Одна из последних фотографий Бориса Горлача.Одна из последних фотографий Бориса Горлача.

Он не дожил до 92 лет восемь месяцев. В былые времена о нем говорили: «Ровесник Великого Октября!» Он родился за два дня до революции — 5 ноября 1917 года. Всю свою долгую жизнь считал себя коммунистом и не отказался от принципов в угоду политической конъюнктуре.

...Мне повезло: я был лично с ним знаком. Первый раз встретился с художником в 2002 году на его 85-летие. Он поначалу упорствовал: «Мне некогда встречаться. Вот общаюсь с вами по телефону, а мог бы за эти минуты закончить эскиз». Но когда узнал, что я — корреспондент «Амурской правды», сменил гнев на милость: «Ладно. Когда-то я работал в «Амурке» художником. Но знайте, в вашем распоряжении только один час».

В квартире я не заметил ничего лишнего. Совершенно аскетическая обстановка. На столе листы ватмана с легкими карандашными набросками. Борис Трофимович не дал вглядеться в них, повел в другую комнату, совершенно пустую: «Расспрашивайте. Время пошло. У вас осталось 55 минут». Речь его была яркой и образной, когда он рассказывал о своей непростой жизни.

«В 1940 году во время советско-финской войны я просил судьбу, — рассказывал Горлач, — что если вдруг меня минует смерть, то в случае ранения пусть не станет руки или ноги, но глаза останутся непременно. Однако случилось именно то, чего я больше всего боялся. Неподалеку взорвалась мина. Товарища разнесло на части, а мне на голову упал один из камней, что выворотила мина из взорванного грунта...»

Полгода лечили 20-летнего юношу в Ленинграде от полученной контузии, затем комиссовали и направили домой в Благовещенск. Всю жизнь он потом страдал от сильнейших головных болей и постоянно ухудшающегося зрения. Четыре года охранял дальневосточные границы, участвовал в советско-японской войне. Несмотря на толстенные стекла очков, славился точностью попадания в цель из миномета. Потом окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина.

В 1957 году Горлач изготовил в Ленинграде, доставил сюда и установил в сквере на площади им. Ленина памятник герою гражданской войны Федору Мухину. Это единственная работа скульптора, которая находится на его родине. Его композиции и монументы установлены в Санкт-Петербурге, Иркутске, Рязани, Каменске. В 1989 году художник окончательно вернулся в Благовещенск.

— Борис Трофимович работал буквально до последнего дыхания, — говорит председатель местного филиала Союза художников России Вадим Кондратьев, — это достойный пример для всех нас. Мы потеряли одного из лучших профессионалов. В 2002 году Горлач передал нашему краеведческому музею свои эскизы, наброски, макеты скульптур. На них есть чему поучиться молодым художникам. И не только им. Тем, кто постарше, тоже полезно соотносить свои работы с творчеством выдающегося мастера. В последнее время он выражал сильную обеспокоенность тем, что сегодняшний рынок стал побеждать настоящее искусство, что предметы декоративно-прикладного жанра совершенно необоснованно стали именовать новым направлением в искусстве, награждать званиями и медалями обычные кустарные поделки. Но мы, художники, будем двигаться в том направлении, в котором шел Борис Трофимович Горлач.

Возрастная категория материалов: 18+