Руководитель ФГУ Мелиорации и сельского водоснабжения Амурской области Александр Яременко настаивает на том, что строение — собственность предприятия. В непростой ситуации пытался разобраться корреспондент «АП».

Строительные материалы, отдел бытовой химии — в небольшом кирпичном здании в Чигирях когда-то размещался обычный сельский магазин. Сейчас на дверях пустого помещения висят замки, которые периодически меняют: идет борьба за собственность со всеми вытекающими отсюда последствиями.

«Заманчивое» предложение

«Дом раздора» благовещенец Александр Мослацов купил в 1998 году, точнее, не весь дом, а лишь небольшую его часть — пристройку к кирпичному зданию, принадлежавшему одному из сельхозпредприятий области. Для организации продажа пристройки была вынужденной мерой — необходимо было рассчитаться по долгам. Сделка купли-продажи состоялась по всем правилам, с оформлением соответствующих документов. Собственность прошла регистрацию. Так по соседству с предприятием появился небольшой магазинчик, который проработал семь лет.

К 2003 году мелкие сельхозорганизации слились в одну. Появилось ФГУ мелиорации и сельского водоснабжения. Службы ФГУ разместились все в том же здании с пристройкой-магазином. В 2006-м руководство решило вернуть некогда принадлежавшие мелиораторам квадратные метры.

— Мне просто сказали оставить помещение, которое я купил и в котором проработал столько лет, — рассказывает Александр Мослацов. — В качестве денежной компенсации за добровольный отказ от имущества начальник ФГУ Яременко предложил мне 80 тысяч рублей. Это смехотворно низкая цена. Здание площадью 54 «квадрата» стоило раз в 10 больше. Разумеется, от такой сделки я отказался. Тогда Яременко прямым текстом сказал мне, что просто у меня его отберет.

Документы с сюрпризом

«Отобрать» пристройку у Мослацова сначала попытались мирным путем. Руководитель управления обратился в районную прокуратуру с требованием признать сделку купли-продажи, совершенную в 1998 году, недействительной. Однако его иск был отклонен. Тогда он решил принять более жесткие меры.

— Прихожу однажды, а на моем магазине поменяли замки, — вспоминает Александр Владимирович. — Вызывал милицию, снова свои замки повесил, написал заявление. Однако в возбуждении уголовного дела мне было отказано «в связи с отсутствием состава преступления».

Как выяснилось вскоре, в документы на здание таинственным образом были внесены поправки — для основного здания и пристройки-магазина был создан единый техпаспорт, в то время как раньше каждое помещение имело свой.

— Основное здание имеет адрес: Центральная, 37 литера А, — говорит предприниматель, — а пристройка — Центральная, 37, литера А1. Сейчас же существует объединенный техпаспорт — на здание по адресу: Центральная, 37, литера АА1. Оказалось, что в марте 2008-го по заказу управления в здании прошла внеплановая инвентаризация. Во время нее представитель ФГУ попросил специалиста, проводившего инвентаризацию, включить в мероприятие и мою пристройку, сказав, что в ближайшее время на месте магазина будет пропускной пункт с техническими помещениями. В итоге и на здание управления, и на магазин был выдан единый техпаспорт.

Судебный марафон

Предприниматель подал иск в благовещенский районный суд и выиграл его. Право собственности ФГУ на пристройку было признано недействительным. Мелиораторы обжаловали это решение, но безуспешно. Затем последовала вторая кассационная жалоба, но суд снова выиграл Мослацов. Однако это ничего не изменило — жалобы продолжились.

Очередное судебное заседание состоялось 11 сентября— на этот раз в областном суде. При рассмотрении дела служители Фемиды впервые вынесли решение в пользу управления. Теперь кассационную жалобу готовит предприниматель. Александр сдаваться не намерен и при необходимости будет добиваться правды в Верховном суде России.

Идти до конца настроены и оппоненты предпринимателя. Об этом Александр Яременко заявлял на страницах различных СМИ в самом начале скандальной истории. «АП» пообщаться с руководителем ФГУ мелиорации и сельского водоснабжения Амурской области не удалось — сейчас он находится в отпуске. Однако позицию предприятия прокомментировал один из его сотрудников, не пожелавший представиться корреспонденту «АП».

— Имущество, которое стало предметом спора в суде, является федеральной собственностью, — заявил в телефонной беседе работник управления. — И то, что в смутные 90-е годы каким-то непонятным образом оно было оформлено в собственность предприятия, занимающего его тогда, не дает на него никаких прав частному лицу. Мы уверены также, что техпаспорт, разделивший тогда одно помещение на два, также был изготовлен незаконно — как раз с целью продать часть здания. Надеемся, это будет установлено и доказано в суде.

Между тем в течение трех лет, что продолжаются тяжбы, 54 квадратных метра пустуют. Владельцы торговых точек съехали сразу же, как началась борьба за собственность. Не имея возможности сдавать помещение в аренду во время судебных разбирательств, Александр Мослацов понес значительные убытки — несколько сотен тысяч рублей. ФГУ помещением также пока не пользуется, поскольку до сих пор не имеет на это законных прав.