В общественных слушаниях, которые состоялись в концертном зале гарнизонного дома офицеров ЗАТО Углегорск, приняли участие больше сотни человек. Наиболее животрепещущим был вопрос, касающийся воздействия на окружающую среду ракеты-носителя «Русь-М», которая станет «лицом» Восточного.

Подчеркивая значимость события, министр Амурской области по строительству космодрома Восточный Константин Чмаров заявил, что ранее, «за всю историю космических исследований в условиях нашей страны», при строительстве космодромов ни разу не проводилось подобных слушаний. Министр призвал собравшихся к «открытому и профессиональному диалогу», который позволил бы исключить возможное развитие «закулисных баталий, домыслов и сплетен».

Строительство линейных объектов космодрома Восточный (системы энергоснабжения, основной строительной эксплуатационной базы в районе Углегорска, а также железной и автомобильной дорог от станции Ледяная до одной из площадок) начнется уже в 2011 году, при утверждении финансирования в рамках федеральной целевой программы развития российских космодромов.

Площадь, которую займут объекты космодрома, составит около 600 кв. км. Инфраструктура Восточного будет насчитывать свыше 300 объектов, на их строительство уйдет около 400 миллиардов рублей, из которых около 5 миллиардов — финансирование предпроектных работ.

По словам заместителя главного инженера организации-проектировщика ОАО «Ипромашпром» Алексея Кузнецова, на строительстве объектов самого космодрома «первые экскаваторы должны начать работать в первом квартале 2012 года». В минувшем году было определено место размещения стартового и технического комплексов и всех сопутствующих объектов Восточного.

К ноябрю проект космодрома будет завершен, после чего передан на Главгосэкспертизу.

— Экологическая безопасность и компактность космодрома — основной принцип, который закладывался при проектировании. Это вызвано требованиями, в том числе и экономической целесообразности. Так, стартовый комплекс будет располагаться в двух километрах от технического комплекса, а вдоль дороги будут находиться вспомогательные объекты технического значения, — отметил Алексей Юрьевич.

Стартовый комплекс создается по принципу безлюдного старта. Обслуживающий персонал будет задействован только при запуске пилотируемых космических аппаратов. В остальных случаях подготовку к старту будет выполнять автоматика.

— Создание этого космодрома можно в принципе расценивать как массовое внедрение инновационных технологий. При этом технические решения, которые здесь будут использоваться, уже отработаны, прошли комплекс экологических экспертиз, их бе-зопасность подтверждена мировым опытом, — рассказал заместитель начальника комплекса по средствам выведения наземной космической инфраструктуры ФГУП «ЦНИИмаш» Алексей Ромашкин.

— Мы проводим общественные слушания для того, чтобы у людей не возникло никаких сомнений, вопросов, связанных со строительством. У нас есть средства выведения, которые раньше использовали гептил. Однако сейчас мы уходим от гептила. С учетом того, что мы планируем запускать отсюда космонавтов, топливом будут кислород, водород и керосин, — подчеркнул заместитель начальника Управления средств выведения, наземной космической инфраструктуры и кооперационных связей Роскосмоса Вадим Митин.

Лицом Восточного станет ракета-носитель нового поколения — «Русь-М». Сейчас идет защита его эскизного проекта, а уже к августу должно быть вынесено заключение. В качестве топлива «Русь-М» будет использовать кислород, водород и нафтил — разновидность керосина. Относящаяся к среднему классу повышенной грузоподъемности ракета способна выводить на орбиту от 20 тонн полезного груза. Именно такие носители планируется использовать на первой пусковой установке стартового комплекса, которая заработает к 2015 году.

С 2018 года на Восточном должна начаться реализация пилотируемой космической программы, а в перспективе — реализация лунной и марсианской программы, для которой будут созданы специальные ракеты сверхтяжелого класса грузоподъемностью до 100 тонн. При этом, по словам представителей Рос-космоса, «вся инфраструктура уже сейчас должна подразумевать, что следующим этапом будет создание третьего стартового комплекса».

Проект ракеты-носителя минимально опасным сочли и инженеры, и экологи. Ежегодно на первом этапе существования космодрома с него планируется осуществлять 5—6 пусков. Воздействие на окружающую среду одного запуска работающей на керосине, кислороде и водороде ракеты сравнимо с днем работы среднего аэропорта, уверен представитель экологической службы Роскосмоса Валерий Самброс. Продукты сгорания топлива на участке пути ракеты от поверхности земли до высоты пяти километров на 80% будут состоять из углекислого газа и на 20% — из воды.

— Можно сказать, что строительство космодрома внесет вклад в окружающую среду, сравнимый с вкладом среднего промышленного предприятия. Если мы говорим об экологической опасности, мы говорим об устойчивых изменениях в окружающей среде. Здесь такого не будет, будут лишь локальные воздействия, которые в основном связаны с сухопутными районами падения. Но с учетом того, что

будет проводиться их экологическое обслуживание, говорить об опасности данной ракеты нельзя, — уверен ведущий научный сотрудниц ФГУП «ЦНИИмаш» Валерий Клюшников.

— Сейчас говорить конкретно о глобальном влиянии на среду довольно сложно. Пока оценка воздействия на окружающую среду до конца не доведена. Ясно, что в зону космодрома попадут водные объекты, но размер их небольшой. Рядом находится один из заказников областного значения, однако влияние на него будет, скорее, косвенное, — заявил участник слушаний амурский эколог Петр Осипов.

В цифрах

600 квадратных километров займут объекты космодрома

400 миллиардов рублей уйдет на их строительство

Возрастная категория материалов: 18+