Сергей Новожилов и Антон Калюжный: «Амурчане повидали столько артистов, что даже москвичам до вас да

Перевернутая цифра 8 — знак бесконечности. 8-я «Амурская осень», переименованная из кинофорума в фестиваль кино и театра, звучит как обещание долгой жизни. Какой будет новая «Осень», кто приедет в сентябре в Благовещенск и каково фестивальное закулисье, журналисты АП узнали из первых уст. В гостях у АП побывали президент «Амурской осени» Сергей Новожилов и генеральный продюсер Антон Калюжный.

Вне конкуренции

— Многих удивила смена вывески — был кинофорум, стал фестиваль. Хочется, чтобы вы еще раз повторили для наших читателей — «Амурская осень» остается?

Антон Калюжный:

— Мы шли не один год к смене, как вы сказали, вывески. На самом деле это уточнение концепции того культурного действия, которое происходит. Форум — это некий сбор людей для обсуждения проблемы, форумы бывают культурные, экономические. Фестиваль — это праздник, более масштабное действие, каким, по сути, и стала «Амурская осень». Второй момент — изюминкой нашего фестиваля является конкурс антрепризы, это единственный фестиваль в стране, где проходит конкурс спектаклей, это придумка Сергея Новожилова. И даже звезды нашего кино и театра, приезжавшие сюда, неоднократно спрашивали: «Почему кинофорум, если мы приехали работать в спектаклях?» Так что теперь у нас будет фестиваль.

— Сегодня в России очень много кинофестивалей разного плана — от православных до экстремальных. Нет ли между ними конкуренции, ведь всем хочется заполучить лучших артистов, и как вы решаете проблему конкуренции?

А. К.:

— Кинофестивалей действительно много, но конкуренции между ними нет. Наш фестиваль ориентирован прежде всего на жителей Благовещенска и Амурской области, делается исключительно для них. Отбирая программу, мы исходим из того, чтобы она понравилась амурчанам. Наши мероприятия продаются, и для нас важно, чтобы жители города и области проголосовали за наш выбор рублем. Иначе фестиваль не провести — он дорогой.

Во-вторых, если мы покажем здесь то же самое, что было на фестивалях в Сочи или Выборге, это не трагедия. Пересечение названий нас не смущает. Ситуация в нашем кинематографе такова, что немного снимается хороших фильмов, так или иначе они повторяются. Другой вопрос, что эти фильмы нигде, помимо «Амурской осени», большинство амурчан не увидят.

Что касается антрепризы — ее проводим только мы, и тут у нас вообще нет конкурентов.

Сергей Новожилов:

— Я уже год курирую фестивальное движение в стране, много езжу. Как ни странно, несмотря на кризис в кино, фестивалей становится все больше. Появились новые фестивали — в Нальчике, Майкопе, Мурманске, в Салехарде возрождается. В 90-е годы фестивали были единственной формой пропаганды нашего кино, потому что прокат не покупал наши картины. Сейчас покупает, но тоже не все — предпочитает так называемые блокбастеры. Поэтому только на кинофорумах можно посмотреть наши новые российские фильмы. Для зрителей это элементарное знакомство с нашим новым кино. Так что фестивалей должно быть много.

И то, что не только на спектаклях, но и на фильмах во время «Амурской осени» полные залы, — свидетельство того, что есть интерес к нашему кино. Да, кино неоднозначное. Только что были на «Кинотавре». На мой взгляд, все, что мы видели, оставляет ощущение мрака. Авторское андерграундное кино, вообще непонятно, для какой аудитории снятое — разве что для критиков и киноведов. Большое количество нецензурных выражений, что для меня неоправданно. Да, искусство отображает жизнь, но оно должно еще и воспитывать. Мы подобные фильмы сюда не привозим принципиально. Если на «Кинотавре», где море и солнце, можно выйти из зала и забыть, что видел, то здесь люди ждут другого. В кино должен быть идеал, извините за банальность, ведь надо же к чему-то стремиться. А вот с идеалом в сегодняшнем кино проблема.

«Смотрим кино вашими глазами»

— Как вы отбираете фильмы?

А. К.

— Мы смотрим фильмы вашими глазами, пытаясь смоделировать, какая будет реакция в зале на этот фильм. Мы отслеживаем программы других кинофестивалей, все, что показано до нас, мы видим. Кроме того, нам в офис приносят картины на дисках. Плюс мы общаемся с кинокритиками, режиссерами, актерами, узнаем, что делается.

Из того, что нам однозначно понравилось, — картина Дмитрия Месхиева «Человек у окна». Ее показали на «Кинотавре» в последний день, она вызвала овацию в зале. Очень светлое кино, хорошие актерские работы, одна из них получила приз за лучшую женскую роль. Мы сразу решили, что на наш фестиваль мы ее берем, уже есть предварительная договоренность с продюсером. Все остальное — пока в стадии обсуждения.

