Игорь Никишов, главный врач 
Благовещенской станции скорой медицинской помощи.Игорь Никишов, главный врач Благовещенской станции скорой медицинской помощи.

Приамурье не вошло в список регионов, которых в этом году коснутся нововведения. Однако в нашей области давно назрела необходимость модернизации системы скорой помощи. Об основных проблемах амурской «скорой» мы беседуем с главным внештатным специалистом минздрава области по скорой медпомощи, главврачом Благовещенской ССМП Игорем Никишовым.

Об общем

— Игорь Викторович, нужна ли реформа системы скорой помощи?

— Нужно. Скорая помощь — одна из отраслей здравоохранения, нормативная база которой очень долго не обновлялась. Действующим приказам, регламентирующим работу скорой медицинской помощи, от 5 до 10 лет, и в ряде разделов они устарели. Обновленные стандарты оказания скорой помощи имеются, но не по всем заболеваниям.

— Можете назвать главные проблемы амурской «скорой»?

— Во-первых, оказание скорой помощи в районах зачастую происходит не по принципу наиболее близко расположенной бригады, а по принципу территориальной принадлежности. Во-вторых, имеет место нецелевое использование бригад скорой помощи — когда в часы работы поликлиник нам приходится выезжать к населению и оказывать помощь, которую люди могли бы получить в амбулаторно-поликлинических учреждениях (такие вызовы сегодня превалируют). В-третьих, недоукомплектованность врачами бригад скорой помощи (в пределах 70% от необходимого) и оборудованием автомобилей. Например, большинство машин, которые мы получили по нацпроекту в 2006—2007 годах, — минимальной комплектации (носилки, сумка фельдшера, баллон-редуктор), и их приходилось дооборудовать.

— Почему возникает дефицит кадров?

— Какие мотивы могут заставить выпускника медакадемии работать на скорой помощи — зарплата? Но участковые получают больше: у них федеральная доплата 10 тысяч, а у нас — 5. Поэтому с врачами ситуация сейчас очень напряженная. Кроме того, в Амурской области не готовят врачей скорой медицинской помощи как таковых в интернатуре (есть терапевты, хирурги, акушеры-гинекологи). Хорошо, что у нас достигнута договоренность с ректором АГМА, и наши сотрудники обучаются в течение четырех месяцев на курсах первичной подготовки по скорой помощи.

С водителями же ситуация благополучно разрешилась, с санитарами тоже более-менее решается (говорю о Благовещенске) — благодаря тому, что администрация города взяла на себя обязательство поднять заработную плату.

— Один из этапов реформирования — создание при больницах и поликлиниках подразделений неотложной помощи…

— Они разгрузят работу «скорой». Кстати, у нас неотложная помощь оказывается в детских поликлиниках. В чем отличие вызовов неотложной помощи и «скорой»? В первом случае выезд может быть отсрочен до нескольких часов (болит голова неделю или беспокоит остеохондроз), а вызов «скорой» должен быть выполнен немедленно. Конечно, есть больные, которые никогда не обращаются в поликлинику и в любом случае будут «скорую» вызывать (оперативно, доступно), и ночью учреждения не работают. Но все-таки эту несвойственную нагрузку скорой помощи нужно снижать. Еще и потому, что мы не назначаем планового лечения, а только располагаем арсеналом сильных, короткодействующих препаратов, в то время как врач поликлиники уже при первом посещении назначит лечение.

— В программе целью как раз и звучит — выстроить единую систему оказания скорой помощи на догоспитальном и госпитальном этапах.

— Как работает «скорая»? Поступает вызов, мы выезжаем к больному, оказываем ему помощь и либо оставляем дома, либо доставляем в лечебное учреждение, где он осматривается специалистами. Этим, как правило, наш догоспитальный этап заканчивается. Что планируется сделать? Чтобы наша помощь заканчивалась не у ворот приемного покоя, а уже в стационаре, где будет открыто отделение краткосрочного пребывания. Вот это, считаю, необходимо — понаблюдать больного какое-то время, без госпитализации. Как это будет, мы увидим уже в 2011 году на примере четырех регионов — Санкт-Петербурга, Татарстана, Ростовской области и Чувашии, где стартует эксперимент.

— Должен измениться и кадровый состав скорой помощи: выезжать к больному будут 2 медика (врач и фельдшер или два фельдшера), а водителям придется получить медицинское образование.

