«Мы прежде всего хотели бы быть востребованы для защиты государственной границы».«Мы прежде всего хотели бы быть востребованы для защиты государственной границы».

Пять лет назад президент Путин инициировал появление Федерального закона № 154 «О государственной службе российского казачества». После этого было еще два постановления правительства, где четко прописано, как и в каких видах деятельности могут проявить себя казаки. Увы, для амурского казачества двери государственной и муниципальной службы по-прежнему закрыты. Почему — рассказал атаман Амурского окружного казачьего общества Андрей Стрельцов.

— Андрей Витальевич, пять лет назад о казаках вспомнили, вновь начали доверять самое ценное и святое. А как на деле исполняется инициатива Владимира Путина, касающаяся казачьей госслужбы?

— Закон, позволяющий привлекать казаков к государственной службе, стал для нас основным. Проблема в том, что федеральные структуры исполнительных органов власти, по крайней мере в Амурской области, не готовы сегодня к взаимосотрудничеству. Мотивируют это отсутствием механизма реализации документов о госслужбе казаков. То есть они считают, что должны выйти дополнительные нормативные подзаконные акты, которые разъясняли бы, каким образом привлекать казаков и допускать к выполнению своих функций. К сожалению, у них не хватает внутреведомственных решений. Те же пограничники об этом говорят.

— О каких видах госслужбы идет речь и где, на ваш взгляд, действительно могут задействоваться казаки?

— Есть постановление Правительства Российской Федерации № 93 от 26 февраля 2010 года, в котором четко определено, к каким видам службы могут привлекаться члены казачьих обществ. На территории нашей области мы прежде всего хотели бы быть востребованы для защиты государственной границы. Это наша традиционная, исторически сложившаяся задача. Второй, не совсем привычный для казаков вид деятельности — охрана общественного порядка. Усилий одних правоохранительных органов явно недостаточно. Бывает, что до ближайшего милиционера 50 километров.

Ни для кого не секрет проблема с наркотиками. Казаки, как жители и хозяева своего села, могли бы помочь навести порядок — допустим, заниматься уничтожением конопли. Естественно, получать за это зарплату и быть уверенными в своей правоте. Почему представитель правоохранительных органов или наркоконтроля получает за это деньги, а казак должен бороться с коноплей бесплатно? Конечно, можно давить на его совесть — дескать, это ваш дом, ваша обязанность как жителей. Но, извините, времена сейчас опасные. Я не буду называть населенный пункт, где жители пытались по просьбе главы села заняться уничтожением конопли. Через день-два к ним приехали ребята, которые, я так понимаю, содержат эти поля. Просто начали стращать: хочешь жить — завязывай с покосами конопли. У другого ночью стекла в машине побили. Если у казаков появятся конкретные полномочия, приказ, правовая и социальная защищенность, разговор с преступниками и правонарушителями будет иной.

— Опять же защита госграницы и охрана правопорядка подразумевают ношение, а возможно, и использование оружия. Да и деятельность спасательных формирований обязательно лицензируется…

— Думаю, в этом и кроется главная проблема. Хотя есть 806-е постановление Правительства РФ от 8 октября 2009 года о порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной службе. Видимо, этого мало. Не прописаны такие вещи, как ношение оружия, социальная защищенность, не прописано, какие средства могут использоваться для создания и пополнения материально-технической базы. В постановлении правительства говорится: финансовое обеспечение федеральных структур в работе с казаками определяется в пределах ассигнований федерального бюджета. То есть, на мой взгляд, заключается договор с казачьим обществом, внесенным в государственный реестр. Казачье общество составляет свою смету, эти средства закладываются в бюджет и далее утверждаются в Москве. Все опасения, что мы хотим кого-то оставить без лишней копейки, абсолютно беспочвенны. Мы готовы пройти лицензирование, обучение, провести отбор людей, годных по состоянию здоровья и морально устойчивых.

— Допустим, завтра скажут: «Казаки, становитесь в строй!». Сколько человек сможете привлечь?

— В настоящее время позиционируют себя в качестве казаков около 900 амурчан. Это люди, вставшие на учет. Но основной состав, который взял на себя обязательства по несению государственной службы, то есть более-менее активные участники казачьих обществ, — около 400 человек. Наиболее активные казачьи общества — в Благовещенске, Белогорске, Черняеве. То есть там хоть завтра могли бы выйти на улицу охранять общественный порядок. Пока же все делается на общественных началах.

— А может, все эти законы и постановления не работают в принципе? В стране есть примеры, где казаки действительно привлекаются к реальной службе?

— В России есть такая практика. На сотрудничество с казачеством охотно идут на Дону, на Кубани, в Алтайском крае, в Оренбуржье… Выполняемые задачи — это как раз охрана общественного порядка, защита госграницы, ликвидация чрезвычайных ситуаций. В Ростовской области создана казачья спасательная команда, которая работает в рамках соглашения с МЧС. У нас по инициативе амурского правительства тоже создано три казачьих пожарных поста. Личный состав — 29 казаков. Считаем, начало положено.

Возрастная категория материалов: 18+