— В этом году мы отметили 65-летие Победы. Будет ли отражена эта дата на «Амурской осени», планируете ли вы привезти фильм «Брестская крепость», премьера которого только что прошла на Московском кинофестивале?

А. К.:

— Мы «Брестскую крепость» еще не видели, премьера проходит в те дни, когда мы здесь. Конечно, мы ее посмотрим и рассмотрим варианты, как ее привезти.

— Какое место занимает «Амурская осень» в российском фестивальном движении? помогает ли фестиваль в дальнейшей судьбе победивших фильмов?

А. К.:

— К сожалению, фестивали в нашей стране не способствуют продвижению фильмов в прокат. Деньги, вложенные в кино, редко возвращаются, за исключением таких, на мой взгляд, низкопробных картин, как «Любовь-морковь», «Самый смешной фильм». Они портят вкус населения. А вот фильмы, несущие добрые и вечные ценности, прокатчики не берут. Рейтинг «Амурской осени» среди других фестивалей растет, думаю, что по России в тройку лучших мы уже входим. На картинах, которые впоследствии выходят на дисках, стоит наш лейбл. Приятно видеть его и на афишах — например, когда шла премьера «Дикого поля», на всех афишах было указано, что фильм взял Гран-при «Амурской осени». Это наши достижения.

Логистика спектакля

— «Амурская осень» — это восемь дней, насыщенные фестивальными событиями. А подготовка сколько занимает?

С. Н.:

— Весь год. Спектакли для будущего фестиваля мы начинаем отсматривать с ноября. Надо закладывать финансы. «Амурская осень» не делается за месяц или за квартал, как некоторые другие российские кинофестивали. Это очень серьезное масштабное действо, и мы его готовим целый год. Тем более что фестиваль проходит так далеко от центра России.

— Фестивальная программа, как правило, 12 фильмов и 12 спектаклей. Из какого количества вы их отбираете?

А. К.:

— В прошлом году в России было выпущено 120 картин. Я видел 118 — то есть почти все.

С. Н.:

— Мы смотрим порядка 20—25 спектаклей. Это не так много, но антреприза и не выдает качественную продукцию в большем количестве. Мы смотрим то, что могло бы пройти на наш фестиваль. Если мы знаем, что это ширпотреб, пошлятина — тут вопрос не стоит. Когда мы только начинали конкурс, было трудно сформировать хоть какую-то программу. Если вы помните «Амурскую осень» 2004 года, то, положа руку на сердце, я могу назвать из всей программы лишь один хороший спектакль, который и получил тогда Гран-при, — «Любовь не картошка». Кстати, он до сих пор живет и является одним из лучших в антрепризе.

Антреприза по-прежнему очень разнородное явление, хотя в нее пришли талантливые режиссеры из стационарных театров, хорошие сценографы. Но остается проблема с драматургией и желание быстро заработать деньги. В этом смысле наш фестиваль — некий катализатор, способствующий появлению качественной продукции. Продюсеры стремятся на наш фестиваль, звонят, предлагают свои спектакли.

— Окончательное решение, что будет показано на «Амурской осени», принимаете вы единолично, в тандеме или привлекаете еще чье-то мнение?

А. К.:

— Конечно, мы обязательно советуемся с людьми, возглавляющими ОКЦ и филармонию, пойдет зритель на тот или иной спектакль или нет. Ведь еще стоит задача продать билеты. Кроме того, чтобы привезти спектакль сюда, надо сначала выстроить логистику этого спектакля на Дальнем Востоке — куда он поедет дальше. Это сложный и ответственный процесс, занимающий много времени.

Антреприза — это экстрим

— «Амурской осени» 8 лет, что вам самим нравится в организации фестиваля и чего вы категорически не приемлете?

С. Н.:

— Вопрос сложный. Я против обвинительных речей, потому что, если возникают проблемы, мы их решаем. А жизнь вносит коррективы в планы всегда. Самолет задержался, курс доллара изменился. Антреприза — это вообще постоянный экстрим, балансирующий на грани. Два спектакля в день, с декорациями, актерами. Все должно работать как часы, без малейшей задержки. Актеры — живые люди, помню, в 2004 году Татьяна Догилева заболела, но с температурой под 40 все же прилетела сюда и вышла на сцену. Сфера искусств, как никакая другая, зависима от того, что происходит в стране и мире, городе и области. Мы рады, что правительство области нас поддерживает, помогает решать многие вопросы.

Нас часто критикуют за высокие цены на билеты. Но ведь это все действительно очень затратно. Хотя, наверное, не дорого — мы поинтересовались, какие тут у вас цены на попсу и как быстро расходятся билеты. А билеты на спектакли гораздо дешевле, хотя затраты порой несравнимы. И связаны они в первую очередь с дальностью расстояний.

