Окончание. Начало в номерах за 10, 17 ноября
В конце 1932 года на Дальнем Востоке возник самый крупный в стране исправительно-трудовой лагерь — БАМлаг. Его задача — «немедленно приступить к подготовке и производству работ» по постройке железнодорожной магистрали от ст. Уруша Забайкальской железной дороги через зимовье Тында к селу Пермскому, переименованному в Комсомольск-на-Амуре.
Трассу, по различным подсчетам от 1650 до 2000 км, планировалось построить за два года. Но вскоре оказалось, что лагерь из-за отсутствия всей необходимой документации и первоначальных изысканий не имеет возможности строить новый железнодорожный путь. Поэтому весной 1933-го директивным распоряжением лагерь получил новую задачу: в первую очередь сооружать вторые пути Транссиба и лишь по мере возможности осуществлять строительство новой железнодорожной ветки от ст. Бам до зимовья Тында. Этими работами занималось первое Тахтамыгдинское отделение, где тогда содержалось 3499 заключенных. Вскоре его подключили к сооружению вторых путей Транссиба.
Строили новую ветку в разное время лагерные отделения БАМлага, отделение со штабом в пос. Красная Заря. В это же время в Бушуйке возник отдельный лагерный пункт, в котором размещались слабосильные заключенные и инвалиды. В самом Рухлове уже подчиненная БАМлагу продолжала функционировать железнодорожная командировка с питательным пунктом, через который ежегодно пропускались тысячи следующих на восток заключенных. Среднестатистический железнодорожный состав в 30 вагонов доставлял на станцию от 900 до 1100 заключенных.
Просуществовав 5,5 лет, БАМлаг был расформирован в июне 1938 г. Но на его фундаменте было образовано железнодорожное строительное управление ГУЛАГа НКВД на Дальнем Востоке, в которое вошло шесть лагерей, в том числе Амурский железнодорожный ИТЛ, где содержалось в разные годы свыше ста тысяч человек.
Гуталинщик Сталин и его «собаки»
К концу 30-х годов растущий поток осужденных в лагеря и рост количества ИТЛ совпали с предвоенным развитием экономики СССР. Лагеря начали подчинять специальным отраслевым управлениям типа Главлеслаг, Главпромстрой, Главное управление лагерей горно-металлургической промышленности и т. д. Но, видоизменяясь, лагерная система сохраняла свою прежнюю сущность. В начале 1940 года Наркомат внутренних дел СССР создает нового лагерного «монстра» — Главное управление железнодорожного строительства НКВД СССР (ГУЖДС), переименованное в Главное управление лагерей ЖДС. С легкой руки заключенных аббревиатуру ГУЛЖДС расшифровали так: «Гуталинщик (Сталин) устроил лагерную жизнь, достойную собак».
В начале 1940 года был создан новый Амурский железнодорожный ИТЛ, непосредственно подчинявшийся ГУЛАГу. Его отделения находились на территории современного Сковородинского района: ст. Ерофей Павлович (1450 заключенных), Бушуйский отдельный лагерный пункт (2007 заключенных) и Центральный ремзавод N 1 в Тахтамыгде (882 заключенных). В Сковородине имелись небольшие временные подразделения лагеря (командировки) этих пенитенциарных учреждений. В начале 1941 г. было образовано Главное управление аэродромного строительства НКВД СССР, приступившее к строительству аэродромов для ВВС Красной армии.
На территории Дальнего Востока заключенными строится 19 аэродромов, в том числе в районе станции Тахтамыгда. В этом же году Наркомат путей сообщения принял железнодорожную ветку БАМ — Тында во временную эксплуатацию, и 7 ноября по ней открылось движение. Линия работала почти два года. В конце 1942 г. начнется демонтирование верхнего строения пути на соединительном участке БАМ — Тында. Следуя через Сковородино, вагоны с рельсами направятся к месту сооружения рокадной дороги Саратов — Иловля, по которой шли грузы для защитников Сталинграда. В январе 1943 г. спецконтингентом Нижнеамурского ИТЛ разборка этой железнодорожной ветки будет продолжена — рельсы пойдут на строительство железной дороги между станциями Кулунда и Михайловское в Западной Сибири.
