Время играет не в пользу теплохода.Время играет не в пользу теплохода.

Цена сделки порядка 4 миллионов рублей, но здесь, как говорится, не в деньгах дело: с уходом «Котенко» наша область лишится частички истории. В то же время и тянуть дальше некуда: второй год лайнер стоит без движения в затоне порта и постепенно из былого белоснежного красавца превращается в груду металла. Корреспонденты «АП» напросились на своеобразную экскурсию и поднялись на борт «Капитана Котенко».

На страже — Кризис

Эмблема Благовещенска, визитная карточка Приамурья, краса и гордость амурского речного пароходства — еще несколько лет назад о «Котенко» иначе и не говорили. Билеты на многодневный рейс по Амуру в отпускной период раскупали чуть ли не за полгода, еще дольше вспоминали и делились впечатлениями о путешествии.

А сегодня о теплоходе как будто забыли. Два года он стоит заброшенный «на задворках» Благовещенского речного порта: внешний лоск гиганта еще сохранился, но кое-где краска облупилась и корпус сияет ржавыми «проталинами», на месте названия — пустота.

По иронии судьбы, забытый всеми теплоход охраняет пес по имени Кризис. Охранник, конечно, тот еще: ростиком дворняжка чуть выше лодыжки. Но справедливости ради надо отметить, на чужаков бросается отважно и лает так, что уши закладывает.

Для самого «Капитана Котенко» кризис наступил задолго до того, как начался мировой финансовый. Его большое плавание осталось в 90-х, начиная с 2000 года, СМИ все чаще стали писать об убытках, которые судно приносило своему владельцу.

— Ежегодно после летней навигации мы недосчитывались по 2 — 3 миллиона рублей, последний год убытки составили порядка 4 миллионов, — говорит один из наших провожатых, заместитель директора по эксплуатации флота Благовещенского речного порта Юрий Никулин.

— Ему отсюда, допустим, до Николаевска если пройти, топлива только надо 40 тонн. А сколько сейчас солярка стоит? — вторит ему другой экскурсовод, сторож Евгений Крепаков. — Рейс даже не окупался. Лето он так проработает в убыток, а деньги на содержание судна забирают у всех работников порта.

— Рейс, может, и окупался, а сколько он еще стоял на причале на набережной Амура, пока народ набирали. Двигатели работают, экипаж, 29 человек, вахту несет, плюс повара, официанты. Зарплату людям платить надо, — добавляет Юрий Вячеславович.

Холодный отстой

Теперь из постоянных гостей «Котенко» только сторожа. Каждое утро теплоход осматривают на предмет хищения, пожарную безопасность и водотечность. Приходится наведываться сюда и ночью: ресторанчик на нижней палубе нередко становится пристанищем для молодежи. Мало того, что тайком пробираются на судно и устраивают попойки, так еще и крушат последнее, что осталось.

Правда, как тут можно устраивать «тусовки», непонятно — внутри корабля очень холодно. На улице минус, но остывшее железо ни в какое сравнение не идет. Уже через пару минут нашего пребывания здесь мороз пробирает до самых костей, руки и ноги просто отнимаются. Чтобы окончательно не остыть, стараемся не стоять на месте и бродим по теплоходу.

— Пока его содержание не особо затратно. В зимний период все суда так стоят, это так называемый холодный отстой, — объясняет Юрий Никулин. — В 2008 году мы подготовили «Котенко» к летней навигации, но в плавание он так и не вышел. Возникли проблемы: судну необходим ремонт корпуса, днища. На тот момент требовалось порядка 4 миллионов рублей.

В 1991-м в Китае, будучи еще «Миклухо-Маклаем», судно прошло модернизацию: полностью поменялась вся «начинка» лайнера. Днищевой же части ремонт не коснулся. Между тем, чтобы теплоход мог, как и раньше, работать на нижнем Амуре, его надо было поднимать на слип и латать днище.

Возьмите «Котенко» на поруки

Последнее время упорно ходили слухи: теплоход порежут или сдадут в Китай на металлолом. Но это, по словам руководства Благовещенского речного порта, последний из рассматриваемых вариантов, хотя и вполне реальный. Если судном не заниматься, оно может утонуть. Однако недавно у «Котенко» появилась более радужная перспектива — не исключено, что он станет плавучим рестораном.

— К нам поступило предложение от хабаровской фирмы купить теплоход и в дальнейшем использовать его в туристическом бизнесе, — рассказал «АП» директор торгового порта Благовещенск Антон Пятков. — Я заинтересован в сохранении судна, это наша история. Однако встает другой вопрос: если с ним ничего не делать, оно утонет. Судно старое, оно выработало свой ресурс. История должна перевернуть страницу. Но если есть возможность ему поработать, пусть даже в таком виде, я, естественно, ухвачусь за эту идею.

В нынешнем состоянии «Капитан Котенко» тянет на 4 миллиона рублей. Минимум в три раза больше надо на его полное восстановление.

Тем не менее владелец теплохода не теряет надежды, что среди амурских предпринимателей найдется желающий выкупить реликвию.

— Если бы нашелся у нас такой предприниматель, мы бы не только заметно снизили цену, но и рассмотрели вопрос совместного участия в проекте восстановления «Котенко», — продолжает Антон Константинович. — Мы заинтересованы, чтобы теплоход остался в Амурской области, поэтому если в ближайшее время появится такое предложение, мы ему отдадим предпочтение. Тем более что сделка с хабаровчанами пока на стадии рассмотрения.

В цифрах

1961 — год выпуска теплохода «Капитан Котенко», город Сретенск

18,5 метра составляет длина лайнера

150 пассажиров мог вместить «Капитан Котенко» за один рейс

22 километра в час — такую скорость развивал теплоход, двигаясь по течению

15 миллионов рублей необходимо на восстановление флагмана амурского речного пароходства

4 млн. рублей — такова цена «Котенко» в его нынешнем техническом состоянии

Возрастная категория материалов: 18+