«Русский флаг на девственных водах Амура»

В сентябре 1987 года в заливе Петра Великого аквалангисты Владивостока подняли со дна латунные трубы, части железных шпангоутов, багор и уключины, другие предметы, принадлежавшие когда-то русской военной шхуне «Восток», затонувшей в этих местах более ста лет назад. Интерес к кораблю вызван его необычной судьбой, неразрывно связанной с русским Дальним Востоком.

7 октября 1852 года из Кронштадта в кругосветное плавание вышел парусный фрегат «Паллада». Целью его похода было установить дипломатические и торговые отношения с Японией. Вo время плавания русские моряки должны были также описать малоизученные берега Японского и Охотского морей. Из купеческого в военное Для этой цели лучше всего подходило небольшое маневренное судно, имевшее, кроме парусов, паровую машину. Поэтому еще в августе начальник экспедиции вице-адмирал Е. В. Путятин по поручению Морского министерства приобрел в Англии парусно-винтовую шхуну «Fearless» («Бесстрашная»), которая раньше служила купеческим судном, перевозившим фрукты по Средиземному морю. Поскольку шхуна теперь должна была стать военным судном, предназначенным для «рассылок и описи малоизвестных брегов», были выполнены все работы по переустройству. На «Бесстрашную» также установили четыре 8-фунтовых орудия, а для команды закупили нарезные ружья - штуцеры. Командиром шхуны, получившей название «Восток», был назначен лейтенант В. А. Римский-Корсаков (старший брат великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова). Будучи кадетом Морского корпуса, а затем и офицером, Воин Андреевич много плавал на кораблях русского флота по Балтийскому, Северному и Средиземному морям. Кстати, железная парусно-винтовая шхуна «Восток» стала не только одним из первых кораблей подобного рода в русском военном флоте, но и вообще первым таким кораблем в Дальневосточном регионе России. «Шхуна «Восток» есть первое паровое судно, пересекающее экватор, - писал в письме родителям В. А. Римский-Корсаков, - и я хотел уже для совершения этой особенности перейти через экватор под парами, но... за час до перехода машина... попортилась - отказалась служить, так что экватор перейден был по-обыкновенному -под парусами, и только разве выпускаемый мною пар служит указанием, что тут-де проходил пароход». Вообще за время плавания машина часто выходила из строя, и командир шхуны был невысокого мнения о ее качестве: «машина, надо сказать, довольно негодная». Как лебедь на волне 14 марта шхуна благополучно достигла мыса Добрая Надежда и вошла в бухту Симоне (Саймонстаун), где уже находился фрегат «Паллада», прибывший сюда четырьмя днями ранее. Большую часть перехода «Восток» шел под парусами, лишь изредка в зоне штилей используя машину. Индийский океан несколько раз хорошо потрепал шхуну, что дало возможность командиру лишний раз убедиться в ее прекрасных мореходных качествах: «шхуна - бесподобное судно и качается, как лебедь на волне» и далее: «шхуна, почти не качаясь, путешествует по 130 - 140 миль в сутки, т. е. около двухсот верст». Собственно в Гонконге и началась служба шхуны «Восток» в качестве посыльного судна. 16 июня на ее борт перешел вице-адмирал Е. В. Путятин вместе со своим штабом, после чего она вышла в Кантон, который до этого посещали только два русских корабля - шлюпы «Надежда» и «Нева», участники Первой российской кругосветной экспедиции 1803 - 1806 годов. С приходом в Нагасаки начались переговоры с японцами, которые затянулись надолго. Поэтому 18 августа, по распоряжению начальника экспедиции, «Восток» покинул его для производства гидрографических исследований в Татарском проливе и устье реки Амура, а также осмотра западного побережья о. Сахалин, чтобы выяснить наличие удобных стоянок для кораблей и месторождений каменного угля. 7 сентября шхуна снялась с якоря и, пройдя через Татарский пролив и проход Невельского (самая узкая часть пролива), с юга вошла в Амурский лиман и далее в устье Амура к мысу Пронге. Вот так описывал это знаменательное плавание сам В. А. Римский-Корсаков: «Я пробирался далее к северу, беспрестанно щупая лотом дно и отыскивая по всем направлениям фарватер, несколько раз становился на мель, но наконец 13-го вся эта дрянь осталась у шхуны за кормой, и русский флаг первым из всех прочих показался на девственных водах Амура». Лаперуз ошибался Таким образом, парусно-винтовая шхуна «Восток» стала еще и первым морским судном, которому удалось совершить сквозное плавание через Татарский