• Ольга Осипова стала связующим звеном для вязальщиц и швей. Фото: Владимир Воропаев
  • С  декабря Юлия Лобанова отложила все заказы и принялась шить толстовки и трико. Фото: В. Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев

Отправной точкой стали носочки

Группу «Теплые носочки» организовала благовещенка Ольга Осипова еще в 2019 году. В тот года область «плыла», ее родной Мазановский район едва не превратился в Атлантиду, и женщина решила помочь землякам, сплотив вокруг себя таких же неравнодушных. Теплые вещи, связанные мастерицами, в преддверии холодов пригодились пострадавшим от стихии.

Когда необходимость в вещах для подтопленцев отпала, женщины начали вязать для воспитанников детдома села Сапроново. Созданные ими носочки и рукавички согревали сирот в холода. А с осени прошлого года активистки переключились на большие размеры. Вся страна вязала носки для участников спецоперации, и амурчанки не стали отставать, однако вскоре поняли: в холодных окопах у бойцов мерзнут не только ноги.

— Ребята нуждались в балаклавах, штанах, толстовках. Мы пришли к выводу, что пришло время отложить спицы в сторону и перейти к швейным машинкам. Понятно, что шить умеет не каждый, но наша группа стала пополняться, в ней появились профессиональные швеи, технологи швейного производства и те, кто не имеет специального образования, но способен найти общий язык со швейным оборудованием, — рассказывает Ольга.

Вдохновленные общей идеей женщины начали кроить и строчить. Шапки, снуды, рукавицы, верхонки, вкладыши в берцы (альтернатива портянкам), спортивные костюмы — ассортимент изделий стал зависеть от потребностей бойцов. Женщины не обошли вниманием и такую личную деталь гардероба как трусы. И вот вокруг них-то и развернулись жаркие споры.

— Нашлись те, кто утверждает, что современные мужчины привыкли носить вещи из трикотажа. Отчасти это так, но стоит понимать, что нижнее белье в местах, где ведутся бои, — расходный материал. Стирать и сушить там негде, поэтому трусы становятся одноразовыми. И шить их из трикотажа экономически невыгодно. Изделия из бязи не уступают в плане качества, но обходятся гораздо дешевле — по 50 рублей, да и шьются проще и быстрее, — рассказывает организатор группы.

Вяжут не только бабушки, а шьют не только портные

В группе «Теплые носочки» не только работающие женщины, но и пенсионеры, и даже школьники. У кого-то мобилизовали мужа, у кого-то сына, но большинством движет желание помочь парням, которые сейчас рискуют жизнью во имя Родины.

Юлия Лобанова переключилась с пошива выпускных платьев на толстовки и штаны. Фото: Владимир Воропаев

— Я родилась в СССР, патриотизм впитала с молоком матери. Разве я могла остаться в стороне? — недоумевает Юлия Лобанова. — Тем более у меня муж офицер.

У Юлии свое онлайн-ателье. Обычно она занимается пошивом школьной формы и нарядных платьев для выпускниц, но с декабря отложила все заказы и принялась шить толстовки и трико.

— Обычно пользуюсь готовыми выкройками Элины Патыковой из Перми, которая разрабатывает и бесплатно выкладывает в Сеть лекала для вещей, необходимых на передовой. Сначала отшиваю образец, который тестирую на муже. Если есть какие-то замечания, дорабатываю — и потом приступаю к отшиву партии. Посвящаю этому весь день: утром приезжаю в офис и до самого вечера сижу за машинкой.  Скорость работы зависит от сложности изделия. Например, толстовку без ворота могу сшить за 30 минут, а на модель с воротом нужно не меньше двух часов. Чтобы парни могли определить, где у кофты перед, пришиваю ленточку из триколора. Она же помогает отличить мои работы в массе других, — рассказывает Юлия.

К процессу подключилась и 14-летняя дочь Юлии Настя. Сидеть с ниткой и иголкой восьмикласснице некогда, она занимается тем, что монтирует мотивирующие видеоролики, объединяя кадры с готовыми работами участниц группы.

«Пошивочная миссия» Любови Дьяконовой началась с призыва помочь с изготовлением  балаклав. Что означало это слово, Любовь Федоровна даже не знала. Однако это не помешало ей быстро войти в курс дела и сшить за кратчайшие сроки 23 подшлемника.

— Увидела сообщение, что через два дня отправка посылки. Я не профессиональная швея, за сложные вещи не берусь. А с этим заданием справилась. Девчата меня консультировали, муж примерял, получилось вроде неплохо, — отмечает Любовь Федоровна. — Конечно, времени было немного, трудилась днем и ночью, но бездействовать я не могла. Я ведь сама родом из Горловки, там живут мои родственники, знакомые. Я обязана помочь!

Чтобы облегчить бойцам участь, рукодельницы нередко изобретают что-то новое. Так, Галина Темлякова разработала свое ноу-хау по пошиву рукавичек с откидным верхом на липучке.

Рукавички с откидным верхом от Галины Темляковой. Фото: Владимир Воропаев

— Начинала шить для сына — ему пришла повестка и он проходил подготовку в ДВОКУ. К счастью, его вернули домой, так как у него четверо детей, но он попросил помочь утеплить парней, с которыми познакомился в учебке. Я купила ткань и принялась за работу. Пусть это будет моей благодарностью за то, что сына оставили с семьей, — говорит Галина Николаевна.

