Среди публики и участников было немало и тех, кому за...Среди публики и участников было немало и тех, кому за...

Богемные молодые и не очень люди делились с коллегами и неравнодушными зрителями результатами своих непосильных трудов. Внимали литераторам и корреспонденты АП.

Несмотря на то что организаторы прямо заявляли, что с большим удовольствием пустят на сцену «свежую кровь», незнакомых лиц было не так уж много — кто на радио засветился, кто на телевидении, про кого-то писали газеты, а кто и без всякого участия СМИ вполне себе не гаснет. Однако в заведении было не протолкнуться: заняты были все диваны, кресла, стулья, места за барной стойкой, пол и выход на улицу. К картинам местных художников было не пробиться. По признанию менеджера кофейни Андрея Мельникова, такого количества посетителей здесь не было никогда. «Больше 150 человек точно собралось», — сказал молодой человек, окинув взглядом просторный зал.

После того как идейный вдохновитель вечера Андрей Есипенко попросил всех выключить мобильные телефоны и вести себя потише, на импровизированную сцену вышла девчачья группа «Радуга затмения». Песни под гитару и скрипку в режиме «без электричества» то и дело перебивал визг кофе-машины, регулятор громкости у которой конструкцией не предусмотрен. Однако следующий выступающий успокоил даже технику. Колоритный гость из Прогресса — дедушка с длинными волосами Дмитрий Демуцкий декламировал стихи так, что в паузах от тишины в ушах звенело.

После первого стихотворения кофейню покинули три девочки с частично синими волосами — то ли от вечера ждали другого, то ли оказались здесь случайно. Случайных зрителей, к слову, вообще было немного. Накачанный мужчина в очках на пол-лица быстро освободил место за стойкой. Все, кто приходил в разгар тусовки, растерянно озирались по сторонам и уходили. Телевизор безмолвно вещал вечно живую программу «Поле чудес» и другие продукты Первого канала — лакмусовой бумажки культурных потребностей среднестатистического россиянина.

По-настоящему тон вечеру задал Иван Черник, работающий, по его собственному определению, в жанре «идиотизма». Попыхивая воображаемой сигареткой, былая звезда БГПУ начитывал рваные стихи а-ля Маяковский на радость заскучавшей уже было публике. Вообще, по субъективному мнению автора, сторонники традиционного строя в стихах на фоне того же Ивана в целом смотрелись весьма бледно. Почти сразу после его выступления кофейню покинули представители кафедры литературы и мировой художественной культуры АмГУ Анна Забияко и Галина Эфендиева.

— Конца мероприятия не дождались, потому что это, наверное, не для такой публики, как мы, — улыбается доктор филологических наук, профессор Анна Анатольевна. — Довольно претенциозный был анонс, зрелищная реклама, качественные программки, хоть и с орфографическими ошибками, однако вышло все довольно старомодно и затянуто. Очень много, скажем так, литературных аутсайдеров, а молодых авторов мало. Рада, что услышала Ваню Черника. Это было эффектно, зрелищно, презентабельно, качественно и в рамках заявленного жанра.

Настоящий гимн «потерянного поколения» 90-х прочел журналист Василий «Очень» Кленин, некогда, кстати, редактор молодежного приложения АП. «Манифест ублюдков», умеренно сдобренный нецензурной лексикой, у кого-то вызвал кривую ухмылку, у кого-то удивление, но в итоге — гром аплодисментов. Мучить зрителей прозой, которой последнее время славен Василий, автор не стал по собственной воле, однако для некоторых и стихи его были в тягость. «Давайте будет скандал, — высказался, выйдя к сцене, нетрезвый мужчина. — Надоело!». Зрителя вывели, выступающий присоединился к аудитории сам.

— По иронии судьбы Александр Юрьевич, которого мы все только что видели, является одним из действующих лиц в рассказе «Художник, мент и баба». Возможно, таким образом удастся сгладить случившийся эпизод, — не без стеснения предварила свое выступление Наталья Гаськова, в прошлом диджей нескольких радиостанций, а ныне — корректор.

Она прочла собственный рассказ — пост в ЖЖ двухгодичной давности. После прочитала стихи и прозу своих подруг Оксаны Розум и Анны Захаровой — одна из них давно живет в Екатеринбурге, другая — в Москве. Все три произведения публика приняла более чем благосклонно. А недавний дебошир предстал перед зрителями интеллигентным человеком, хоть и не без доли «пацанства».

