Первопроходцы Недовольство по поводу принятой в России системы оплаты штрафов не высказывал только ленивый водитель. Нарушители правил дорожного движения вынуждены расплачиваться за свои деяния не только деньгами, но и временем. Им приходится дважды выстаивать в очереди: сначала в кассу банка, затем в отделении ГИБДД, чтобы предъявить оплаченную квитанцию. В итоге многие автолюбители предпочитают возить погашенные штрафы с собой или вовсе игнорировать их оплату. Чиновники забили тревогу: число неплательщиков растет, собираемость платежей из года в год падает. Две недели назад на амурских дорогах между автоинспекцией и водителями появился посредник - банк. Его решение проблемы оказалось простым: дать возможность водителям расплачиваться за свои нарушения, не выходя из машины ГИБДД. Для этого в автомобилях, патрулирующих город, Далькомбанк установил терминалы по приему карт системы «Золотая корона». - На сегодняшний момент установлено 10 терминалов в 10 патрульных машинах. И эта цифра будет увеличиваться, - рассказывает о новом проекте экономист отдела по работе с населением благовещенского филиала Далькомбанка Денис Гумиров. - В будущем планируется поставить терминалы во все патрулирующие машины, а также установить их на постах при въезде в город. ГИБДД поспособствовала внедрению банковской технологии на дорогах областного центра. Тем более что в России аналогичный проект внедрен всего в 6 регионах, а на Дальнем Востоке Амурская область стала первопроходцем. - Мы обращались в другие субъекты, узнавали, как реализуется этот проект, - рассказал заместитель начальника РОИО ГИБДД, непосредственно подчиненный УВД по Амурской области Сергей Абрамов. - Так, в Иркутской области такие терминалы установлены только на постах. Поэтому мы одни из первых будем использовать их в машинах. Эту инициативу банка мы рассматриваем как положительную. Самое главное - происходит упрощение системы для водителей. Инспектор-банкир Новая система оплаты штрафов аналогична процедуре покупки продуктов в магазине по карте. Только терминал стал мобильным, а в роли оператора выступает сотрудник ГИБДД. - После того как протокол будет выписан, водитель может расплатиться за штраф по карте. Для этого он передает карту «Золотая корона» инспектору, который вставляет ее в терминал и вводит определенную сумму штрафа. Если плательщик согласен, он набирает пин-код и подтверждает снятие средств. Затем терминал выдает два чека: один для водителя, а другой прикалывается к протоколу. На основании этих документов в базу ГИБДД будет вноситься информация о том, что такой-то человек был оштрафован и он тут же произвел оплату, - поясняет главный инженер-программист благовещенского филиала Далькомбанка Александр Курдюков. Неудобство в таком случае заключается в том, что сотрудникам автоинспекции придется выполнять работу банковского служащего: собственноручно заполнять два чека, вписывая данные о нарушителе, номер постановления и статью КОАП. Зато для водителей безналичная оплата штрафов в машине ГИБДД снимает необходимость посещения банка и автоинспекции. Если у нарушителя не оказалось при себе карты «Золотая корона», у него есть возможность заплатить по штрафу в другой день. По словам Сергея Абрамова, для этого достаточно подъехать к экипажу ГИБДД и, имея при себе копию протокола об административном правонарушении, произвести платеж по карте. В каждый терминал встроен модем, поэтому данные обо всех платежах два раза в сутки передаются в банк. На основании этой информации сотрудники кредитного учреждения делают необходимые проводки и производят зачисление по счетам. Банковская доля Но не стоит верить в щедрость банкиров. У кредитных учреждений своя заинтересованность в содействии водителям и автоинспекции. Начнем с того, что по форме доходы банка принято делить на три вида: процентный, комиссионный и прочий. Так, комиссия при расчетах населения за жилищно-коммунальные услуги, мобильную связь или при погашении штрафа - это безрисковый источник пополнения казны банка. В борьбе за такие «легкие» деньги клиентов банки придумывают новые и новые подходы. Например, устанавливают свои офисы прямо в здании ГИБДД. Как это сделали Далькомбанк и ТЭМБР-банк. Или кредитные организации предлагают уже заполненные квитанции для оплаты административного штрафа. По такому пути пошел Сбербанк. Плата за такую «заботу» о водителе у каждого финансового учреждения своя. ТЭМБР-банк установил комиссию 1% от суммы платежа, но не менее 30 рублей, Сбербанк - 3%, но не менее 6 рублей, а в кассе Далькомбанка возьмут 5 % от суммы штрафа, но не менее 10 рублей. В случае оплаты по картам «Золотая корона» предусмотрена комиссия по формуле - «10 рублей плюс 1% от суммы штрафа». С учетом того, что размеры штрафов уже в ближайшее время существенно возрастут, можно предположить, что банки еще будут бороться за деньги автолюбителей. Возникает другой вопрос: почему терминалы принимают только карты «Золотая корона». Дело в том, что именно эта российская платежная система первая проявила инициативу поставки мобильных терминалов для ГИБДД. В Приамурье оплатить их установку решился именно благовещенский филиал Далькомбанка. Хотя эмитентами микропроцессорных карт «Золотая корона» выступают, помимо него, Восточный экспресс банк, ТЭМБР-банк, Супербанк и Востоккредитбанк. Стоит отметить, что в Новосибирске партнером аналогичного проекта выступил Новосибирский муниципальный банк, сообщает газета «Континент Сибирь». Для банка такое деловое сотрудничество с ГИБДД сродни реализации зарплатного проекта: кто первым «занял территорию», тот и обслуживает клиентов. Хотя никто не заставляет амурских водителей переходить на безналичный расчет. Просто у автолюбителей появилась возможность сэкономить время. Тем более что уже в скором времени планируется выпуск водительских карт, аналогичных картам экспресс-оплаты сотовой связи. - Через 2 месяца мы введем карты предоплаты, которые будут распространяться в киосках, на заправочных станциях, - рассказывает Денис Гумиров. - Они будут определенного номинала 300, 500 и 1000 рублей. То есть водитель сможет заранее купить эту карту и в случае нарушения правил дорожного движения оплатить штраф сразу в машине ГИБДД.

Возрастная категория материалов: 18+