Такие ноги ­— скорее исключение, бездомные уверяют, что моются по пять раз в день.Такие ноги ­— скорее исключение, бездомные уверяют, что моются по пять раз в день.

Гид по царству бомжей

Необычное общежитие, огороженное бетонными плитами, располагается в людном месте: неподалеку набережная Амура, улица Ленина, рядом — гостиница «Зея». Стучимся в ворота, представляемся.

— Проходите, проходите, газеты мы любим читать, иногда берем бесплатные в магазинах, — проводит нас по своим «хоромам» 30-летний Виктор. — С нами даже живет ваш коллега — Александр Андреевич. Он в прошлом инженер, в 80-х годах строил газетный комплекс «Амурская правда». А теперь волею судеб оказался на улице.

Виктор, который в шутку называет себя «врио босса бомжей», знает историю каждого постояльца. Он, так сказать, «смотрящий» за коллективом бездомных. А обитает на замороженной стройке около 20 человек. Виктор попал сюда в мае, с переломанной в двух местах ногой.

— Я батрачил в одном селе на армянина. Но он толком не платил, и я решил поехать в Благовещенск. 5 мая попал в аварию, милиция меня привезла на набережную и бросила. Так я здесь и остался. В Свободном у меня живет мачеха, но ехать домой стыдно, ведь обещал, что поднимусь на ноги.

Мы — нормальные!

Здесь обитают не только амурчане. 39-летняя Ольга, например, когда-то жила в Белорусском полесье. Такую географию бездомные объясняют просто.

— Бомжи всегда выручают друг друга, — говорит 51-летний Вадим Владимирович. — Вот вы пройдете мимо лежащего на улице человека, еще и выругаетесь в его адрес. Мы же подойдем, если негде жить — к себе заберем. А вы все: «Бомжи, бомжи…» Да люди мы, нормальные люди!

А ведь на самом деле большинству обитателей улицы есть куда вернуться. У одного родители живут в деревеньке, у другого — жена в совместной квартире, у некоторых даже взрослые дети есть.

— А нам нравится такая жизнь! — утверждают бездомные.

Молодая поросль

К вечеру обитатели уличного царства изрядно подшофе.

— Пьете, наверное, каждый день? Трехразовое вливание — на завтрак, обед и ужин?

— Бывает, — смеется 23-летняя Наташа, которая три дня назад отметила свой очередной день рождения в новой компании, уже под небом голубым. Она приехала сюда из поселка Ерофей Павлович месяц назад.

Самая младшая в общине — Кристина, ей только 19. «Врио босса» Виктор говорит, что отбили девчонку у сутенера. Тот хотел ее на панель сдать. Якобы девушка приехала из Завитинска в Благовещенск в поисках работы. Но деньги кончились, уехать домой не на что — вот и оказалась на улице.

Печальная история, если бы не одно «но». Когда я предложила девушке помочь добраться до малой родины, разговор как-то быстро замяли. Видимо, здесь жить веселее и комфортнее.

Быт, гигиена и любовь

«Общежитие» амурских бомжей состоит из двух «комнат». Первую сделали сами — из фанеры, досок и пластика соорудили подобие шатра, сверху набросили старую рекламную растяжку — укрывает от дождя. Вторая — это недостроенное и «замороженное» здание ресторана.

Свой быт бездомные постарались сделать максимально комфортным. Мебель, посуда, одежда — не хуже домашних. Есть даже парфюмерия и косметика. Готовят еду на костре, спят на кучах матрасов. Продукты покупают на деньги, вырученные за металлолом и бутылки. В каждой комнате живет по 8 человек. Влюбленные парочки «квартируются» отдельно.

— Наши женщины от одного к другому не ходят, — замечает Вадим Владимирович. — Такое мы не приветствуем. Полюбили друг друга — живите постоянно.

К слову, явной антисанитарии в «лагере бомжей» нет. Как нет и того характерного запаха, которым пахнут давно немытые тела.

— За чистотой я слежу тщательно, мы раз по пять за день купаемся в Амуре, — признается Виктор. — Туалет сделали, все туда ходим. В общем, у нас полный порядок. Было бы еще чище, если б малолетки не залазили на территорию. А то повадились тут травку курить. Недавно конфликт был: мы их выгоняли, а они камнями нас стали забрасывать. Одного я поймал за шкирку и говорю: «Малыш, мне терять нечего. Еще раз появитесь — сверну шею». Пока вроде притихли. А сами мы мирные. Милиция периодически заглядывает с проверкой. Но нареканий к нам нет. Наоборот, даже других бомжей привозят. А мы что? Принимаем! Места всем хватит.

— Скоро ж зима. Как жить будете? — спрашиваю у Виктора.

— Зимой нас трубы греют. Переберемся туда.

Возрастная категория материалов: 18+