности, обувь, шубы, духи и туалетная вода, шины и покрышки, фотоаппараты и лампы-вспышки. На стадии пилотных проектов  БАДы, пиво и слабоалкогольные напитки, антисептики, медицинские изделия, а также электронные средства доставки никотина и жидкости для них.

Маркировать молочную продукцию производителей обязали с 1 июня 2021 года, с осени проект заработает в  розничной продаже.

 В Приамурье создана рабочая группа по контролю ситуации за  введением маркировки на территории региона. В нее вошли представители министерства экономического развития и внешних связей области, минздрава, минсельхоза и специалисты профильных ведомств. Как отметил зампред  областного правительства Павел Пузанов,  новый орган  должен выявить существующие сложности в эксплуатации и сервисном обслуживании импортного оборудования для печати и нанесения этикеток с кодами идентификации на продукцию.

 

Для маркировки нужно заказать специальный код маркировки Data Matrix. Он наносится на продукцию в виде штрихкода, наклейки, ярлыка или бирки. Цифровая метка позволяет  отследить путь товара в обороте, снижает распространение контрафакта, фальсификата и контрабанды.

Оборудования в области достаточно

— На сегодняшний день у нас имеется достаточный запас оборудования для маркировки, компонентов для него и расходных материалов. Дополнительные запасы есть и у компаний-интеграторов. На сайте честныйзнак.рф размещена контактная информация производителей и импортеров, с которыми компании могут связываться напрямую и заказывать необходимые материалы, — заверил региональный представитель Центра развития перспективных технологий в ДФО Алексей Козлов.

Как сообщает пресс-служба минэкономразвития региона, наибольшее число участников легального оборота маркированных товаров в Амурской области отмечается среди реализующих табачную продукцию — таких предпринимателей, которые внедрили электронные метки, уже 93 процента. На втором месте продавцы парфюмерии (67 процентов), на третьем — предприниматели, реализующие обувь (55 процентов).

Цифровой код — это паспорт, который невозможно потерять или подделать. Он позволяет проследить весь путь товара на каждом этапе — от завода до потребителя 

Меньше половины продавцов или производителей в регионе отпускают маркированные шины, фотокамеры и молочную продукцию.

Для выявления возможных рисков при внедрении маркировки амурскими компаниями было принято решение на следующее заседание рабочей группы пригласить представителей отраслевых предприятий.

Отличим ABIBAS от ADIDAS

Потребители от нововведений выиграют, считают инициаторы идеи. За счет фиксации движения на каждом этапе в системе «Честный знак» исключается появление двойников товара и возможность повторного вывода на рынок, в том числе с истекшим сроком годности.

Как отметила первый замминистра экономического развития и внешних связей Амурской области Екатерина Киреева, система маркировки «Честный знак» обеспечит потребителя достоверной информацией о товаре.  

50

копеек без НДС стоит один Data Matrix код. Цена заморожена на 15 лет

С помощью мобильного приложения каждый сам сможет проверить товар до покупки и без помощи сотрудников магазина, не требуя каких-либо документов. И при этом сразу зарегистрировать жалобу на подделку. Приложение анализирует всю информацию, связанную с конкретным кодом, проверяет, выдан ли он легально, включена ли в этот код информация о том, есть ли на товар все необходимые документы, декларации безопасности, соответствия и так далее, легально ли он перевезен через границу, из чего сделан, где произведен.

Осенью маркировку молочки подхватит розница, фермеры — в 2023 году

С 1 сентября 2022 года магазины розничной торговли начнут предоставлять в информационную систему мониторинга маркировки сведения о проданной молочной продукции (бутилированной воды — с марта 2023 года).  Необходимо будет фиксировать приемку от дистрибьютора через оператора электронного документооборота.  Продавцы будут сканировать коды 2D-сканерами, информация автоматически уйдет с онлайн-касс, предприятиям понадобится обновить кассовое ПО. Мелким предпринимателям нужно получить усиленную цифровую подпись и подключиться к электронному документообороту.

- Все участники торгового оборота — производитель или импортер, дистрибьютор, оптовики и розница должны быть зарегистрированы в системе «Честный знак» и подготовлены технически. Инструкции и обучающие видео по вопросам маркировки молочной продукции были направлены во все муниципалитеты региона, — прокомментировала первый замминистра экономического развития и внешних связей Амурской области Екатерина Киреева.

