Каким будет Благовещенск: амурские власти рассказали сенаторам о мастер-плане и ставке на Китай

Столица Приамурья по количеству китайских туристов занимает четвёртое место среди всех российских городов. Обгоняют нас только Москва, Санкт-Петербург и Владивосток. Между тем Благовещенск — единственная региональная столица в 15‑минутной доступности от заграницы. Туристический потенциал у Приамурья колоссальный, и на этом во многом строится стратегия развития столицы региона. Зампред правительства Павел Пузанов представил мастер-план амурской столицы членам Совета Федерации и наглядно объяснил, почему город имеет полное право претендовать на звание «Центр российско-китайского сотрудничества».

Чем привлечь китайцев

43

процента — доля иностранных туристов в Приамурье. К 2030 году планируется поднять этот показатель до 56 %

— Географическая особенность города проецируется в целом на концепцию развития экономики, — отметил Павел Пузанов. — Уникальная близость к Хэйхэ образует международную трансграничную агломерацию с населением около 1,75 миллиона человек и потенциальным рынком сбыта для полумиллиарда человек, живущих в китайском побратиме Благовещенска и близлежащих территориях. Из одной части агломерации в другую можно будет добраться за 2 часа на автомобильном, железнодорожном и авиатранспорте.

Сегодня среднее время пребывания туриста-китайца в Приамурье — 1,6 дня. К 2030 году этот срок планируют увеличить в два раза — до трех дней.

— Вы обращали внимание, кто стоит в очереди в Мавзолей в Москве? В основном — китайцы. У этой нации есть традиции: объекты, которые они в обязательном порядке посещают во время путешествия в Россию. И мы хотим сделать так, чтобы Благовещенск стал одним из обязательных пунктов в их путешествии.

Сегодня среднее время пребывания туриста-китайца в Приамурье — 1,6 дня. К 2030 году этот срок планируют увеличить в два раза — до трех дней.

Для этого разработчики планируют создать Музей российско-китайской дружбы, где будут отображены яркие события совместной истории этих мест. «А курортный сбор у вас есть?» — поинтересовался председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. «Нет. Сначала нужно привлечь туристов, а потом уже введем сбор», — улыбнулся в ответ амурский губернатор.

Витрина России

— Уже сегодня город является туристическим центром для приезжающих из Китая. Строящаяся канатная дорога способствует дальнейшему росту турпотока, — отметил Павел Пузанов. — Чтобы продлить срок пребывания туриста в Приамурье, нужно, с одной стороны, развивать инфраструктуру гостеприимства, с другой — расширять предложение по видам отдыха.

32,5

миллиарда рублей — общий объем инвестиций в торговлю и логистику Амурской области

Для этого необходимо модернизировать гостиницы, аэропорт, железнодорожную и портовую инфраструктуры, сделать больше предложений по разным направлениям: деловой, оздоровительный, спортивный, природно-рекреационный, культурно-познавательный туризм. А также создать зону культурно-делового туризма на набережной Благовещенска — как витрины России для стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь разместят шоурум продукции и услуг региона и всей страны. Такой объект будет интересен не только обычному туристу, но и бизнесменам, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью.

Обогнать конкурентов

Интересные для туристов объекты планируют разместить на территории общественно-деловой зоны «Золотая миля»: это «Трибуна Холл», духовный и детский центры, аллея фонтанов, амфитеатр. Привлечь китайцев должны также Центр российско-китайской медицины, музей динозавров и дино-парк, игорная зона.

Благовещенску нужно не просто предоставить туристам комфортное времяпрепровождение и интересные объекты, но и стать более привлекательным, чем города-конкуренты.

К 2030 году амурская столица должна стать экспортно-импортным хабом, центром сотрудничества российских и китайских компаний, туристическим и образовательным центром.

