Впереди еще половина «детского лета», и если не извлечь уроки, не принять мер по исправлению существующих проблем, трагедии могут повториться. Надо думать о новых принципах системы детского отдыха — более ориентированной на развитие, интересной, но самое главное — более безопасной для детей и спокойной для родителей. Что же делается сейчас? На эти вопросы ответил председатель Государственной думы Борис Грызлов.

— С 2010 года организация и финансирование детского отдыха — полномочия субъектов Федерации. Справляются ли регионы с возложенной на них обязанностью?

— Какие-то регионы справились лучше, где-то (в Коми, Татарстане, Ленинградской, Омской, Астраханской, Челябинской областях) финансирование детского отдыха оказалось ниже прошлогоднего.

— Значит, из-за дефицита финансирования меньше детей смогут отдохнуть в летних лагерях?

— Не совсем так. По данным Министерства здравоохранения и соцразвития, в детских лагерях за сезон смогут отдохнуть семь с половиной миллионов детей, по данным Роспотребнадзора — более шести миллионов, а это на полмиллиона больше, чем в прошлом году. Только вот достигнуто такое увеличение будет за счет дневных лагерей, которые организуются, как правило, при школах, и пребывание в них нельзя считать полноценным летним отдыхом. Дневные лагеря никогда не смогут стать равнозначной заменой лагерям загородным.

Большинство загородных лагерей было построено еще в советское время. Долгое время они только использовались, а средства в их модернизацию не вкладывались. Лагеря закрываются — в 90-е годы было утрачено более половины детских здравниц. Только за прошедшие пять лет количество детских оздоровительных лагерей сократилось с 61 до 58 тысяч.

— В чем вы видите выход из сложившейся ситуации?

— Сегодня важно не потерять детские лагеря, сохранить то, во что уже были вложены деньги и труд. Правительство и прокуратура уже занимаются этим вопросом. Прокуратура проверяет законность отчуждения и перепрофилирования оздоровительных лагерей. Правительство готовит предложения по развитию детского отдыха, в частности, физкультурно-спортивного и культурно-познавательного туризма. Планируется также усилить требования к организации питания. В законе об основных гарантиях прав ребенка, защите прав детей на отдых и оздоровление посвящена целая статья. Закон обязывает органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления в пределах их полномочий обеспечивать права детей на отдых и оздоровление, сохранять и развивать соответствующие учреждения. Госдума готова обсудить на законодательном уровне статус детских лагерей, рассмотреть вопрос о законодательном запрете их перепрофилирования. Но надо понимать, что детские лагеря нужны не для галочки в каком-нибудь реестре, а чтобы в них отдыхали дети. Сегодня, к сожалению, доверие к лагерям как учреждениям оздоровительно-воспитательным падает, поэтому важно не только сохранить их количество, но главное, повысить качество отдыха, безопасности детей. Это потребует укрепления материально-технической базы. На мой взгляд, назрела необходимость разработки современной стратегии развития детского отдыха в России.

— Можно ли повысить качество детского отдыха без существенных финансовых вложений?

— Деньги, конечно, нужны. Но не все они решают. Можно вложить большие средства в ремонт, всюду насажать цветов, а детям в лагере будет плохо, скучно. А можно так организовать отдых, что ребята и оглянуться не успеют, как смена пролетит. Обеспечение безопасности также определяется далеко не только финансовой составляющей. Очень многое — что подтверждают события нынешнего лета ­— зависит от руководства, вожатых и воспитателей. На одном федеральном уровне эту задачу не решить, это можно и нужно делать на местах.

Возрастная категория материалов: 18+