Виталий Климов уволен с должности директора благовещенского авиаклуба и находится под следствием.Виталий Климов уволен с должности директора благовещенского авиаклуба и находится под следствием.

Ее результатами и своим мнением по поводу крушения самолета и работы экс-директора авиаклуба Виталия Климова, допустившего к полету двух усталых пилотов, вчера поделился с журналистами председатель регионального отделения РОСТО ДОСААФ Амурской области Александр Боржко.

Про аварию

Основной причиной аварии специалисты, проводившие экспертизу, признали ошибку в управлении. За штурвалом в тот роковой вечер сидел прилетевший тем же утром из Москвы 56-летний летчик Александр Короленко. В кабине в качестве летчика-инструктора, контролировавшего действия Короленко, находился 46-летний пилот благовещенского аэроклуба Сергей Котков.

— В 18.01 начался учебно-трениро-вочный полет. После ознакомительного полета на 11-й минуте с разрешения руководителя полета самолет снизился и прошел над взлетно-посадочной полосой на высоте менее 50 метров со скоростью 250 километров в час, — рассказал Александр Владимирович. — После этого самолет осуществил левый разворот с набором высоты. Видимо, в этот момент произошла ошибка пилотирования, которую допустил летчик Короленко. В ее результате крен достиг 90 градусов, и угол тангажа — 70 градусов. После этого произошло снижение самолета со скольжением на левое полукрыло. Сергей Котков поздно взял ситуацию в свои руки. Частично ему удалось выправить положение, но это случилось у самой земли, им не хватило буквально 150 метров. Из-за малой высоты и недостатка времени избежать столкновения не удалось. Удар произошел с очень большой силой. Оба пилота погибли на месте. Самолет частично был разрушен, частично сгорел.

У экспертов претензий к подготовке техники нет — самолет был в полной исправности. Зато у самого руководителя амурского отделения ДОСААФ есть претензии к подготовке пилотов, которой фактически не было. Как выяснилось позже, в этот день двух летчиков, оказавшихся в кабине Як-52, категорически нельзя было допускать до полетов.

— Короленко в этот день прилетел из Москвы и спустя девять часов, не отдыхая, сел за штурвал. Котков с пяти утра опылял поля — осуществил девять подъемов, а это очень тяжелая работа, — говорит Александр Боржко. — Кроме того, в этот день стояла аномальная жара, что усугубило положение. По авиационным правилам пилоты допускаются до полета только после восьми часов отдыха. Более того, не было даже положенной предполетной подготовки, инструктажа, они не проходили медосвидетельствование. За все это отвечал директор авиаклуба Виталий Климов. Когда я спросил его, почему он допустил двух уставших летчиков до полета, никакого адекватного ответа не услышал.

По словам Александра Владимировича, в авиаклубе не было данных об опыте Короленко, о том, когда он последний раз садился за штурвал.

— Я не сомневаюсь в его профессионализме, но это все равно что позвать человека с улицы и посадить в кабину пилота, — не скрывает эмоций глава амурского отделения ДОСААФ. — Я даже не знал, что этот человек осуществляет полет, хотя на полет летчик отправляется моим приказом. Нарушения были по всем пунктам.

Еще одна немаловажная деталь — во время полета Як-52 вместо обычной программы вдруг начал выделывать сложные фигуры высшего пилотажа. По уставу руководитель полета или пилот-инструктор должны были остановить «расшалившегося» летчика. Но никто этого не сделал.

Александр Боржко не исключает и личной корыстной заинтересованности главы авиаклуба Виталия Климова в том, чтобы летчикам позволили взлететь. «Такие полеты — дело денежное», — подчеркивает Боржко. Кстати, в авиаклуб Климова чуть больше года назад привел сам Котков. Сейчас расследование уголовного дела, возбужденного по факту крушения по части 3 статьи 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц», продолжается.

Про украденные самолеты

От анализа причин катастрофы Александр Боржко перешел к оценке работы директора благовещенского авиаклуба ДОСААФ Виталия Климова, которого подозревают в хищении авиационного двигателя стоимостью 1,6 миллиона рублей. Кроме того, как уже писала АП, в июле было возбуждено уголовное дело по факту пропажи из авиаклуба четырех самолетов Як-52.

