В Углегорске премьер пообщался сначала с геологами, а затем и с рядовыми жителями поселка.В Углегорске премьер пообщался сначала с геологами, а затем и с рядовыми жителями поселка.

Канареечную Lada Kalina Sport российского премьера в Углегорске ждали, пожалуй, не меньше чем начала строительства космодрома Восточный. Желающие воочию узреть Владимира Путина жители выстроились на краю центральной площади за четыре часа до его приезда.

Минуты до появления председателя правительства считали не только в поселке, но и на опушке смешанного леса к северу от Углегорска. В лесу геологи бурят скважины для воды и отбирают пробы грунта, которые в ожидании высокого гостя были аккуратно сложены на полосатых тряпичных мешочках.

— Два месяца перед визитом премьера тренировались. У нас вся работа — тренировка. Так что бурить готовы, — перекрикивает работу установки разведывательного бурения мастер Николай Вдовин.

— Мандража нет, обычная бурежка. С пятнадцати метров возьмем около шести проб на разной глубине. Одну скважину бурить около часа, — добавляет помощник мастера Виктор Филимонов.

Впрочем, Владимир Путин задерживался, поэтому бурение на сей раз растянулось на несколько часов. В ожидании председателя правительства вытоптавшие траву на опушке журналисты насели на вице-премьера Сергея Иванова с расспросами о строящейся на протяжении 20 лет автодороге «Амур».

— Космодром реально построить… в более короткие сроки? — уточнил один из журналистов премьерского пула.

— Я почти убежден, что космодром мы построим гораздо быстрее, чем дорогу «Чита—Хабаровск». Если, конечно, не случится что-то вроде глобального финансового кризиса, — ответил Сергей Иванов.

— Еще бы связь здесь хорошую сделали, — поделились наболевшим путешествующие вместе с Путиным журналисты.

— Во многих местах здесь связи не было никогда. И не потому, что частные компании такие жадные — просто не было рынка. Кто будет ею пользоваться? Медведь будет пользоваться? Белка? — задал резонный вопрос вице-премьер.

В тени большой армейской палатки, дожидаясь премьера, коротали время глава Роскосмоса Анатолий Перминов и руководитель Спецстроя России Николай Аброськин. Олег Кожемяко, ранее разрекламировавший им выпускаемый в Углегорске по советской технологии лимонад, рассказывал прессе об актуальном состоянии дел на объекте.

— Работы на Восточном уже начались. Сейчас здесь трудятся и амурские специалисты. Приезд председателя правительства — показатель того, что стройка будет финансироваться и идти по установленному графику, что работы здесь не будут свернуты, — заявил Олег Кожемяко.

За полчаса до приезда кортежа порывом ветра сломало один из демонстрационных стендов. Поломку, впрочем, быстро ликвидировали с помощью лома, кувалды, плоскогубцев и куска проволоки. Вскоре после того, как по свежему песку лесной дороги несколько раз проехала поливальная машина, из-за кустов показался премьерский кортеж.

Владимир Путин прибыл на опушку в белой толстовке из тонкого трикотажа, коричневых брюках и коричневых же замшевых ботинках с часами Blancpain Leman на правой руке. Выйдя из Lada Kalina Sport, премьер-министр надел солнцезащитные очки и направился к стенду с информацией о будущем космодроме.

— Территория в десять раз меньше, чем Байконура и в три раза меньше, чем космодрома Плесецк, — доложил глава Рос-космоса.

Возобновившие работу бурильщики удостоились рукопожатия премьер-министра и в двух словах рассказали о ходе работ. Поблагодарив геологов, Путин отправился к КПП № 1, где ждал своего часа накрытый куском белой материи огромный гранитный монумент с надписью «Здесь будет сооружен космодром».

Сдернув кусок ткани, Путин прикоснулся к камню. «Считайте, что начало положено!» — заявил премьер и отбыл в Дом офицеров. В фойе председателя правительства ждал макет территории будущего космодрома, на котором были ясно видны аэродром, поселок и стартовые комплексы. Здесь же на баннерах можно было узреть будущее поселка Углегорск. «Жилые здания мы вообще ни к одной серии не привязываем. Обыденность, серость надоели, мылит глаз», — пояснили футуристические виды строители космодрома.

Потратив час на совещание по вопросам создания космодрома и побеседовав с Олегом Кожемяко, Владимир Путин в компании амурского губернатора покинул Дом офицеров и направился к стоящему неподалеку от входа достижению отечественного автопрома. Дождавшись, пока Олег Кожемяко займет пассажирское кресло, премьер-министр отправился к выезду из ЗАТО Углегорск.

Внезапно машина премьера притормозила у края площади, где в ожидании Владимира Путина шестой час томились углегорцы. Председатель правительства вышел из автомобиля и направился прямиком к местным жителям, которые хлынули навстречу премьеру. Журналисты и охрана, демонстрируя неплохую физическую подготовку, кинулись наблюдать общение премьера и народа.

Пожать руку Путину посчастливилось сразу нескольким углегорцам, в том числе ветерану амурского спорта Борису Трифонову. Борис Никитович, не бросающий тренировки на седьмом десятке лет, обратился к премьер-министру не как к политику, а как к коллеге. «Мы вас очень любим как спортсмена!» — признался за всех амурчан Борис Никитович. «Это очень приятно, очень хорошо», — улыбнулся в ответ политик и спортсмен Путин.

Мнения

Владимир Путин, Председатель Правительства России:

— На ближайшие три года на строительство космодрома из бюджета будет направлено 24,5 миллиарда рублей. Здесь должен быть построен совершенно новый, современный, комфортный во всех отношениях город. Это и комфортабельные дома, и больницы, школы, детские сады, спортивные сооружения. Работа предстоит сложная, очень большая, но она очень интересная. И я не сомневаюсь, что она будет выполнена качественно и в обозначенные сроки.

Сергей Иванов, вице-премьер Правительства России:

— Ранее это место называлось космодром Свободный. Но, честно говоря, космодромом он никогда не был — здесь стояла ракетная дивизия РВСН. Сейчас же мы начинаем строительство реального современного космодрома с двумя стартовыми столами. Здесь все очень хорошо сходится: неплохой климат, хорошо развитая транспортная инфраструктура, обилие инертного материала. И вообще, если уж развивать Дальний Восток, то развивать высокотехнологичными промышленными объектами, каким космодром, без сомнения, является.

Анатолий Перминов, руководитель Роскосмоса:

— В настоящее время в мире уже существует 21 космодром или стартовые площадки для запуска ракет, которыми владеет 11 государств. Новые космодромы сейчас строятся в Китае, Корее, Индонезии, Бразилии, три из них находятся здесь, в активно экономически развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе. Таким образом, чтобы нам сохранить достигнутые позиции на мировом рынке запуска и приумножить их, России нужен новый космодром, в котором бы были учтены все приоритеты создания новых пилотируемых кораблей, космических аппаратов и ракет-носителей.

Николай Аброськин, глава Спецстроя России:

— При строительстве будут максимально использованы местные трудовые ресурсы. Мы уже примерно знаем рынок труда. Людской и технический парк мы будем разворачивать на базе нашего подразделения «Главспецдальстрой». На первый период мы планируем привлечь сюда до тысячи человек. В пиковый период здесь будет до 10 тысяч рабочих. Трудно сказать, сколько из них из Амурской области. Это будет зависеть от того, как пойдет сам процесс строительства. Но основной целью мы ставим максимальное применение местных людей и ресурсов.

Возрастная категория материалов: 18+