— Несмотря на то, что Благовещенск на сегодняшний день занимает лидирующую роль в стране по объему турпотока из Китая, на Дальнем Востоке растет конкуренция в сфере туризма, развиваются инвестиционные проекты и проекты туристских макротерриторий в Приморском, Камчатском краях и Сахалинской области, — отметил Павел Пузанов. — С китайской стороны также активно строится туристическая инфраструктура, создающая конкуренцию предложению города. Несмотря на значительный рост внутреннего туризма в России за последние годы, наш город не включен в большинство комплексных туров и маршрутов по Дальнему Востоку.

Зачем объединять два аэропорта

Благовещенск превратится для китайских туристов в удобный пункт отправления в путешествие по России.  Как будет выглядеть новый терминал аэропорта Благовещенска — тут

Для обеспечения туристического потока должна быть выстроена соответствующая логистика. Расчет на два аэропорта — Айхуэй рядом с Хэйхэ и Игнатьево под Благовещенском. А канатная дорога обеспечит и «связность» двух городов. В итоге Благовещенск превратится в удобный пункт отправления в путешествие по России для китайских туристов.

2,6

тысячи новых рабочих мест даст развитие отрасли логистики и торговли

— Что касается аэропорта — наша задача построить не только современный пассажирский терминал, мы видим загрузку по почтовым отправлениям, — отметил Василий Орлов. — Мы конкретизировали в концессии строительство грузового терминала, чтобы обеспечивать доставку и отправку товаров.

Логистика вообще должна стать одним из профильных направлений Благовещенска. Согласно мастер-плану, город должен стать технологичным экспортно-импортным хабом продукции высокого передела (это продукция, полученная на основе нескольких стадий переработки исходного минерального сырья. Стадии представляют собой отдельные технологические процессы. — Прим. авт.).

Хаб нового поколения: что позволит амурской столице стать одним из ключевых логистических центров России

Фото: amurobl.ru

— Чтобы стать торгово-логистическим хабом нового поколения, нужно переориентироваться на более дорогие грузы и продукты высокого передела, — отметил зампред правительства области. — Повышение скорости и предсказуемости доставки грузов позволит Благовещенску стать одним из ключевых логистических центров ДФО и России.

600

китайских студентов получают образование в амурских вузах

Сейчас, несмотря на рост спроса на грузоперевозки на Дальнем Востоке, высокую загруженность трансграничных переходов и перспективный рост пропускной способности логистической инфраструктуры города, Благовещенск уступает городам-конкурентам с железнодорожными переходами по потенциальным объемам перевозок. 

Важную роль здесь играет таможенно-логистический терминал «Каникурган». Именно на его базе будут создавать логистический центр нового поколения. Это даст высокую степень цифровизации и автоматизации процессов. Что позволит увеличить скорость и предсказуемость сроков доставки грузов, а также минимизирует время ожидания и прохождения таможни.

От трех до пяти миллионов китайских туристов за год приезжали в Хэйхэ до пандемии. До Благовещенска доезжало порядка 110–120 тысяч.

Особые льготы

Мастер-план предполагает создание вокруг Благовещенска нескольких экономических зон. Сегодня это ТОР — территории опережающего развития. Однако в будущем их планируют трансформировать в трансграничные особые экономические зоны.

— Чтобы трансграничная экономика работала эффективно, нам нужно обеспечить конкурентоспособность размещения производств на территории нашего региона, — прокомментировал Павел Пузанов. — Главная задача — стимулировать создание совместных предприятий, а также снять дисбаланс в более существенных мерах поддержки предприятий со стороны Китая.

Городская среда, по мнению авторов мастер-плана, станет не только пространством комфортной жизни, самореализации горожан, но и витриной российской культуры, площадкой для взаимодействия бизнеса двух государств.

