Как амурские экологи и ученые спасают редких дальневосточных аистов

Жители Благовещенска и Хэйхэ встретят прилет птиц праздничным шествием

В Амурской области находится более половины всех аистовых гнезд России. И несмотря на то что последние десять лет численность краснокнижной птицы у нас растет, дальневосточный аист все равно — на грани вымирания. Как сельское хозяйство вредит пернатым и как их спасти, чтобы не повторить катастрофу с полным исчезновением птиц, которую пережили Корея и Япония, — в материале Анны Шантыки.

Аист не на крыше

Нет, правда, вот прямо сейчас выходите из дома или офиса и запрокидывайте голову. В кино такое не покажут во всей красе: аисты, вытянув статные шеи, словно мирные стрелы Амура, летят на крыльях любви домой. Краснокнижные птицы не машут суетно крыльями, не вопятна отстающих, не втягивают голову, а величественно и плавно парят в небе, точно они и воздух – одно целое.

Они, перезимовав на китайских курортах, спешат к родным местам. Лед на водоемах подтаял, в небольших прогалинах птицы уже могут раздобыть себе корм. Это значит, будут силы латать прохудившееся за зиму гнездо или строить новое, а потом — браться за создание семьи. Вся популяция каждую весну сосредотачивается в четырех регионах: кроме Амурской области, это Еврейская автономия, Хабаровский и Приморский края. Причем у нас находятся более половины всех гнезд страны — 670 из 1 100.

Известный амурский орнитолог Василий Дугинцов в своих статьях писал, что впервые в Амурской области сведения о дальневосточном аисте были собраны еще в 19-м веке. Однако точно ли о нём там шла речь, никто не докажет. Почти 80 лет назад, например, «Л. М. Баранчеев (1947), изучая птиц окрестностей города Благовещенска, указывает, что «…амурский аист гнёзда устраивает на крыше изб, сараев, на деревьях сада или парка. Вдали от человека живет редко».

Но, скорее всего, автор этих строк дальневосточного аиста в глаза не видел, поскольку описал поведение его сородича из западной России и Европы. Так что хит Софии Ротару «Аист на крыше» и такая же иллюстрация к букве А в букваре — это все о европейском аисте.

Китайские палочки из костей

Пернатый дальневосточник людей боится. И не мудрено. Именно из-за нас в начале века осталось порядка 400 аистиных гнезд на весь мир. В Китае, например, на птиц часто покушались браконьеры. Как рассказала кандидат биологических наук, руководитель Российской рабочей группы по сохранению дальневосточного аиста, возглавляющая отдел по сохранению пресноводных экосистем Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы (внесен в реестр иностранных агентов) Анна Сердюк, соседи называли аистов «подушкой с перьями».

В дело шло всё: мясо и кости — в суп, перья — в подушку. Судя по информации, которую отыскал Василий Дугинцов, «…мясо аистов употребляли шаманы в пищу, длинные кости ног служили китайцам для изготовления обеденных палочек…»

С комарами вытравили птиц

В Южной Корее и Японии аисты вымерли полностью по другой причине. В Стране восходящего солнца эти птицы перестали гнездиться в 1963 году, а в 1971-м — последний аист был отловлен и помещен в вольер города Тоёока. К этому времени жители Востока стали интенсивно применять на полях дуст, который убивал комаров и насекомых, пожирающих хлопок, соевые бобы, арахис. Вместе с ними, получается, как вредителей, вытравили и аистов.

— Японцы восстанавливали популяцию аиста с нуля, тратя огромные деньги и в рамках международных программ принимая птиц из России. Это было уже в 90-е годы. Ученым помог Хинганский заповедник, птицы из него и Хабаровского края стали основателями созданных невольных популяций в центрах реинтродукции дальневосточного аиста в Японии и Южной Корее. Правда, коллегам удалось вырастить лишь небольшие группировки, которые живут только в пределах этих стран, — рассказывает Анна Сердюк. — Это тоже очень плохо, потому что в ограниченной популяции необходимо обновление генофонда для повышения ее устойчивости, для этого она должна пополняться дикими птицами. Коллеги из заграничных институтов разрабатывают новые проекты, в том числе работают с нами. Япония, например, предлагает передать в Россию несколько птиц и выпустить тут на волю. Чтобы они адаптировались, влились в миграционные стаи и возвратились домой.

В Южной Корее и Японии аисты вымерли полностью. Они применяли на полях дуст, который убивал комаров и насекомых, пожирающих хлопок, соевые бобы, арахис. Вместе с ними, как вредителей, вытравили и аистов.

