Сергей Котков не дожил 25 дней до своего 47-летия.Сергей Котков не дожил 25 дней до своего 47-летия.

Что это был за странный вираж и могла ли причиной трагедии стать изношенность самолета (такие слухи витают в воздухе), попыталась выяснить корреспондент АП.

По-мужски сдержанная улыбка, добрый взгляд — таким Сергея Коткова запомнили все, кто пришел во вторник в Дом офицеров Российской армии проводить в последний путь заместителя начальника Благовещенского аэроклуба. Тело второго летчика-аса — инструктора из Москвы Александра Короленко, командировка которого закончилась так трагично, отправили самолетом в столицу.

Плоский штопор

Сергей Котков долгое время возглавлял аэроклуб, пользовался огромным авторитетом и подготовил не один десяток пилотов-любителей. Прилетевший из Москвы Александр Короленко — пилот-инструктор ВВС, мастер спорта по пилотажу. По словам сослуживцев, он чувствовал самолет как часть себя, как свое продолжение. В тот день он находился за штурвалом, а роль командира корабля выполнял Сергей Котков. Не важно, какой чин занимает проверяемый (будь он хоть генерал), пояснили люди знающие, ответственным за полет и командиром корабля является проверяемый.

— Есть правило, которое в военной авиации и ДОСААФ соблюдается неукоснительно: любой новый летчик, какой бы заслуженный он ни был, на новом, незнакомом ему аэродроме должен обязательно пройти практическую проверку техники пилотирования. Это и было целью данного совместного полета, — рассказал нам Роман Редозубов.

Он 10 лет отлетал со штурманом Котковым в одном экипаже. Потом их пути разошлись, но через несколько лет судьба опять свела военных летчиков в Благовещенском аэроклубе.

— Инструктора педантичнее и требовательнее Сергея я не встречал, — с горечью говорит бывший сослуживец. — Конечно, я не знаю всех деталей, но мое мнение: им просто не хватило высоты. Потому что Як-52 — это самолет, который на малых скоростях ведет себя именно так: уходит в плоский штопор.

— Очевидно, не были учтены погодные условия, — высказывают предположения другие авиаторы. — Стояла жара, плотности воздуха практически никакой. И к тому же, когда сильно жарко, моторика нарушается, теряется чувство контроля.

Все это как-то не вяжется с тем, что говорят о Сергее Коткове его друзья.

— Реакция у него была молниеносная. Помню, мы вместе сдавали самолет в Спасске-Дальнем, — припомнил случай из жизни авиатехник Николай Гаврилов. — Едем назад, и вдруг на машине переднее колесо взорвалось. Так он моментально среагировал. Сергей был не только отличным пилотом, но и отличным водителем.

Без шансов на спасение

В тот день пилоты отрабатывали сложное спортивно-тренировочное упражнение — отказ двигателя на малой высоте, то есть на высоте круга, а это 300 метров над землей.

— Выполняя это упражнение, двигатель совсем не выключают. Летчики в таком случае говорят: «Прибрать обороты», — разъяснил нам тонкости авиатренинга ведущий инженер технического отдела авиакомпании «Амурские авиалинии» Анатолий Чернышов. — Пилоты просто ставят двигатель на малый газ. Но тяги нет, поэтому эволюция полета может быть непредсказуемая.

В данном случае, по словам опытного авиаинженера, так и получилось. Самолет «свалился» в скольжение и ударился крылом о землю. Крыло отлетело. Сначала показалось, что это просто жесткое падение. Но Як-52, как мячик, вдруг отскочил от земли и упал в шести метрах от места первого удара, зарываясь в грунт уже двигателем, кабиной. Через некоторое время, когда топливо попало на горячие части, вспыхнул пожар. Даже если предположить невероятное, что летчики были еще живы при первом ударе, огонь не оставил им никаких шансов на спасение.

— Мне приходилось видеть, как всего за 5—6 минут лайнер сгорает почти дотла, — пояснил Анатолий Михайлович.— Самолет ведь состоит из легких сплавов — алюминиевых, магниевых. Алюминий плавится уже при 660 градусах, а при 1000 градусах он просто горит, при этом выделяя тепло. Реакция экзотермическая! Хоть какие меры принимай, не успеешь помочь.

Самолет был новый

Опытные пилоты возмущены обывательскими слухами о том, что, мол, технический парк в аэроклубе — сплошь «дрова». И самолет, на котором выполняли спортивно-тренировочный полет летчики-асы, нельзя было эксплуатировать из-за его изношенности.

— Только дилетанты могут так говорить. Ни один самолет не поднимается в воздух без проверки, — утверждает опытный пилот Наиль Галиев. — Те самолеты, которые много лет стоят на консервации, не могут быть допущены к полетам.

Такое же мнение высказал и Анатолий Чернышов. Он знаком с Сергеем Котковым еще с начала девяностых. Они долгие годы работали в тандеме. Сергей Александрович был организатором и 4 года возглавлял Амурский региональный центр ФЛА (федерации любителей авиации), потом его преобразовали в ивановский АТСК РОСТО. А с 2002 по 2009-й руководил Благовещенским авиационно-спортивным клубом в селе Тамбовка. И все эти годы Анатолий Чернышов был его бессменным заместителем по инженерно-авиационной службе. Он реально знает техническое состояние каждого борта на тамбовском аэродроме.

— Это был изначально самолет первой категории. Один из двух Як-52, которые в свое время поступили к нам в область из Румынии. Они были совершенно новые, не проходили ни одного капитального ремонта, — утверждает авиаинженер. — Хорошее состояние самолета позволяло выполнять на нем полеты. Я считаю, что в данном случае сыграл роль личностный фактор.

Спортивный Як-52 находился в воздухе всего 11 минут — еще меньше времени хватило, чтобы огонь уничтожил борт почти дотла. По факту крушения самолета и гибели пилотов возбуждено уголовное дело. Рассматриваются две причины — ошибка в пилотировании и техническая неисправность самолета. Мы выслушали разные версии, но они на уровне предположений. Все точки над «i» расставит амурский следственный отдел Восточно-Сибирского транспортного управления. В область также прибыла комиссия по линии центрального совета ДОСААФ, в составе которой специалисты из Москвы и Хабаровска.

Возрастная категория материалов: 18+