— Это позволит снизить нагрузку на бюджет, поскольку вызов бригады очень затратен. Но с тем, что водитель должен быть фельдшером, я не совсем согласен, потому что физически тяжело совмещать. К тому же водителям в рамках программы подготовки младшего и водительского персонала наши врачи (анестезиологи, кардиологи, невропатологи) читают лекции, проводят семинары со сдачей зачета.

О частном

— Каков штат станции скорой помощи?

— У нас работают 330 сотрудников, или 21 бригада, 25 автомобилей, из них 2 реанимобиля. В сутки дежурит порядка 18—19 бригад.

— Сколько в сутки бывает вызовов?

— Для этого времени года норма 250—270 вызовов. Но сейчас, в связи с ростом заболеваемости ОРВИ, их количество достигает 300—350. В прошлом году в период эпидемии в сутки поступало до 520 обращений.

— Если поступило несколько звонков, какому отдадите приоритет?

— Больным с острыми сердечно-сосудистыми заболеваниями (инфаркты, инсульты, гипертонические кризы, отек легких), травмы с угрозой для жизни, ДТП, вызовы к детям — у нас работают 3 детских бригады, где есть врачи-педиатры.

— Почему задерживается «скорая»?

— «Скорой» дается 4 минуты на выезд и 20 минут на доезд (в отдаленные районы доезжаем за 30—40 минут). И задержка, как правило, у нас происходит в момент выезда — потому что иногда некому выехать. Вчера, например, в течение 1,5 часа поступило более 100 вызовов. Как выполнить их 18 бригадами? В этот период, конечно, бывают задержки. Часы пик — с 16 до 22.

— Иногда «скорая» отказывает пожилым людям.

— Причины отказа «возраст» не существует, мы можем отказать и молодому, и пожилому. Например, звонит женщина и просит померить давление. «Вам плохо?» — «Нет». А зачем нам тогда ехать? (Хотя, отказывая в вызове, идем на огромный риск.) Но когда жизни человека угрожает опасность, мы едем.

— А часто бывает, когда вы приезжаете, уже поздно?

— С начала года было 5 случаев, когда человек умер на руках у врачей, а в год — до 50. Это 0,005% от всех вызовов.

— Приходилось ли уговаривать людей поехать в больницу?

— Бывает. Например, был случай: женщине надо рожать, а отказывается в роддом ехать. Но принудительная госпитализация невозможна, если человек дееспособный, адекватный. Но тяжелые больные, как правило, не отказываются.

— Сколько в среднем стоит один вызов?

— 1700—1800 рублей. Но есть препараты, необходимые больному на догоспитальном этапе, которые многократно увеличивают стоимость вызова. Например, одна ампула тромболитика для лечения острого инфаркта миокарда стоит от 50 до 70 тысяч рублей.

— Планируется ли открытие дополнительных подстанций «скорой»?

— Это одна из приоритетных задач нашей службы. Планировали открыть подстанцию в районе КПП, но не получается по объективным причинам — негде построить гаражные боксы. Решили, что она появится со строительством северного микрорайона.

Языком статистики

По данным на 1 января 2010 года, в Амурской области насчитывается 3 станции скорой медицинской помощи (ССМП) — в Благовещенске, Свободном и Белогорске. 42 отделения скорой медицинской помощи (ОСМП), из них 19 — при центральных районных (городских) больницах, 23 — при участковых больницах.

Общая численность населения, обслуживаемого скорой медицинской помощью области, составляет 835 тысяч человек. Число обращений — 429102. Показатель обращаемости на 1 тысячу населения — 528,7 (среднероссийский — 380,0).

Всего выполнено 399404 выезда, из них почти 75080 — к детям до 18 лет (19,5%). Госпитализировано 50988 амурчан, сделано безрезультатных вызовов — 17250, из них необоснованных — 380 (2,8%).

Обеспеченность автотранспортом 1,8 автомобиля на 10 тысяч населения (при норме 1,0). Но при этом только 2,8% из них укомплектованы по классу С (реанимобили), 31,2% — по классу В и 65,9% — по классу А (автомобили скорой медицинской помощи для транспортировки пациентов, не являющихся экстренными). Удовлетворительно оборудовано медицинским оборудованием 36% санитарных машин.

Всего на ССМП и ОСМП области насчитывается 737 человек медицинского персонала. Из них 257 врачей (34,8%), 480 — среднего медперсонала (65,2%). Врачей-кардиологов только 5 (в Благовещенске).

Возрастная категория материалов: 18+