Вдали от родины
Исход наступательных операций советских войск против Квантунской армии общеизвестен. Япония капитулировала, понеся большие потери, как территориальные, так и людские. В плену у Советской армии окажется свыше 593 тыс. японских солдат и офицеров. Вскоре Государственный комитет обороны принял решение о завозе на восток страны военно-пленных японской армии, и появляется Управление по делам военнопленных и интернированных УНКВД по Хабаровскому краю. Так, в сентябре 1945 года появляется Амурский лагерь военнопленных N 2, состоящий из 16 отделений и подразделений в Юхте и Благовещенске. Отделения же базировались на кирпичном заводе при станциях Бам, Сковородино. В конце 1945-го 1013 военнопленных работали на железнодорожных работах и шпалозаготовке, на угольном складе, в «Дорстрое», вагоноремонтном и паровозном депо, на вокзале, эстакаде, электростанции, заготовке дров, обрушке риса и т. п.
Когда в 1946 году в Чите было сформировано свое управление по делам военно-пленных и интернированных, то штаб лагеря первоначально располагался в Тыгде, а затем был перенесен в Сковородино. Тут содержалось от 700 до 900 военнопленных. В мае было создано штрафное подразделение для военнопленных, склонных к побегу, злостных отказчиков от работы, расхитителей обмундирования, симулянтов и дезорганизаторов производства. На ст. Большой Невер в конце 1945-го работал спецгоспиталь N 1468, расположившийся на ул. Старика, 10. Там было четыре корпуса для контингента, а также столовая, прачечная и столярная мастерская.
В течение сентября 1945-го — марта 1946-го показатель смертности среди военнопленных японцев был высоким. Это результат недостаточного снабжения продовольствием, слабого медицинского обслуживания, плохих бытовых условий, отсутствия сезонной одежды и вытекающих отсюда болезней. В первую очередь следует назвать дистрофию и туберкулез. Людей выматывали также многокилометровые переходы и тяжелый труд в суровых климатических условиях. Постепенно, с налаживанием снабжения и медицинского обслуживания, с привыканием к новой обстановке и специфике строительного производства, стала снижаться заболеваемость и смертность. Тем не менее военнопленные и интернированные в массе своей не могли приспособиться к условиям содержания, быстро теряли трудоспособность и гибли.
Ставки на использование труда военнопленных японцев не оправдались. Для них оказался мучительным сам процесс адаптации к суровым природно-климатическим условиям Сибири и Дальнего Востока. Вскоре этот вопрос был поднят участниками антигитлеровской коалиции (прежде всего США). Процесс репатриации военно-пленных и интернированных начался с 1946-го и в массовом порядке продолжался в 1947 — 1949 годах. Лагеря военнопленных были ликвидированы.
Но напоминания об их существовании остались. Это кладбища. Сковородинское, размером 50 на 50 метров, расположено на окраине города. Тут обрели покой 86 японских военнопленных. На окраине Большого Невера (в 500 м от станции в направлении школы, на сопке) рядом с местным кладбищем расположен последний приют умерших в спецгоспитале. Здесь, согласно кладбищенской книге, располагается 85 могил, по актам захороненными значатся 97 человек. Аналогичные кладбища имеются на ст. Бам и Ерофей Павлович. ...К началу восьмидесятых годов прошлого столетия закончилась тюремная история Сковородина. Отголоском того времени осталось лишь пенитенциарное учреждение УВ-14/5 УФСИН по Амурской области в Тахтамыгде.
Тюремная история Сковородина/Начало
Тюремная история Сковородина/ Начало-2
Возрастная категория материалов: 18+