Но вчера ни один (!) из опрошенных благовещенских одиннадцатиклассников не ответил на вопрос спецкора «АП», кто такой Владимир Ульянов. Только после подсказки, мол, это же Владимир Ленин, ребята с трудом припоминали то малое, что слышали об этом политическом деятеле.

Мнения взрослых на сей счет разделились. Одни считают, что «это плохо, ведь Ленин — выдающаяся фигура мировой истории», «в 20-м веке он оказал колоссальное влияние на весь ход исторического процесса, а его философские и экономические труды актуальны и сегодня». Другие то, что современные дети не помнят Ильича, считают нормальным явлением, говорят: «Это для наших дедушек и бабушек Ленин был чем-то значимым». Многие вспомнили анекдот по поводу. В первый учебный день учительница повела первоклашек в парк. Видят — бежит ежик. Учительница: «Дети, вы знаете, что это такое?» — «Нет». — «Ну как же?! Вам, наверное, об этом и в книжках читали, и бабушка постоянно рассказывала. Ладно, пойдемте, я на уроке вам все расскажу». Все побежали за учительницей, а один мальчик подошел к ежику и говорит: «Так вот ты какой, Ленин!»

Мы недалеко ушли от реальности. Некоторые школьники младших классов мне так и заявляли: «А я Ленина видел!». На вопрос: «Где? В Москве, в мавзолее?» — ребята искренне отвечали: «Нет, в Благовещенске! Он по улице шел». За сходство с вождем мирового пролетариата пенсионера Василия Суркова давно прозвали «благовещенским Лениным», и его смело можно причислить к местным достопримечательностям. Копия Ленина в кепке и черном костюме с красным аксельбантом на груди часто разгуливает летом по главной площади города рядом с памятником Ильичу, приводя в восторг туристов из Поднебесной.

Ильич и Мао

В декабре прошлого года в Благовещенске побывала китайская съемочная группа. Пекинские кинематографисты снимали эпизоды документального фильма о старшем сыне Мао Цзэдуна Аньине, которого в Китае почитают не меньше чем самого Великого кормчего. На две недели наш город превратился в окрестности Иванова, где сын китайского вождя несколько лет учился сначала в международном интердоме под фамилией Юн-Фу, а когда началась война, — на военных курсах для сержантского состава. У него было русское имя — Сережа, первая любовь к русской девушке и большая любовь к нашей стране, которую он почитал не меньше чем родной Китай и хотел защищать от фашизма.

С известным в КНР актером, который исполнил роль Сергея Юн-Фу, хотели сфотографироваться на память многие, но по каким-то соображениям он всем отказывал — даже крупным китайским бизнесменам, которые работают сегодня в России и очень просили его об этом. А вот запечатлеться в одном кадре с благовещенским Лениным «сын Мао» с радостью согласился. Самого Владимира Суркова это нисколько не удивило:

— Китайцы меня хорошо знают и любят как двойника Ленина. И когда приехала из Пекина съемочная группа, меня пригласили поучаствовать в массовках. Съемка одного из эпизодов фильма — как сын Мао Цзэдуна просил, чтобы его отправили добровольцем на фронт, — происходила в сквере рядом со старинным зданием Центра эстетического воспитания.

Это очень интересная история. Когда началась война, Сергей Юн-Фу написал на русском языке Сталину письмо с просьбой отправить его на фронт. Он писал: «Я люблю СССР так же, как люблю Китай. Я не могу смотреть, как германские фашисты топчут вашу страну. Я хочу отомстить за миллионы убитых советских людей». В конце указал, что является сыном Мао Цзэдуна. Но это и последующие два его письма Сталину остались без ответа. И все же сын китайского вождя добился своего. Он окончил Военно-политическую академию им. Ленина в Москве, где ему в виде исключения присвоили воинское звание лейтенанта и приняли в КПСС. Затем поступил в Военную академию им. Фрунзе. Успел повоевать танкистом на 2-м Белорусском фронте, и в 1945-м Сталин подарил ему на память пистолет в знак благодарности за вклад в победу в Великой Отечественной войне.

— Меня нарядили в рваный тулуп, я изображал человека, которого очень удивило рвение китайского молодого человека идти на фронт и воевать за СССР. И вдруг режиссер закричал на оператора, чтобы он не снимал меня ниже пояса, стал показывать на мои ноги. Все были в валенках, а я пришел на съемку в китайских кроссовках.

— Это в декабре-то?!

