Природе не лучше

Почти каждый день руководитель службы экологической безопасности и рационального природопользования ООО «Востокнефтепровод» Олег Шахранов вооружается ледобуром, берет напарника и отправляется на лед реки Большой Невер.

От побережья до места аварии всего пара сотен метров, поэтому предстоит серьезная и ответственная работа. Задача ведомственных экологов — взять новые образцы воды и провести анализы.

— Пробы воды берутся в двух местах, — комментирует свою работу Олег Геннадьевич. — Пятьсот метров выше по течению от места аварии и 500 метров ниже по течению. Оба образца исследуются на наличие нефтепродуктов, а потом сравниваются. Пока оба показателя одинаковы. Причем наши результаты полностью совпадают с результатами местных санитарных органов.

Как говорится в протоколе лабораторных испытаний Сковородинского филиала ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» от 11 февраля 2010 года, «в исследованных пробах за NN 197 и 198 содержание нефтепродуктов не превышает величины допустимого уровня». Правда, в самом центре гигиены нам категорически отказались комментировать свою работу.

Эпицентром событий стал не основной участок нефтепровода ВСТО, а небольшая труба, или так называемый шлейф, подающий «черное жидкое золото» от НПС-21 (нефтеперекачивающая станция) к железнодорожным составам на станции Сковородино. Это та самая нефть, что сейчас транспортируется по железной дороге в Приморский порт Козьмино, а оттуда морскими танкерами до адресатов.

Тем временем на месте ЧП по-прежнему ощущается бурная деятельность человека. Нефтяного пятна как такового уже нет. Небольшая поляна полностью очищена от снега, рядом несколько бытовых вагончиков и техника ликвидаторов. О былом инциденте (нефтяники называют случившееся именно так) напоминает резковатый запах нефти. Специалисты уверяют — скоро воздух очистится. По словам неф-тяников, сбор разлитого сырья продолжался техникой и вручную круглые сутки.

— Вы думаете, я скажу, что природе стало лучше? — перебирая в ладонях куски грунта, интригует генеральный директор ООО «Востокнефтепровод» Виктор Бронников. — Нет, я такого не скажу. Но мы с самого начала делали все для сокращения возможного ущерба. Подобные неприятности всегда предусматриваются, и в случае реального развития событий расчет времени идет на часы. В течение полутора суток труба была полностью восстановлена, еще 96 часов понадобилось для ликвидации пятна. В реку нефть не попала, но мы будем продолжать мониторинг.

Как говорится в официальном заключении, администрация Сковородинского района не нашла поводов для замечаний к выполненным работам. По уточненным оценкам, объем вылившейся нефти составил 6—8 кубометров. Учитывая, что через поврежденный шлейф в железнодорожный пункт налива нефти (ПНН) может подаваться до 45 тысяч кубометров сырья ежесуточно — потери мизерные. Кстати, дополнительные факторы, которые могли осложнить обстановку, — это диаметр трубы, достигающий 700 миллиметров, и гигантское внутреннее давление. Проще говоря, нефти в шлейфе бывает очень много, и, найдя лазейку, она выходит наружу с огромной скоростью. Избежать глобальных последствий помогли современные системы защиты.

— Автоматика сразу определила, что на четвертом километре шлейфа неприятности. Поврежденный участок перекрыли, а насосы откачали нефть из трубы в разных направлениях, — делится тонкостями заместитель генерального директора ООО «Востокнефтепровод» Роман Ковалев. — Если говорить о причинах, то здесь, конечно, ключевую роль сыграл человеческий фактор. Я имею в виду тот самый экскаватор.

Тем временем ООО «Востокнефтепровод» продолжает внутреннее расследование. Удивительно, что вина экскаваторщика все менее очевидна. В руководстве компании склоняются к мысли, что этот человек делал свою работу, выполнял конкретное указание своих непосредственных начальников. Ему сказали копать именно в этом месте, он и черпнул ковшом мерзлого грунта, из которого начала бить нефть.

Каким образом он там оказался? Нефтепровод — творение рук человеческих и требует постоянного внимания со стороны обслуживающего персонала. Диагностика трубы и стыков ведется с помощью спутников, так называемых средств очистки и диагностики (СОД), которые курсируют и снимают показания прямо внутри трубы, различных датчиков и даже рентгеноаппаратов. В случае обнаружения неполадок, подозрений и других нештатных признаков проводятся так называемые плановые работы. Иногда приходится «обнажать» подземные участки, а в условиях вечной мерзлоты такой труд может опираться только на помощь техники.

По технологии копать прямо над трубой экскаватором нельзя, извлечение грунта ковшом происходит немного в стороне, более точная работа выполняется вручную. В злополучный день, 3 февраля, организаторы работ на шлейфе, мягко говоря, «промахнулись». Поэтому наказан, скорее всего, будет кто-то из начальников, ведь последствия такого промаха расхлебываются до сих пор. Пока перекачка нефти по восстановленной трубе продолжается, однако нефтяники намерены в течение месяца полностью заменить поврежденный отрезок.

Утилизации «сбежавших» нефтепродуктов, по сути, не было. Все, что удалось собрать с поверхности пятна, уже прошло переработку и закачано в нефтепровод. Точнее говоря, отправилось в порт Козьмино. Порядка трех кубометров углеводородов вперемешку со снегом еще хранятся в специальном резервуаре и ждут своего отделения от воды. Потом эта нефть также отправится по первоначальному адресу.

Дело за компенсацией

Как уже сообщала «АП», в настоящее время следственное управление СК при прокуратуре РФ по Амурской области обобщает все данные, собранные на месте аварии. По итогам такой работы, возможно, будет принято решение о возбуждении уголовного дела против виновников. Хотя есть вероятность, что дело ограничится штрафом. В свою очередь руководство нефтяной компании готово компенсировать нанесенный ущерб, если он будет определен. Вероятнее всего, источником такого финансирования будут страховые средства. Современные нефтепроводы и их деятельность страхуются сразу по нескольким направлениям.

Возрастная категория материалов: 18+