Семью Натальи Ильиной мобилизация обошла стороной — она живет с мамой и дочерью, однако этот факт не стал поводом для равнодушия. Тем более, что шить она любит и умеет: до пенсии работала инженером-технологом швейного производства. За два дня Наталья сшила 40 шапок, а на создание шести костюмов у нее ушла неделя.

— Дочь шить не умеет, но активно помогала кроить. Маме 80 лет, и она часто сокрушается, что слабость в руках не позволяет ей вязать для мальчишек.

Еще один востребованный в полевых условиях аксессуар — шерстяные пояса. Их мастерицы создают в тандеме: одни вяжут заготовки, другие собирают их в готовое изделие.

— Девчата вяжут прямоугольники из собачьей шерсти 15 на 50 см, я их обшиваю, нашиваю металлические полукольца и застёжки из стропы, — рассказывает Наталья Козлова. — Вообще шитье для меня хобби, по профессии я инженер, информацию по изготовлению поясов получаю от опытных мастериц. Они занимались разработкой выкроек и обкаткой на бойцах.

Еще одна участница группы, Елена Маршева, сама почти двадцать лет отдала армии. Служила в штабе дивизии, не раз бывала на полигоне, так что имеет представление о происходящем во время боев. Помогать бойцам решила после того, как ее племянник записался в добровольцы.

— Когда шьешь, невольно думаешь о том, кто это будет носить. Представляешь — где этот незнакомый боец, каково ему сейчас. Конечно, хочется, чтобы вещь, которую ты создал, согревала и была максимально комфортной, — выражает надежду Елена.

Готовы к труду для обороны

Окопные свечи от амурских мастериц. Фото: Владимир Воропаев

Сама Ольга Осипова, кстати, далека от портновского искусства. Работает парикмахером, однако у нее есть важное качество — умеет организовать людей и заражать их своей идеей. Она как связующее звено в цепочке добрых дел. На ней лежит, пожалуй, самая сложная задача: обеспечить рукодельниц тканью и фурнитурой. А это не просто, учитывая, что активисткам практически никто не помогает. Но, согласитесь, не совсем правильно, когда одни тратят на благое дело и личное время, и сбережения, а другие в лучшем случае бездействуют, а в худшем — критикуют.

— Мне не раз приходилось слышать, мол, нечего ерундой маяться, проще купить на китайском рынке. Да, проще, но не дешевле. Я стараюсь максимально сократить расходы — материал закупаю оптом в Москве и Новосибирске, получается почти в два раза дешевле, чем в амурских магазинах. Но даже если исходить из местных цен, экономия налицо. Например, 1 метр флиса в Благовещенске стоит 500 рублей, из него можно сшить 4 балаклавы, в то время как стоимость готовой — от 400 рублей. Или вот пример: 40-метровый рулон флиса вместе с доставкой обошелся почти в 14 тысяч рублей. Из этого объема мы отшили 30 толстовок. Если бы их покупали в магазинах, понадобилась бы сумма в четыре раза больше! Плюс из остатков ткани девочки сделали семь пар носков-вкладышей и пять валиков под голову. В стоимость готового изделия всегда закладывается сумма на оплату труда, аренду помещения, обслуживание оборудования. Мы таких расходов не несем, участницы группы делают всё бесплатно, — продолжает Ольга.

Сейчас в группе «Теплые носочки» состоит около сотни амурчанок — не только из Благовещенска, но и из Свободного, Магдагачей, Новобурейского и Мазановского района. Конечно, не все они активны, но примерно два десятка женщин готовы к труду для обороны в любое время.

К сожалению, сейчас большинство просиживают без дела, поскольку собственные ресурсы исчерпаны, а спонсоры не спешат подключаться.

— Я слежу за деятельностью подобных объединений в западных городах. Там в группах состоит по 6 тысяч человек: пусть  даже активных только десятая часть, но и 600 человек — это целая швейная фабрика! К тому же с закупкой материалов им помогают, а у нас это, к сожалению, не развито. Поэтому мы делаем гораздо меньше, чем могли бы, — сетует Ольга Осипова.

Сейчас у женщин вынужденный простой. Все отшитые вещи они предали волонтерской группе «Помоги солдату» и хотели приступить к пошиву пятиточечников особой конструкции, на которых можно не только сидеть, но и лежать. Материал для первой партии уже приобрели, но на закупку фурнитуры требуется еще около 10 тысяч рублей, а собственные возможности активистки уже исчерпали.

Но мы можем помочь и им, и тем, кто сейчас на передовой. Для этого можно перевести средства на расчетный счет общественной организации «Женсовет Благовещенского района» с пометкой «Целевая благотворительная помощь для СВО».

Реквизиты для перевода:

ИНН 2812009120

р/с 40703810203000000578

БИК 040813608

Дальневосточный банк ПАО Сбербанк, г. Хабаровск.

Скрин платежа нужно отправить Ольге Осиповой по номеру 8-961-953-56-08.

***

Домашний борщ в окопе: амурчане килограммами готовят любимое блюдо для бойцов СВО

Возрастная категория материалов: 18+