Это в полной мере относится к нацпроекту «Образование». Конечно, очень хорошо, что в прошлом году родилось на 0,5 миллиона больше ребятишек, чем в 2000-м. Но надо признать: сеть дошкольных учреждений справляется далеко не везде. Необходимо строить новые детские сады. Но это процесс дорогой, а главное — небыстрый. А места нужны уже сегодня.

Что здесь можно предложить? На местах наработана определенная практика решения этих проблем. Где-то это организация частных детских садов в многоквартирных домах. Где-то этот подход дополняют, например, правом родителей, которые не могут «пристроить» ребенка в детский сад, получать доплату — и уже на эти средства они такой «семейный детский сад» организуют. Есть другие примеры. Когда, например, в большой сельской школе, загруженной лишь частично, организуется детский сад.

Думаю, что сейчас важно, опираясь на этот опыт, отобрать лучшие практики и максимально быстро обеспечить им должную нормативную базу. И тогда регионы смогут выбирать подходящие для их конкретных условий варианты, «брать на вооружение» и работать.

Кроме того, для образования, как и для всей социальной сферы, принципиальное значение имеет вопрос финансирования. Где его взять? И вот здесь очень важно обратить внимание на энергосбережение. Использование современных подходов способно уменьшить расходы на оплату энергоресурсов школ на 15—20 процентов. А сэкономленные средства учреждения могут использовать на собственное развитие: принятый в мае закон о статусе бюджетных учреждений такие возможности дает.

Новые задачи и перспективы открываются в сфере здравоохранения. С самого начала нацпроект «Здоровье» имел четко очерченные приоритеты. Например, борьба с болезнями сердечно-сосудистой системы, защита пострадавших в ДТП.

Каковы результаты? В 2009 году смертность (в расчете на 100 тысяч человек населения) снизилась на 42 случая. При этом 39 из них — это снижение смертности от болезней системы кровообращения. Очень неплохие результаты и по линии защиты пострадавших в ДТП.

Какой вывод? Впереди у нас масштабная модернизация здравоохранения. Под нее предусмотрены серьезные средства: 460 миллиардов рублей. Они, как мы планируем, будут даваться под региональные программы модернизации здравоохранения.

Полагаю, что при подготовке этих программ принципиально важно учесть опыт нацпроекта. Не надо пытаться решить «все и сразу», «размазывать ресурсы тонким слоем». Надо ориентировать региональные программы модернизации здравоохранения, прежде всего, на те направления, где это дает наибольший демографический эффект, увеличивает продолжительность жизни. Здесь также должны учитываться соображения энергоэффективности. Как и в сфере образования, это даст серьезную экономию и позволит перенаправить соответствующие средства на повышение качества самого здравоохранения.

Национальный проект «Доступное и комфортное жилье» также должен решать проблему энергосбережения. Сегодня на обогрев жилых домов в России тратится в 3 раза больше энергии, чем, например, в Финляндии. По некоторым оценкам, в жилищном секторе фактически теряется до 60 процентов энергии. Одно из решений здесь — развитие индивидуального строительства.

Однако инициатива людей самостоятельно строить мало-этажные дома пока сталкивается с серьезными преградами. Это и трудности с выделением земельного участка, и отсутствие обеспеченных инфраструктурой строительных площадок.

По сути, реализация крупных проектов по комплексному освоению территории в целях жилищного строительства не может осуществляться только за счет частной инициативы. Как показывает практика, наиболее успешными являются проекты, которые осуществляются под патронажем регионов, с участием их в создании инженерной инфраструктуры. И было бы правильно двигаться в этом направлении.

И наконец, несколько слов о четвертом национальном проекте — «Развитие АПК».

Одним из его приоритетов стало развитие животноводства. И сегодня мы можем проанализировать определенные результаты этой работы. Благодаря субсидированию процентных ставок данный сектор получил солидные инвестиционные ресурсы. За последние годы построено или модернизировано более 1 тысячи животноводческих комплексов. Если в середине десятилетия производство мяса колебалось примерно в районе 5 млн. тонн, то в 2008 году оно достигло 6,3 млн. А в 2009 году увеличилось до 6,7 млн. тонн.

Таким образом, госпрограмма помогает и самой отрасли, и экономике в целом и плюс — дает реальные социальные результаты. Но в 2012 году она заканчивается. Поэтому нам надо обсуждать вопрос о новой пятилетней программе и ее приоритетах.

Борис Грызлов

ПредседательГосударственной думы РФ

Возрастная категория материалов: 18+