— Самолеты эти не представляли ценности — они выработали летный ресурс, и на их восстановление понадобились бы большие средства, которых у нас нет, — объясняет ситуацию Александр Владимирович. — Поэтому, когда осенью прошлого года Климов мне сказал, что переводит их на баланс краснодарского авиаклуба, у меня это не вызвало никаких подозрений — такая практика у нас существует. При наличии средств эти самолеты можно было отремонтировать. Но когда поступила информация о том, что в авиаклубе украден новый двигатель, мы стали проверять документы, в том числе о безвозмездной передаче самолетов на баланс другого авиаклуба. И выяснили, что они фиктивные — на самом деле техника была продана. Мы сообщили в правоохранительные органы. Я сам вышел на человека, который купил у Климова эти самолеты. Это частное лицо, проживающее в Краснодаре. Я ему сказал: «Опечатывайте самолеты и ждите гостей из органов, они приобретены незаконно». Сейчас на них наложен арест.

Вышло так, что специалисты авиаклуба разбирали самолеты, грузили их в ящики и отправляли в Краснодар, не подозревая, что участвуют в «присвоении или растрате чужого имущества». Сколько покупатель отдал за самолеты, которые никогда не смогут подняться в воздух, неизвестно. Но только доставка их до места назначения по железной дороге обошлась ему в 700 тысяч рублей.

О том, что Климов собирается продать два авиационных двигателя, принадлежащих авиаклубу, выяснилось из его e-mail-переписки с потенциальным покупателем из Москвы. К письмам прилагались более 20 фотографий товара в разных ракурсах.

— Я вызвал Климова, и он мне сказал, что оба двигателя на месте. Но потом оказалось, что один из них он успел продать, — вспоминает председатель амурского отделения ДОСААФ. — Сначала он говорил, что сделал это потому, что хотел выплатить сотрудникам зарплату — речь шла о сумме в 300 тысяч рублей. Но такой двигатель стоит около 1,6 миллиона рублей. Затем он попытался доказать, что двигатель был списан — принес документ о списании от 2004 года. Мы проверили справку в центральном совете — оказалось, что такой бумаги не существует.

Сейчас Виталий Климов уволен с должности директора благовещенского авиаклуба. Обязанности главы исполняет бывший заместитель по летной подготовке Евгений Песков.

Обвинения в хищении двигателя Климову еще не предъявлены. По неофициальным данным, он только недавно выписался из больницы, куда попал из-за проблем со здоровьем. По словам Александра Боржко, до увольнения Климов не «дотерпел» месяца — в сентябре его собирались сократить.

Точку в расследовании ставить рано

По информации Благовещенской транспортной прокуратуры, официального заключения технической экспертизы останков разбившегося самолета еще нет. Оно поступит в правоохранительные органы как минимум через две недели. Как стало известно АП, документ должен подписать председатель ДОСААФ РФ. На основании этого заключения будет проведена еще одна летно-техническая экспертиза всех материалов следствия. Как сообщили в амурском следственном отделе Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте СК при прокуратуре РФ, по предварительной информации, предполагаемых предпосылок аварии три, и все они связаны с действиями летчиков. Есть вероятность, что следствию так и не удастся установить, кто из них ошибся. Как стало известно АП, следователи выявили также массовые нарушения ведения документации, правил проведения полетов, но они не имеют прямого отношения к катастрофе. Поэтому халатность сотрудников авиаклуба в этом деле не усматривается. Предполагается, что следствие продлится еще четыре месяца.

Второе дыхание для авиаклуба

Сейчас в авиаклубе заканчивает проверку комиссия по устранению недочетов, куда входят специалисты из Хабаровска. Благовещенскому авиационно-спортивному клубу после двухмесячного перерыва должны дать разрешение на возобновление полетов и прыжков с парашютом. «Возможно, уже 15 августа мы осуществим первые прыжки», — говорит Александр Боржко. Глава области Олег Кожемяко обещал ДОСААФ поддержку, результатом которой станет создание нового авиаклуба на базе уже действующего.

Возрастная категория материалов: 18+