Сегодня партия «Единая Россия» проведет в Благовещенске «круглый стол» по данной проблеме. О тенденциях малоэтажного строительства в Приамурье в интервью АП рассказал сопредседатель амурского либерально-консервативного клуба «Единой России», вице-спикер гордумы Благовещенска Галихан Оспанов.

«Найти пути решения проблемы можно, только заявив о ней»

— Галихан Болатович, почему необходимость говорить о проблемах малоэтажного строительства появилась именно сейчас?

— Партийный проект «Единой России» в области малоэтажного частного строительства «Свой дом» был создан несколько назад. Конечно, на его реализации сказался кризис. Постепенно мы из него выходим. Стагнация закончилась. Для этого много усилий приложили партия и правительство: заметно снизилась ставка рефинансирования, заработала ипотека, банки вновь начали давать кредиты — деньги подешевели и стали доступнее. Таким образом, мы подходим к этапу, когда наступит очередной бум на рынке жилищного строительства. С учетом того, что, по данным опросов, две трети россиян хотят жить именно в собственных домах на земле, нужно найти пути максимально эффективной работы в этом направлении в наших дальневосточных реалиях.

— Кто будет участвовать в работе «круглого стола»?

— Мы пригласили на него строителей, которые уже работают на рынке малоэтажного строительства, членов правительства Приамурья. Проводя «круглый стол», мы хотим понять, какой путь пройден и что предстоит сделать, хотим, чтобы участники рынка открыто заявили об имеющихся проблемах. Это нужно для того, чтобы совместно с представителями органов власти, которые также будут на заседании, начать поиск путей их решения. С другой стороны, «круглый стол» — это еще и некий семинар для строителей, возможность поделиться положительным опытом.

— Много ли проблем в строительной отрасли в целом?

— Общаясь с участниками рынка, понимаешь, что проблем действительно очень много. С высоких трибун мы слышим заявления о том, что нужно убрать административные барьеры, сократить сроки согласований. И хотя все мы — и застройщики, и органы власти — на службе у потребителя, часто все выливается в худшие проявления бюрократии.

«Мошенники заманивают клиентов рублем»

— Есть ли будущее у малоэтажного строительства в Приамурье?

— Конечно, есть. Человек, достигший определенного уровня материального благосостояния, в большей степени заинтересован в покупке либо постройке собственного дома, а не квартиры в многоэтажке.

— Как много компаний работает в области на рынке малоэтажного строительства?

— Предлагаю взглянуть на этот вопрос нетрадиционно: не в сухих цифрах статистики, а с позиции обывателя. С одной стороны, люди видят рекламу о том, что кто-то строит коттеджи, таунхаусы, с другой — слышат сообщения о возбужденных уголовных делах по фактам мошенничества, о том, что такие дома разрушаются.

— То есть все-таки проблема низкого качества малоэтажных построек существует?

— Обобщать здесь не нужно. Но в ряде случаев этот вопрос действительно стоит особенно остро. Когда идет строительство многоэтажного дома, делается рабочий проект, проходят его экспертиза, геологические изыскания и масса других обязательных процедур. Если же ведется строительство домов ниже трех этажей, то по закону эти процедуры не обязательны. Дом можно построить и зарегистрировать по «дачной амнистии». Некоторые люди этим и злоупотребляют: под эту марку заходят застройщики, которые штампуют трехэтажные общаги по проектам, за которые никто не несет ответственности.

— Почему люди идут на покупку таких домов?

— Не секрет, что сегодня покупателей заманивают рублем. Стоимость качественного жилья складывается из массы факторов: строительства инфраструктуры, цены проекта, геологических изысканий. Но эти вещи обязательны, без них нельзя говорить о качестве построенного объекта. Однако эти проблемы относятся в большей степени к квадратно-гнездовой застройке. Сейчас же наступает время комплексного освоения территорий. И вот здесь желание строителей работать натыкается на некоторые проблемы.

«Построить дешевое и качественное жилье можно»

— Есть ли системные проблемы на рынке малоэтажного строительства?