— А больше нечего было одеть. Участники съемочной группы удивились: «Ленин, а живешь так плохо…» На следующий день мне принесли валенки. Артисты звали меня с собой: «Приезжай в Пекин, будешь жить хорошо. У нас Ленина любят!» Но я не смогу жить на чужбине, — говорит Василий Сурков. — Очень люблю свою родину.

Сурков для партии страшнее Троцкого

Только вот любит ли родина своего ленинца — вопрос. Так случилось, что в смутные девяностые годы Василий Михайлович потерял вид на жительство. Несмотря на свою революционную внешность и пиар вождя пролетариата, он долгое время жил бомжем. Местные коммунисты не торопились ему помочь. У них к Суркову особое отношение — отнюдь не коммунистическое.

За свой авантюрный характер и острую критику правдолюбец нажил себе в Благовещенске немало врагов. Коммунисты дважды пытались исключить его из своих рядов. Первый раз это случилось в конце 70-х, когда он «не поладил» с обкомом партии. За Василия Суркова тогда заступился сам председатель Совета Министров СССР Николай Рыжков, которому амурчанин направил в Москву письмо.

— Мы с Николаем Рыжковым вместе работали на Уралмашзаводе в Свердловске. Он сначала был инженером по энергетике, в его цехах работало от 60 до 80 человек глухих, а я был переводчиком у этих глухих. Поэтому с Николаем Ивановичем мы часто общались. Он был еще и членом парткома нашего завода, который потом возглавил. И когда меня уже здесь решили лишить партбилета, я написал Рыжкову: «Николай Иванович, вы меня принимали в партию, и только вы имеете право меня исключить».

Вскоре в амурский обком партии пришло письмо из столицы за подписью самого предсовмина СССР. Суркова тогда оставили в коммунистах. Но позже, в 1993 году, его первым исключили из рядов уже обновленной компартии России.

— В то время Дмитрий Новиков был еще комсомольцем, он говорил обо мне: «Владимир Ильич Ленин амурский страшнее Троцкого. Он только позорит наши ряды». Меня заочно исключили из КПРФ за то, что я полгода не платил членские взносы. Несправедливо лишили партийного билета, — считает амурский Ильич. — После этого я вступил на «тропу войны» с местными коммунистами.

Но, несмотря на то что его дважды выгоняли из компартии, в душе Василий Сурков так и остался верным ленинцем.

— И не только в душе, — говорит пенсионер. — Я до сих пор провожу большую работу по увековечиванию памяти Владимира Ильича. Силами городского совета ветеранов мы ставим спектакль «Дэн Сяопин в Москве». Два раза в год — в день смерти и в день рождения вождя — члены нашего клуба обязательно покупают цветы к памятнику. У людей на хлеб денег не хватает, а на Ленина они находят…

От Гитлера до Ленина

Василию Суркову везло на встречи со знаменитостями. В народном театре Уралмашзавода он играл в спектаклях с Владимиром Трошиным, в будущем известным в Советском Союзе песенным исполнителем. Василию Михайловичу поначалу доверили роль Гитлера. Потом он дорос до Дзержинского. И хотя играть «Железного Феликса» было почетно, он мечтал о Ленине.

— Но меня не допустили. И тогда в своем театре глухих мы поставили к 100-летию со дня рождения Ленина спектакль «Московские куранты», где я играл роль вождя революции. Я получил золотую медаль за хорошо сыгранную роль и диплом лауреата Всесоюзного фестиваля.

Василий Сурков так вжился в эту роль, что с тех пор стал ощущать себя настоящим двойником Владимира Ленина. Его пора-зительное сходство отметили специалисты из музея восковых фигур, когда приезжали в столицу Приамурья, участник «Амурской осени» Георгий Жженов. Увидев в толпе живого двойника, народный артист подошел к нему и сказал: «Я сам играл Ленина, видел многих в этой роли, но такого похожего встречаю впервые!»

В тему

Уже 21 год Василий Сурков возглавляет благовещенский клуб ветеранов «Долгожитель», который носит имя Дэн Сяопина — китайского политического деятеля и реформатора. И это не реверанс нынешним отношениям, а воспоминания советской молодости, когда «русский с китайцем были братья навек». И так уж вышло, что, кроме китайцев, членам этого клуба никто, по сути, не помогает. Некоторые предприниматели из Поднебесной иногда привозят ветеранам фрукты, зеленый чай для дружеских встреч, подарили долгожителям хороший цифровой фотоаппарат, обещали презентовать и видеокамеру.

Возрастная категория материалов: 18+