Сниженные ставки по основным налогам в трансграничной зоне — это конкурентное преимущество будущей бизнес-среды города. Такие преференции привлекут китайских партнеров к созданию совместных предприятий в Благовещенске. В дальнейшем налоговые доходы регионального и федерального бюджетов, недополученные во время льготного периода, компенсируются в результате притока инвестиций и создания новых рабочих мест (подробнее читайте на стр. 6).

— Как показывает практика, для реализации проектов с китайским участием одних налоговых льгот недостаточно. Успешные проекты — это всегда проекты с полным детальным сопровождением. И установка более четких требований к резидентам. Сейчас вход в ТОР очень льготный. Для трансграничных экономических зон планка будет подниматься до 500 миллионов рублей. Проекты должны быть интересны региону — это цена за такой объем льгот.

Мастер-план Благовещенска разрабатывается ВЭБ.РФ совместно с администрацией города и консалтинговой компанией «КБ Стрелка».

Промышленный пояс Благовещенска

609,1

миллиона долларов — объем ежегодного товарооборота между Благовещенском и Хэйхэ

Одно из направлений развития города — высокотехнологическое производство. «Сегодня ключевые экспортные товары связаны с продовольствием. Здесь мы видим потенциал для развития совместных с Китаем предприятий», — отметил Павел Пузанов.

Различные программы помогут городу частично вернуть функцию промышленного пояса. У Благовещенска должны появиться производства, которые дают интересные рабочие места для молодых профессионалов в сферах, связанных с товарообменом между Россией и Китаем и ресурсной базой региона. Витриной для этой новой продукции станет шоурум техники и рынка товаров местных производителей АПК.

Больше места пешеходам

Фото: admblag.ru

22,4

миллиарда рублей потребуется для транспортной реформы

«Сегодня в городе сложилась благополучная транспортная ситуация: практически отсутствуют пробки, — отметил Павел Пузанов. — Однако нет непрерывной сети пешеходных перемещений из‑за отсутствия тротуаров и пешеходных переходов, общественный транспорт непривлекателен для жителей. Задача на ближайшие годы — максимально адаптировать транспортную систему для горожан, предпочитающих самые разные виды перемещений».

Перед городом стоит задача сделать автобусные маршруты более удобными, обновить автобусный парк, работу общественного транспорта в соответствии с расписанием.

Комментарий

Павел Пузанов, заместитель председателя правительства Амурской области:

— Создание льготных условий для компаний в приграничной зоне позволит стимулировать инвестиции в производство и увеличить товарооборот между странами в трансграничной зоне Благовещенск — Хэйхэ. Для функционирования в полную мощность нужно внести изменения в федеральное и наднациональное законодательства. Используя многолетний и положительный опыт проведения экономических международных мероприятий, предлагаем закрепить на федеральном уровне проведение ежегодной российско-китайской выставки-форума.

Гражданам России порядка 25 лет разрешен безвизовый въезд в город Хэйхэ. Для развития туризма на территории города Благовещенска необходимо создать зеркальные условия для граждан КНР.

Международный университетский кампус и образовательный центр планируют создать в Благовещенске согласно мастер-плану. Кампус должен появиться на территории АмГУ. На это потребуется 1,8 миллиарда инвестиций.

 Что сейчас делают в Благовещенске для улучшения городской среды  

♦ обновление исторического центра, подсветка фасадов,

♦ создание и благоустройство общественных пространств,

♦ внедрение дизайн-кода,

♦ модернизация очистных сооружений на полуострове Затонский (рядом с Первомайским парком). 

Как выглядит Первомайский парк Благовещенска после реконструкции. Фото: Владимир Воропаев

 Долгосрочные проекты: 

♦ Благоустройство стрелки рек Амура и Зеи.

♦ Благоустройство русла Бурхановки.

♦ Жилой комплекс «Серебряная миля».

♦ Комплексное развитие территорий на месте существующей застройки деревянными частными домами.

♦ Развитие территории возле трассы Благовещенск — Игнатьево.

Что даст региону развитие туризма

Возрастная категория материалов: 18+