пролив и войти в лиман и устье Амура. Своим плаванием на шхуне «Восток» В. А. Римский-Корсаков доказал: несмотря на сложные гидрологические условия, Татарский пролив на всем своем протяжении доступен для морских судов и вход в Амур со стороны Японского моря вполне возможен. Это блестяще подтверждало открытие Г. И. Невельского, которое до этого ставилось под сомнение. Давая оценку плаванию В. А. Римского-Корсакова, Геннадий Иванович писал: «Что таким путем можно войти в устье Амура, к несчастью, никто не верил, и все полагали, что я ошибаюсь и доношу неправильно. Поэтому считалось, что с этой стороны устье Амура обеспечено от всяких неприятельских покушений с моря. Таково было впечатление, произведенное на весь образованный мир авторитетом моих знаменитых предшественников - Лаперуза, Браутона и Крузенштерна! Оно было до такой степени тогда сильно, что до 1856 года англо-французы никак не могли представить себе, чтобы суда наши могли пройти этим путем в лиман и устье Амура, и полагали, что всякое исследование с этой стороны будет положительно напрасно». И в роли шахтера Обратный путь из устья Амура в Татарский пролив оказался не менее сложным, но, к счастью, закончился благополучно. «Восток» сделал заход в бухту Де-Кастри (залив Чихачева). Здесь Римский-Корсаков получил от начальника Александровского поста мичмана Г. Д. Разградского донесение и карты, адресованные Г. И. Невельским «командиру русского судна», в которых сообщалось об открытиях Амурской экспедиции. Сведения эти, в то время еще секретные, были в дальнейшем доставлены командиром шхуны вице-адмиралу Е. В. Путятину. Так что «Восток» и в этом случае оказался первым русским кораблем, посетившим этот залив. При выходе из залива шхуна неожиданно налетела на каменный риф, и только благодаря хорошей погоде и большому приливу ей удалось сняться с камней и спастись от неминуемой гибели. Для командира и команды это явилось суровым испытанием, но они с честью вышли из него. За этим каменным рифом, на котором чуть было не погибла шхуна, прочно закрепилось название - банка Восток. Не обнаружив угольных пластов в устье реки Виахту на Сахалине, Воин Андреевич вернулся в Дуэ, к «Чихачевской ломке», т. е. к месторождению каменного угля. Здесь удалось наломать и погрузить на борт 30 т угля, которые стали первой заготовкой сахалинского угля для нужд русского флота. «Я просто горжусь и готов хвастаться тем, что шхуне «Восток» выпало счастье первой начать разработку угля на Сахалине», - писал по этому поводу Воин Андреевич. 3 ноября шхуна «Восток» вернулась в Нагасаки, а через восемь дней вышла в составе всей русской эскадры в Шанхай. 14 ноября корабли прибыли к Седельным островам, в сорока милях от устья реки Янцзы. Здесь эскадра стала на якоря, а шхуна отправилась к Шанхаю, имея на борту вице-адмирала Е. В. Путятина и членов его штаба, среди которых находился и писатель И. А. Гончаров, служивший секретарем начальника экспедиции. Так благополучно закончился для русских моряков 1853 год, наступил новый, 1854-й - год тревог и опасностей, вызванных войной с Англией и Францией, большую часть которого шхуна «Восток» опять провела в бесконечных плаваниях по морям Тихого океана. Самое известное судно После того как в 1853 году судно пришло на Дальний Восток, а в 1855 году вошло в состав Сибирской флотилии, оно почти беспрерывно находилось в плаваниях. Его офицеры исследовали и наносили на карту побережье Японского, Охотского и Берингова морей. Многочисленные названия увековечили на Дальнем Востоке имена членов экипажа и самой шхуны. В ее честь названы залив и бухта в восточной части залива Петра Великого, банка у залива Чихачева и риф у острова Моннерон в Японском море. 26 июня 1883 года, производя промеры морского дна у острова Стенина, шхуна «Восток» наскочила на каменный риф, получила пробоину и затонула. Благодаря относительно тихой погоде экипаж удалось спасти. Занимаясь в течение тридцати лет исследованием морей Дальнего Востока, шхуна «Восток» прошла десятки тысяч миль сквозь штормы и непогоду, ежеминутно рискуя налететь на камни или быть выброшенной волной на береговые скалы или отмели. Какого же мужества, выдержки, сноровки и терпения требовали эти плавания от командиров и экипажа маленькой парусно-винтовой шхуны! Перед своей гибелью шхуна «Восток» была самым старым судном русского флота и, вне всякого сомнения, самым известным на Дальнем Востоке. с. Садовое, Тамбовский район.

Возрастная категория материалов: 18+