Выполнение этих задач вместе с саперными частями обеспечивали дорожные части 2-й Краснознаменной: 34-й отдельный дорожно-строительный, 37-й отдельный мостостроительный и 61-й дорожно-эксплуатационный батальоны, а также 25-я железнодорожная бригада.

Еще в подготовительный период, несмотря на крайне неблагоприятные погодные условия дождливого лета 1945 года, дорожными частями армии было подготовлено более 300 километров дорог на нашей территории. Эти дорожные артерии в течение всего времени военно-стратегической наступательной операции обеспечили беспрепятственный и безаварийный пропуск войск.

С переходом советских войск на территорию Китая нашим дорожникам пришлось также усиливать имевшиеся военно-автомобильные дороги, которые имели незначительную ширину проезжей части и очень слабое гравийное покрытие — в некоторых местах оно было всего 2—3 сантиметра. Воины-дорожники 2-й Краснознаменной армии восстановили в опаленной войной Маньчжурии практически все мосты, разрушенные японцами. Ведь при отступлении милитаристы старались ничего живого после себя не оставить — крушили здания, уничтожали подстанции, сжигали и мосты.

Работы велись круглосуточно, несмотря на сложные погодные условия и обстрелы противника.

— Всего советскими дорожными войсками было отремонтировано на северо-востоке Китая

105 километров дорог, еще 12 километров восстановлено, построено 800 погонных метров колейно-досчатой дороги, — привел данные из военных архивов организатор проекта «Историческая память в Приамурье» Сергей Орлов. — Новых мостов было построено восемь — это 96 погонных метров, восстановлено — 12 (164 погонных метра). Кроме того, построили восемь причалов на переправах и к ним 6 километров подъездных путей. Соорудили подъезды к погрузке автотранспорта с грунта на железнодорожные платформы — полтора километра.

Неоценимую помощь и нашим войскам, и дружественному китайскому населению оказала 25-я железнодорожная бригада. Переправившись через Амур вслед за частями 2-й Краснознаменной армии, наши специалисты уже к 20 августа полностью восстановили участок железной дороги Хэйхэ (Сахалян) — Айгунь. К 26 августа были восстановлены пути на станции Сун-у, а к 4 сентября 1945 года полностью было обеспечено сквозное движение от Хэйхэ (Сахалян) до станции Бэйань (Бэйаньчжень).

Дожди были на руку японцам

Сентябрь 1945 года на Амуре выдался на редкость мокрым. Погода в период с 9 по 30 августа в полосе 2-й Краснознаменной армии не способствовала ведению наступательных действий.

Зато продолжительные дожди, из-за которых воды реки Черного Дракона разлились до неимоверных размеров, были на руку японцам.

В первые дни операции преобладала значительная, а иногда и сплошная облачность. В день перехода в наступление 11 августа из-за погодных условий наша авиация даже не смогла поддерживать боевые действия наших наземных войск. Около половины дней наступательной операции — 10, 11, 13, 16, 19, с 23 по 26 и 30 августа — шел дождь.

Нудный, моросящий, монотонный. Дождь встречал военные эшелоны на благовещенском вокзале и провожал на войну колонны пехоты и техники. Нервы солдат и офицеров, промокших до нитки, были на пределе — набухшие плащ-палатки давно не держали влагу, в сапогах хлюпало. Но шли и шли вперед, превозмогая себя и веря в победу.

Превосходство в силе и тактике

Сравнительно невысокие потери наших войск и короткие сроки выполнения задач были обеспечены превосходством войск 2-й Краснознаменной армии над противником в авиации, танках, оружии, как численном, так и качественном. Так, японская противотанковая артиллерия могла нанести поражение только устаревшим Т-26, но была бессильна перед современными Т-34. А некоторых видов оружия у японо-маньчжуров просто не было. Например, пистолет-пулеметов и современных минометов.

Успеху содействовало и то, что японское командование не смогло разгадать замысел действий наших войск, избрало неэффективную тактику действий, что в итоге и привело к их разгрому более маневренными, современно вооруженными и обученными советскими войсками.

Возрастная категория материалов: 18+