Без опознавательных знаков отличить, чья это пехота на марше — советская или японская, летчикам сверБез опознавательных знаков отличить, чья это пехота на марше — советская или японская, летчикам свер

О подвигах наших военных асов сочиняли песни, слагали легенды и байки. Есть среди них одна, которая поражает своим трагизмом и которую не встретите ни в одном из опубликованных мемуаров. Эту историю после окончания советско-японской войны долгие годы из уст в уста передавали сами участники боев с самураями. Возвращавшиеся с территории Китая советские воины вспоминали трагический случай о том, что в полосе 2-й Краснознаменной армии советские бомбардировщики уничтожили целый стрелковый полк. Было такое в реальности или нет? Это попыталась выяснить спустя 65 лет «Амурская правда».

Штурмовики били по минометчикам

В поисках истины мы обратились к военным экспертам. Рабочая группа проекта «Историческая память в Приамурье» предоставила нам данные из военных архивов, подтверждающие правдивую версию фронтового ЧП.

— К сожалению, такой случай во время боевых действий действительно был. При изучении журналов боевых действий и отчетов действий войск в полосе 2-й Краснознаменной армии достоверно установлен один такой факт. Но бомбардировке был подвержен не стрелковый, а 181-й минометный полк на марше, вернее, его первый дивизион, — уточнил руководитель проекта, член Общественной палаты Амурской области Сергей Орлов.

И это не единственное различие между правдой и легендой. Огонь по своим открыли не бомбардировщики¸ а штурмовики. В составе группировки авиации 2-й Краснознаменной армии бомбардировщиков не было. Потери по масштабности тоже завышены в сотни раз. Если численность стрелкового полка порядка двух с половиной тысяч человек, то минометного — 600—800. И даже в этом количестве минометного полка потери были не такие крупные, как разнесла людская молва. После бомбардировки погиб не целый полк, а всего 5 рядовых бойцов и еще 39 — получили ранения разной тяжести.

Фронтовая неразбериха

Сама предыстория байки об уничтоженном родной авиацией целом стрелковом полку имела под собой «политические основания». Советские командиры, мол, так торопились доложить в Москву о победе, что не жалели наши войска — своих же и бомбили.

— Это полный бред, — категорически не согласен с такой оценкой действий командующего 2-й Краснознаменной армии Сергей Орлов. — Командарм Терехин все время требовал минимум потерь. И никакой «подгонялки» под свои собственные снаряды и бомбы не было! Это частный случай. Он произошел из-за того, что на тот момент в данном конкретном месте не было взаимодействия между наземными и воздушными войсками.

Судя по военным архивным документам, дело было так. Наши наземные войска, увидев самолеты, стали по ним стрелять. Летчики тоже не поняли, кто стоит против них. Пехотные колонны, хоть в монгольской, хоть в японской армии, хоть в советской, очень похожи. И различить сверху — свои это или враги — трудно. Поэтому каждая наша машина пехоты должна была везти специальный опознавательный знак. В суете фронтовой командир минометного полка забыл о мерах предосторожности. Видимо, не совсем правильно поступили и летчики, не уточнив, кто под ними, и открыли огонь по минометной колонне. Как оказалось потом, — по своей…

После случившегося в штаб 2-й Краснознаменной армии пришла разгромная шифрограмма за подписью командующего генерал-лейтенанта танковых войск

Макара Терехина. Был серьезный разбор полетов, как с летчиками, так и с наземными войсками, сделаны соответствующие выводы.

— Больше подобных случаев в полосе 2-й Краснознаменной армии не было, — заверил координатор проекта «Историческая память в Приамурье» Герой Советского Союза Юрий Кузнецов. — Не было также и случаев, когда бы наши наземные войска сбили советский самолет. А такие байки тоже рассказывали. Нам, по крайней мере, такие факты не известны. А мы проверяем архивные военные документы очень тщательно.

Из боевого донесения № 04 штаба 181-го минометного полка от 17 августа 1945 года:

«Полк был подвергнут бомбардировке и обстрелу авиацией с отличительными знаками «Красная звезда с белым ободом»... Потери от воздушной бомбардировки — убито: рядовых 5 человек, сержантов — нет, офицеров — нет. Ранено: рядовых 26 человек, сержантов 9 человек, офицеров: зам. ком. 1 дивизиона по п/части капитан Митрофанов, парторг дивизиона мл. лейтенант Лапин, автотехник дивизиона тех. лейтенант Гармаш, командир огневого взвода лейтенант Меленцов. Выведено из строя автомашин Додж — 6 штук, в том числе 3 машины безвозвратно, автомашины ГАЗ-АА — 2 безвозвратно, автомашины ЗИС-5 — 1 штука безвозвратно, минометов — 1 штука, минометов 6х30 — 1 штука, винтовок — 1 штука, пулемет-пистолеты — 2 штуки, радиостанция — 1 штука...»

Возрастная категория материалов: 18+