Анна Сердюк — коренная амурчанка. Еще 10 лет назад она и не думала, что главным делом ее жизни станет сохранение аиста. Родилась Анна в Гонже в семье железнодорожников, окончила БГПУ, защитила диссертацию по изучению шелкопрядообразных бабочек, ходила не раз в экспедиции и каких только животных не видела: даже с медведем в тайге встретилась, после чего провела ночь на коньке крыши.

Но об этом кандидат биологических наук вспоминает с улыбкой. А вот аист запал глубоко в душу: его зрелищный полет не сравнить с неподвижной картинкой в учебнике.

Аграрии покушаются на водоохранную зону

Анна Сердюк выросла на севере Приамурья, где однажды встретилась с медведем, диссертацию защитила по шелкопрядам, а жизнь посвятила охране аистов. Из личного архива

В Амурской области активно развивается сельское хозяйство. В борьбе за свободные гектары с облюбованных территорий нередко вытесняются аисты. В прошлом году активисты АмурСоЭС зафиксировали 4 случая покушения на водоохранную зону. По закону полоска земли с деревьями и кустарниками у водоема должна быть нетронута. Но аграрии то ли случайно, то ли умышленно заезжали туда на тракторах и распахивали на 10–20 метров земли дальше положенного.

— Мы пишем жалобы в Амурское управление Росрыболовства, но получаем одинаковые ответы, — рассказывает директор АмурСоЭС Евгений Лисицын, — что на проведение контрольно-надзорной деятельности в отношении хозяйствующих субъектов наложен мораторий и что нарушителю выдано предостережение о необходимости согласовать с Росрыболовством деятельность по распашке в границах водоохранной зоны. Мы приняли решение, что в этом году будем жаловаться в природоохранную прокуратуру. Надеемся, так будет эффективнее.

В помощь общественникам будет запущен сервис, который сможет анализировать космоснимки водоохранной зоны за определенный период, допустим, за месяц. Программа выделит цветом изменения, которые произойдут с землей: например, уменьшится площадь. От активистов будет нужно либо подтвердить, либо опровергнуть факт.

— Представляете, сколько времени надо потратить и какие площади объехать, чтобы проверить водные объекты, — восклицает Анна Сердюк. — При этом контроль нужен, ведь 50–200 метров земли перед водоемом выполняют очень важные экосистемные функции. Эта полоса является естественным коридором, а иногда и местом для гнездования птиц. Им ведь нужно где-то жить. Важно и то, что земля работает как губка, которая сдерживает, например, загрязняющие вещества с полей. Если полоса будет узкой, то эти загрязняющие вещества сразу убойной дозой поступят в водоем.

Это может свести на нет старания ученых, государственных и общественных организаций.

Помогло наводнение

Из личного архива Анны Сердюк

В 2013 году в борьбе за дальневосточного аиста наступил переломный момент. В регионе случилось большое наводнение. Волна, которая нанесла внушительный урон человеку, помогла природе: промыла все речки, оживила засохшие озера, очистила окружающую среду. За счет этого улучшилась кормовая база для аиста.

Наводнение, которое нанесло внушительный урон человеку, помогло природе: вода промыла все речки, оживила засохшие озера, очистила окружающую среду. За счёт этого улучшилась кормовая база для аиста.

А он, как индикатор, остро реагирует на все изменения внизу пищевой пирамиды. Численность краснокнижной птицы с тех пор неуклонно растет. Если до природного бедствия аисты откладывали по 3–4 яйца, то после — по 5–6. И самое главное, что всех птенцов крылатые родители могут докормить до вылета из гнезда. Экологи скрестили пальцы. И пытаются не допустить сценария, по которому разыгралась драма с исчезновением птиц в Японии и Южной Корее.

Трагедия Японии может повториться

Из личного архива Анны Сердюк

Второй год специалисты ведут проект по отслеживанию влияния загрязнения полей на пресноводные экосистемы и на аистов и журавлей.

— В прошлом году представители АмурСоЭС совместно с учёными ДальГАУ и Хинганского заповедника брали пробы воды, кормовой базы, пера и скорлупы в местах гнездования аистов, — рассказывает координатор программы по сохранению дальневосточного аиста АмурСоЭС Антон Сасин. — И нашли в них высокое содержание мышьяка и тяжелых металлов: ртути и кадмия. В перьях птенцов также присутствовали эти вещества. То есть мы подтвердили, что объекты питания аиста — лягушки и рыбы — заражены от сельскохозяйственных химикатов и они проникают в тело взрослых аистов и птенцов. В 70-х годах аисты в Японии исчезли по этой же причине. По цепочкам питания в организме начали оседать тяжёлые металлы, перестал накапливаться кальций — и самки стали откладывать кожистые, некальцинированные яйца. При насиживании кладку просто давили. На юге Амурской области идет интенсификация сельского хозяйства. Можно предугадать, что, если не умерить аппетиты или не перейти на более экологичные удобрения, у нас возможно повторение той же ситуации, что была в Японии.