Обязательная маркировка молочной продукции стартовала 1 июня 2021 года. Из-за особенностей молочной промышленности — большого ассортимента товаров и разных сроков хранения — процесс разбит на несколько этапов. Сначала коды заставили наносить производителей сыра и мороженого, затем — молочки со сроком годности более 40 суток. С 1 декабря 2021 года маркировать начали уже все остальное: молоко, творог, кефир, ряженку, йогурты со сроком хранения меньше 40 дней.

Приобретая, например, йогурт, покупатель обычно не обращает внимание на то, что кассир считывает два штрих кода с упаковки. Необходимость дополнительного действия обнаруживается только на кассе самообслуживания, когда компьютерный голос сообщает, что одного штрих кода недостаточно для совершения операции.

Фермерская молочная продукции должна была влиться в систему также в этом году, однако фермеры получили отсрочку. Из-за сложившейся ситуации в стране им дали время для поиска замены импортного оборудования, которое необходимо для нанесения маркировки.  Аналогичную передышку предоставили и сегменту HoReCa — гостинично-ресторанному бизнесу.

По решению Правительства России, для КФХ и СПК, которые производят молочную продукцию, маркировка станет обязательной с 1 декабря 2023 года. Им придется заказывать коды и подавать сведения в систему о выводе молочки из оборота. С этой же даты госучреждениям — школам, детсадам, больницам, а также общепиту и гостиницам, закупающим молочную продукцию и бутилированную воду, нужно сообщать информацию о закупках в систему мониторинга. Общепиту для приготовления блюд придется выводить маркированный товар из оборота: сканируя код с товара и списывая его из системы маркировки с причиной «Для собственных нужд». Тем, кто не использует товар на кухне, а продает, например, мороженое в производственной упаковке в летнем кафе, нужно продавать его через онлайн-кассу, как в рознице.

Екатерина Киреева, первый замминистра экономического развития и внешних связей Амурской области:

 

— Через мобильное приложение каждый потребитель сможет проверить подлинность товаров, получить сведения о производителе, сроке годности, а также при необходимости сообщить о фактах выявленных нарушений.

 

 Национальная система цифровой маркировки «Честный знак» объединила ранее начатые проекты по «чипированию» шуб (с августа 2016-го) и лекарств (с февраля 2017-го) и стала универсальной платформой для внедрения маркировки других видов товаров. Обязательная маркировка запущена в России в 2019 году с непродовольственных товаров, а в 2021-м добралась до продуктов. Основная задача «Честного знака» — борьба с незаконным оборотом товаров во всех его проявлениях, повышение собираемости налогов и иных платежей, качества контроля и управления во всех отраслях экономики, защита потребителя от некачественных товаров. Как отмечает региональное управление ФНС, налоговые органы получают информацию о движении и продаже таких товаров в режиме онлайн. Система цифровой маркировки предоставит службе дополнительную информацию о плательщике, что позволит более полно идентифицировать налоговые риски и снизит для добросовестных налогоплательщиков административную нагрузку.

Код маркировки Data Matrix — двумерный матричный идентификатор, представленный в квадратной либо прямоугольной области. Data Matrix код обошел своих соперников (линейные и QR-коды, RFID-метки) из‑за большой емкости и высокой степени защиты. Коды печатают на потребительской обертке или наносят на продукт, этикетки или ярлыки, которые прикрепляют к упаковке дополнительно.

Преимущества «Честного знака»:

— продавцы легальной продукции могут легко выявить контрафакт у конкурентов и требовать привлечения их к ответственности;

— бизнес наладит учет и перейдет на электронный документооборот (ЭДО). Сейчас многие предприниматели не имеют данных об остатках и кодах товаров на складах и в магазинах. Автоматизация поможет считать прибыль или планировать закупки. ЭДО радикально сократит объем бумажных документов, уменьшит издержки;

— государство контролирует процесс импорта и выпуска продукции в продажу, упрощает процесс налогообложения. Российский рынок станет прозрачнее. За счет сокращения незаконного оборота будет получен рост налоговых и таможенных сборов;

— покупатели могут легко проверить в магазине легальность и узнать всю правду о товаре, чтобы покупать только проверенную и качественную продукцию для себя и близких.

Возрастная категория материалов: 18+