Из того, что мне не нравится, — неприятно бывает читать в Интернете, что вот, приехали тут и наживаются. Как это ни парадоксально, фестиваль прибыли не приносит. По нулям концы с концами с трудом сводим. Чем живем? Другими проектами зарабатываем. «Амурская осень» прибыли пока не приносит, хотя нам бы этого хотелось.

В Китай не за шубами

— Для многих амурчан за всю историю кинофорума самой фантастической сенсацией был приезд Джины Лоллобриджиды. А для вас?

С. Н.:

— Для меня самым фантастическим было то, что фестиваль состоялся в первый раз. Потому что никто не верил, что так далеко от Москвы может происходить это событие. Нам говорили: вы сошли с ума, кто туда поедет? Как видите, здесь побывал почти весь цвет нашего театра и кино. Амурчане видели такое количество артистов, каким может похвастать не всякий фестиваль, проходящий в центре. Думаю, это заслуга конкурса антрепризы. А не Китая, как многие думают. Это прошлый век — в Китай актеры меньше всего и стремятся. Во-первых, у них всегда есть возможность побывать, где они хотят, а во-вторых, они очень заняты. В Китай едут журналисты, организаторы, потому что для них это действительно возможность туда попасть, раз уж доехали до границы. А артисты за шубами — ну, возможно, в первый год так оно и было. И почему-то это укоренилось у обывателя, что вот приезжают на «Амурскую осень» и едут в Китай за шубами. Смешно слышать. Кстати, в этом году мы едем в Хэйхэ на два дня. И потом совсем небольшая делегация поедет в Харбин.

— Сокращение китайской программы связано с экономией средств?

С. Н.:

— С одной стороны — с экономией средств, потому что очень затратный механизм. С другой — пока мы ничего нового не можем предложить в Харбине. Каждый год одно и то же. В прежние годы мы хотели помочь восстановить и привести в порядок наше кладбище — это уже сделано. И пока нет какой-то новой идеи, зачем еще ехать в Харбин. А в Хэйхэ мы, кстати, ни разу не останавливались. Даже не были на натурной площадке, где снимались «А зори здесь тихие».

— А вы знаете, что рядом с Хэйхэ, в городе Суньу, раскрыли несколько секретных объектов времен второй мировой войны, и думают, как туда проложить туристические маршруты? Наша газета недавно об этом писала.

С. Н.:

— Постараемся там побывать. Вот видите, рядом тоже много интересного.

— Как актеры соглашаются сюда ехать? Их приходится уговаривать?

С. Н.:

— И очень тяжело. Многие элементарно боятся летать самолетами. Многие просто физически не могут терять столько времени. Говорят, мы бы с удовольствием, слышали столько хорошего, но так далеко — нет.

— В этом году иностранные звезды будут?

— Нет, это дорого, пока дорого. Будущий год объявят Годом Италии, возможно, кого-нибудь привезем.

— А из ближнего зарубежья? У нас вот наладились отношения с Украиной…

— А кого из Украины приглашать? Ада Роговцева у нас была, Раиса Недашковская тоже. Богдан Ступка на такое расстояние категорически не хочет лететь, я встречался с Богданом Георгиевичем в Киеве, и мы с ним это уже обсуждали. Есть еще Валерия Заклунная, она тоже не любить аэрофлот. Но я считаю, что нам с вами грех жаловаться — амурчане столько за эти годы повидали артистов, что даже москвичам до вас далеко.

С детским кино сложнее

— В этом году для детей что-нибудь в фестивальной программе будет?

С. Н.:

— Мы в этом году проводим вечер, посвященный Году учителя совместно с вашим министерством образования. Пройдет вечер Бориса Грачевского с его последней картиной «Крыша», посвященной школе. Хотя она прошла по телевидению, но было высказано пожелание, чтобы он привез ее на фестиваль. Ну и «Ералаш», конечно же. Об отдельной программе детского кино мы не задумывались, потому что с детским кино еще сложнее, чем со взрослым, его практически не снимают.

— В прошлые годы у вас были детские программы.

А. К.:

— Мы привозили старые картины. Будущими зрителями заниматься нужно, вы абсолютно правы, мы над этим подумаем. Возможно, следующий фестиваль мы посвятим детскому кино.

Звезды, которые впервые приедут на «Амурскую осень»

Сергей Шакуров

Владимир Коренев

Вера Сотникова

Екатерина Стриженова

Сергей Гармаш

Александр Феклистов

Дарья Повереннова

Алексей Тихонов

Алексей Ягудин

Марат Башаров

Валерия Ланская

Евгения Добровольская

Возрастная категория материалов: 18+