Брать пробы скорлупы аистиных яиц, воды и земли в местах гнездования экологи будут и в этом году. А следующим этапом начнётся разработка рекомендаций региональному минсельхозу по минимизации тяжёлого влияния пестицидов на птиц.

Туристы в «Алиме» смогут наблюдать за аистами

Будущий заказник «Алим», который по задумке ученых, должен стать новым домом для дальневосточных аистов. Фото: Вадим Шкодин

В России своё действие начала Стратегия сохранения дальневосточного аиста, утверждённая до 2030 года. В соответствии с ней в местах обитания этой птицы будут создаваться особо охраняемые природные территории. Так, недалеко от села Грибского в Благовещенском округе в этом году появится заказник «Алим», где собираются поставить 5 искусственных опор. Уже заказаны строительные материалы.

Люди, которые заботятся о редких птицах, разве что гнезда им не вьют. Да и попробуй соорудить такую бандуру: один аистиный «домик» из веток и глины весит больше 200 килограммов. Именно поэтому абы какое дерево не подойдет для заселения длинноногой семьи: нужно массивное с подходящей кроной, чтобы полутораметровый аист, у которого размах крыльев доходит до 2 метров, мог сбоку к гнезду подлететь.

Пригодных деревьев не хватает, их вырубают и выжигают недобросовестные люди. Потому в аистиных регионах давно устанавливают мощные треноги и ведут противопожарную обработку гнезд.

Экологи подтвердили, что объекты питания аиста — лягушки и рыбы — заражены от сельскохозяйственных химикатов и они проникают в организм и взрослых аистов, и птенцов.

Заказник находится рядом с международным мостом в Китай. Но дорожный шум, уверяют экологи, перестает быть проблемой для птицы. Она привыкает к людям, как европейский собрат.

Заказника «Алим» на бумаге еще не существует. Но место для смотровой площадки уже выбрано, ее оборудуют в апреле. Фото: Вадим Шкодин

— Мы были на территории, где, надеемся, вскоре появится новый заказник. Это недалеко от Благовещенска, минут 20 ехать. Можно будет автобусные экскурсии возить. В апреле там установят смотровую площадку: появятся навесы, скамейки и информационные баннеры. Место потрясающее: высокая терраса, с которой открывается красивая долина реки Алим. Даже зимой глаз не оторвать, — делится эмоциями Анна Сердюк. — Люди смогут приезжать и смотреть на редких величавых птиц без ущерба для самих птиц. Близко к гнездам они не подойдут из-за болот, но полетом полюбоваться смогут. Когда ты видишь живого аиста, а не плоскую картинку в учебнике, то понимаешь, что это чудо природы рядом с тобой — и его самого хочется под крыло взять.

У Благовещенска будет свой большой экологический праздник

Фото: Анна Сердюк

Учитывая, что более половины всех аистиных гнезд страны находятся в Амурской области, то кому, как не амурчанам, иметь собственный праздник, который, как День тигра в Приморском крае, объединит тысячи людей? Организацию первого в истории региона Дня аиста взяла на себя Амурская областная общественная экологическая организация «АмурСоЭС».

15 апреля экскурсии и мастер-классы пройдут в Муравьёвском парке. Затем 22 апреля между Хэйхэ и Благовещенском состоится символический перелёт. Жители Китая отправят на этот берег «аистов»: видеоролики с творческими номерами. Здесь их с теплом встретят, с интересом посмотрят.

А по парку Дружбы растянется нарядное шествие. Городским коллективам от школ и вузов предложили одеться в костюмы аистов, соорудить маски, придумать кричалки и творческие номера. Пройдет конкурс на самую красивую пернатую колонну.

Заявки на участие принимаются до 1 апреля, их можно присылать на почту [email protected], а вопросы задать по номеру телефона Марии Силохиной, специалиста по экологическому просвещению «АмурСоЭС», — 8-924-845-74-40.

Будут красочные выставки плакатов, весёлая музыка, амурчане познакомятся с деятельностью природоохранных организаций: АмурСоЭС, дружина «Барс» будут рассказывать о важности сохранения аиста и пресноводных экосистем. В такой форме информация о краснокнижной птице будет схватываться на лету, надеются экологи. Участники начнут подготовку, а заодно изучат, как выглядит дальневосточный аист, чем он отличается от европейского или даже нашей обычной серой цапли. Ведь зачастую если мы и видели грациозную птаху, то в книжке, зоопарке или по телевизору.

***

Большой брат аистов: зачем эколог Антон Сасин следит за птицами по GPS-передатчикам и онлайн-камерам

Возрастная категория материалов: 18+