— Я бы выделил две наиболее серьезные из них: создание проектов комплексного освоения территорий и инвестиции государства в инфраструктуру. Создание такого проекта стоит немалых денег, и это не под силу одному застройщику. Но еще большей проблемой является то, что мы не привлекаем имеющиеся бюджетные субсидии к строительству инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Просто в чистом поле дом не построишь.

— Проблема в том, что бюджет не создает инженерную инфраструктуру?

— К сожалению, у нас нет богатого опыта участия в федеральных целевых программах по малоэтажному строительству. Может быть, недостаточно информированы сами участники рынка, которые пытаются все переложить на плечи покупателей, не зная, что можно удешевить квадратный метр, проведя за счет субсидий государства, например, воду или электричество.

— Почему государство должно строить инфраструктуру? Ведь сейчас люди строят дома и без бюджетных вливаний?

— Строя квадратно-гнездовым методом, проблему нехватки жилья не решишь. А просто в чистом поле новые микрорайоны строить никто не будет. Нужно подталкивать участников рынка к активности. На западе страны распространена практика, когда субъект и муниципалитет создают экономически привлекательные проекты освоения территорий, затем предлагают их инвесторам. Застройщик должен понимать, что к моменту окончания строительства будут готовы электрические сети, дороги, система водоснабжения. Потенциальный покупатель в то же время должен видеть, что будет происходить на рынке в ближайшие 3—5 лет. Тогда и рынок оживится.

— В Амурской области есть примеры создания инфраструктуры за счет бюджетных средств?

— Один из примеров — Ивановка, где фактически появился новый микрорайон, в котором вся инженерная инфраструктура была создана на деньги государства. Если же смотреть еще шире, то нужно видеть не только строительство домов, но и социальной инфраструктуры: детских садов, спортивных центров, поликлиник. При этом нужны и механизмы, благодаря которым строительная компания сможет сама возвести данные объекты, а муниципалитеты затем выкупят их уже готовыми по хорошей цене. Должны быть прозрачные правила выкупа такого рода объектов. Понимание этого вроде бы есть, но немного запаздывают нормативные документы, то есть механизм.

Спрос на свой дом

— Насколько дешевле строить частный дом, нежели многоэтажку?

— Ровно настолько, чего не нужно делать частнику: лифтовые шахты, гостевую стоянку, свайное поле под фундамент. А также проходить те процедуры согласования, начиная от получения разрешения на строительство до постановления о вводе в эксплуатацию объекта. Только это удешевит квадратный метр примерно на четверть.

— В Благовещенске есть запас территорий для малоэтажной застройки?

— В границах муниципального округа, конечно, есть.

— Почему тогда всегда считалось, что в городе земля в дефиците?

— Это касается строительства домов в центральной части Благовещенска. Чем ближе к центру, тем выше стоимость земли. Это один из важных факторов, в связи с которыми малоэтажное жилье, как правило, строят на окраинах или в пригородах.

— То есть земля для застройки есть?

— Если посмотреть на Благовещенск, то практически на каждой улице можно найти неблагоустроенный жилой фонд, аварийные и ветхие объекты, которые требуют расселения и сноса. Но гораздо важнее, что есть не только земля, но и спрос. Если проанализировать данные о накоплениях граждан, хранящиеся у них на руках или в банках, то видно, что у людей скопился большой объем денежных средств. К тому же в улучшение жилищных условий можно вкладывать материнский капитал, который родители получают при рождении ребенка. Таким образом, можно смело говорить о том, что количество потенциальных участников программ по улучшению жилищных условий год от года только растет. Однако удовлетворить растущий спрос можно, только работая сообща в рамках частно-государственного партнерства. Каждый его участник, будь то государство, муниципалитет или застройщик, должен максимально качественно работать в своей зоне ответственности, понимая собственную выгоду и добросовестно выполняя свои обязанности.

В цифрах

24,7 тысячи квадратных метров жилья введено в эксплуатацию в Приамурье с января по апрель 2010 года

8,8 тысячи квадратных метров построили в первом квартале 2010 года индивидуальные застройщики

73 процента россиян мечтают жить в своем доме на земле

Возрастная категория материалов: 18+