Перфомансом в перфомансе стало выступление преподавателя БГПУ, поэта, прозаика и музыканта Евгения «Боба» Еремина. Автор распространил среди зрителей 12-томник своих нанороманов. Так, например, произведение «Кайф» состоит из одного предложения: «Вот бы не знать, как надо». «Впервые у вас есть уникальная возможность увидеть все романы в одном месте, ведь кто-то ходит по улице Ленина и читает один роман, кто-то — по Тополиной и читает другой», — пояснил автор, распространяющий свои произведения на уличных столбах. К слову, подобным образом его романы не так давно были опубликованы в центре Парижа. Закончил свой сет Евгений песней «Все будет плохо!»

Предполагалось, что мероприятие будет длиться «до последнего клиента». Однако, опасаясь большого количества участников, всем настолько урезали программу, что литературное пиршество завершилось в районе 22 часов.

— Да нет у меня никаких ощущений, я наконец освободился от того, что сидело во мне долгие годы, — говорит организатор перфоманса Андрей Есипенко. — Это как ребенок: каким бы он ни был — ты его любишь. Прошло все практически в том виде, в котором и задумывалось. Больше подобное мероприятие проводить не буду — не хочется повторяться. Я попытался собрать людей, которые думают на одной волне, чтобы потом у них родилось что-то подобное без моего участия. Почву мы обеспечили, сеют пусть сами.

Мнение

Евгений Еремин, нанороманист

Карапузу — расти!

«Есть ли у вас хорошие книги? — Нет, но у нас есть великие писатели. — Так, по крайней мере, у вас есть словесность? — Напротив, у нас есть только книжная торговля». Этому литературному анекдоту в субботу сто лет, но вот как-то проклюнулся в памяти. 20 августа был объявлен Днем первого «душераздирающего литературно-поэтического перфоманса» «Licentia poetica» (что, как всем, конечно, известно, означает «поэтическая вольность»). Сие великое событие для столь же вольного, сколь и насквозь поэтического града Благовещенска обещало стать прецедентом сугубой важности. Тут бы самое место разнести в пух и прах всю нашу лубочно-провинциальную любовь до гроба к красивушностям латинизмов вкупе с англицизмами, но… язык, знаете, в данном случае не поворачивается. Потому как и к захолустному эстетству душа, понимаешь, не лежит. Не лежит, а, честно сказать, даже наоборот — просит. Чего-нибудь эдакого, из ряда вон, но без членовредительства. Как говорится, чтоб разверну-у-у-лась, а затем — р-р-раз и свернулась клубочком. У сердца, под мышкой. Иль под ложечкой.

Ну что сказать, идея вилась-носилась в воздухах — неуемный Есипенко попал в точку. Как говорится, рельсы бы делать из этих людей — давно б в Серебряный век вернулись! Вива, Андреус! Я серьезно. Все мы горазды постебаться по факту, а ведь такую кашу заварить — не один литр пота сдать надо.

Чтобы в отдельно взятой кофейне столько имен построить! Хороших и разных: Александр Бобошко, Наталья Гаськова, Ваня Черник, Василий Кленин, Иван Зубарев, Сергей Сонин, Анна Прокопьева, Регина Поливан, Елена Войтенко и другие. Это только поэты, а музыканты: «Язва», «Радуга затмения», художники: Володя Лошманов, Жека Гоменюк, не говоря уж о Лещинском! Ну о Бронникове я уж совсем молчу — Легенда! Тиранозавр! Феникс! Рок-н-ролл мертв, а он еще нет-с!

Ох, только начал, а уж и заканчивать пора — колонка жмет. Посему телеграфно. Дело нужное, архи! И читателям не меньше, чем поэтам. Чего бы стер? Фальшь риторики лит. штудии. Бардовщину с ее вымогающе-залихватскими «Оп-па!» (а бардов оставить!). Кокетливое жеманство псевдобрутального нарциссизма на глиняных ногах матерщины (Лещинского же оставить!). Безмикрофонную невнятицу и отсутствие позвоночного конферанса (Есипенко, факт, оставить!). Да, камедиклабовскую инфекцию и прочее «а-ля»!!!

Что бы занес? Собственно перфоманс (ура! — Ваньке Чернику). Литературность. Художественность. А также право на свист и другие помидорояйца. Ну и уж совсем старомодное: Достоинство. Искренность. Настоящесть.

Ну и в конце концов, поздравляю с новорожденным — карапузу расти! Поэтической вольности — быть! Любви хватит на всех!!! Все будет как надо!!!

Возрастная категория материалов: 18+