Эти организации были призваны осуществлять охрану животного мира. Однако четкого разграничения в полномочиях по осуществлению госконтроля и надзора на законодательном уровне не было. И только накануне новогодних праздников принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий», который обещает упорядочить отношения между структурами. Но не все так просто. С 1 января 2008 года полномочия в области охраны и использования объектов охоты выполняются субъектами Российской Федерации. А общий контроль за выполнением субъектом переданных ему полномочий в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, остается за Управлением Россельхознадзора по Амурской области. Словом, произошло то самое затянувшееся на многие месяцы размежевание между государственными структурами с передачей материальной части, полномочий и частично специалистов.

На Россельхознадзор возложены полномочия по обеспечению деятельности федеральных заказников. Их в Амурской области два  «Орловский» и «Хингано-Архаринский». К чести охотоведов надо заметить, что ООПТ даже в пору административного безвременья охранялись в нормальном режиме, нашлись для этого ресурсы. За работу остальных 34 амурских заказников отвечают соответствующие структуры областного минсельхоза. Формально им переданы не только кадры и имущество. Полностью перешли полномочия по контролю, надзору, выдаче лицензий и разрешений в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.

Областной минсельхоз отныне будет выдавать лицензии на охоту на территориях общего пользования. Работа областной структуры будет обеспечена субвенциями. Если федеральных «инвестиций в охрану природы» не хватит для нормальной работы структуры, о дополнительном финансировании этой деятельности должен будет позаботиться уже субъект РФ. Так говорится в ФЗ.

В результате административного реформирования в части охотнадзора в структуре Россельхознадзора создан аналитический отдел по обеспечению контроля за осуществлением полномочий «родственными» областными органами. За работниками этого отдела оставлено право возбуждать административное производство на юридических и физических лиц в области охраны и использования объектов животного мира. Проще говоря, составлять протоколы по фактам браконьерства.

Россельхознадзор теперь имеет право выдавать (внимание!) именные разовые лицензии на охоту в федеральные заказники, а областная структура  в областные. Для нас это дело доселе невиданное и невозможное. Между тем практика охоты в ООПТ в других регионах России имеет место уже давно. Собственно, в наших заказниках никогда и не было переизбытка диких животных, чтобы в целях регулирования их численности вести отстрел косуль, кабанов, изюбров или лосей. Но теперь формально это становится возможным. Однако разрешить такую практику может только федеральный центр по заявке властей региона. Надеемся, во всех ООПТ для диких животных будет установлен единый режим. Режим покоя. Корреспондент «АП» поинтересовался у руководителей всех трех названных структур, насколько они удовлетворены результатами «межевания». 

— Полномочия переданы, однако процессы затянулись, многие моменты еще только предстоит согласовать в Москве,  рассказал Юрий Кириченко, начальник управления ресурсов животного мира и особоохраняемых природных территорий.  К примеру, пока ни один из 24 специалистов (формально переданных Россельхознадзором минсельхозу Амурской области) не перешел в областную структуру. Заявка на согласование кандидатур отправлена в Москву еще в декабре, но обратно пока не вернулась. То есть решения пока нет. Хотя замгубернатора Александр Нестеренко постоянно пытается продавить ситуацию, не дает покоя московским начальникам.

Вся эта канитель нисколько не сказалась на выдаче лицензий на соболя  три тысячи лицензий выданы в срок. Реформирование не помешало и распределению «котловых» лицензий на добычу копытных для эвенков. А вот на охране угодий, к сожалению, сказывается, заключил руководитель управления.

—  Охрану охотничьих угодий в переходный период мы продолжаем осуществлять вместе с работниками соответствующей структуры минсельхоза Амурской области,  рассказывает Иван Ряжских, руководитель Россельхоза по Амурской области. — Любое реформирование сопряжено с временными неудобствами и многими проблемами. Нужно запастись терпением. А вот амурских охотников-любителей я бы успокоил: их интересы не пострадают при любом раскладе.

Уверенность Ивана Ряжских отчасти разделил и Анатолий Козлов, начальник дирекции по охране и использованию животного мира и ООПТ областного минсельхоза.

 Проблем у рядовых охотников-любителей не будет. До весенней охоты на дикую водоплавающую дичь все решится, —  полагает Анатолий Семенович.  А охрану угодий мы действительно ведем. Используем силы милиции, подключаем общественность в районах. Так что браконьеры даже в этот переходный период не могут чувствовать себя спокойно.

К сказанному чиновниками добавим следующее. На этом административное реформирование не заканчивается. Еще предстоит до конца решить вопросы в области охраны водных биоресурсов. Наверняка коснутся преобразования и трех амурских заповедников  Хинганского, Зейского и Норского. Каким образом? Информация об этом пока противоречивая.

Возрастная категория материалов: 18+