Для многих вчерашних малышей новая роль «школьника» может показаться не такой уж привлекательной.Для многих вчерашних малышей новая роль «школьника» может показаться не такой уж привлекательной.

Можно ли сделать так, чтобы первый год учебы, где бы то ни было, прошел легко и безболезненно? В непростом вопросе АП разбиралась с помощью педагога-психолога отдела по воспитательной работе ДальГАУ Павла Просвирнова.

Любовь к урокам обязательна

Вставать приходится раньше, собираться дольше, а любимую игрушку положить в портфель нельзя. Для многих вчерашних малышей новая роль «школьника» может показаться не такой уж привлекательной.

Проблема: Главная проблема первого года учебы в школе (так же, как и в высшем учебном заведении) — это погружение обучаемого в новую среду. Кругом незнакомые люди: и взрослые, и дети. Если при этом ребенок по натуре робкий, адаптация к новым условиям может причинять ему особенный дискомфорт.

Совет: Задача родителей — оценить атмосферу, в которой находится ребенок. Регулярно появляйтесь в школе, общайтесь с учителем. Если вы видите, что ребенок неохотно идет в школу, не делится с вами впечатлениями о проведенном дне, скрытничает — немедленно выясняйте причину.

Проблема: Как минимум, в первые месяцы ребенок вряд ли сможет самостоятельно выполнять домашние задания. Это не говорит о том, что он неспособный. Просто он еще неорганизован, не приучен к порядку, может забывать о том, что должен заниматься дома, или недооценивать важность этих занятий.

Совет: Будьте готовы к тому, что вам придется учиться вместе с ребенком. Это не значит, что вы убиваете в нем самостоятельность. Наоборот. Вы постепенно приучаете его к ней и заодно показываете, что вы увлечены его интересами. Это поможет не только добиться положительных результатов в обучении, но и укрепит ваши взаимоотношения.

Проблема: Несмотря на то что оценок в первом классе, как правило, не ставят, у ребенка может возникнуть неудовлетворенность результатами своей работы. Ведь на уроках раздают и подсчитывают «звездочки» и «кружочки» за правильные ответы и активность. Тот, кто постоянно набирает меньше всех, не может почувствовать себя успешным.

Совет: Переключайте внимание первоклассника, поговорите о том приятном, что происходит с ним в школе. Это необходимо, чтобы из чувства неудовлетворенности не начал формироваться комплекс. Не упрекайте и не ставьте в пример других «хороших» детей. Выясните у учителя, какова реальная успеваемость вашего ребенка. Попросите уделять ему чуть больше внимания.

Учим мечтать студента

Сначала красивый и пышный выпускной, затем волнительное изучение списков зачисленных — и вот из абитуриентов они превратились в полноценных студентов-первокурсников. Родители с облегчением вздохнули. А зря. Трудностей с начинающими студентами может оказаться не меньше чем с первоклашками.

Проблема: Структура занятий и организация учебного процесса в вузе кардинально отличается от школьной. Первые месяцы студенты могут чувствовать себя «потерянными». Вкупе с адаптацией к новому коллективу это может вызвать раздражительность, нервозность или, наоборот — апатию и нежелание ходить на занятия.

Совет: Вспомните годы своего студенчества, поделитесь воспоминаниями с ребенком. Интересуйтесь, какие предметы начал изучать ваш студент, попросите разрешения взглянуть на конспект какой-нибудь лекции, мотивировав это тем, что вы соскучились по студенческим годам.

Проблема: Оценив свою новую роль самостоятельного и взрослого человека, первокурсник может поддаться соблазну вседозволенности: «Не нравится лектор, неинтересен предмет — не пойду на «пару», потом сдам». В итоге может накопиться задолженность по предмету и возникнуть трудности на сессии.

Совет: Обязательно познакомьтесь с куратором группы, обменяйтесь контактами, попросите сообщать вам, если у вашего студента начнутся серьезные проблемы. Постарайтесь развить в студенте самомотивацию к учебе. Постройте вместе планы, поинтересуйтесь, кем он себя видит в будущем. Объясняйте, как учеба поможет воплотить его мечту в жизнь.

Проблема: Особенно нелегко в течение первого года придется иногородним первокурсникам. Здесь общие психологические проблемы наслаиваются на чисто бытовые — организация жизни в общежитии или в съемном жилье. Сельским жителям, приехавшим на учебу в город, придется привыкать к ритму городской жизни.

Совет: Регулярно созванивайтесь с ребенком и с куратором группы, по возможности навещайте, познакомьтесь с комендантом общежития или хозяевами съемной квартиры. Держите с ними контакт.

Возрастная категория материалов: 18+