— Павел Викторович, расскажите о реализации стратегии группы ВТБ в 2007—2009 годах. Какие цели были реализованы?

— За 2007—2009 годы ВТБ успешно реализовал стратегию роста и диверсификации бизнеса. Кредитный портфель и привлечение росли быстрее рынка. К 2010 году доля банка по кредитованию и привлечению выросла до 13%. В этот период более чем в три раза увеличена клиентская база в сегменте «среднего бизнеса». Значительно выросли операционный, процентный и комиссионный доходы.

Группа ВТБ вышла на второе место в рознице, в три раза увеличив долю по кредитам физических лиц. За два года создан инвестиционный бизнес, занявший ведущие позиции на рынке. Развивались финансовые компании: созданы факторинговый бизнес и Пенсионный фонд, укреплены позиции на рынке лизинга и страхования, сформирована международная финансовая группа с самой широкой для российских банков географией присутствия. Реализация целей, поставленных стратегией развития на 2007—2010 годы, и произошедшие изменения в экономике обусловили необходимость принятия новой стратегии эффективного роста. Ключевые цели группы ВТБ в рамках новой стратегии: рост прибыли более чем в два раза, рентабельность собственного капитала по каждому виду бизнеса, существенный рост рыночной капитализации.

— Какие основные задачи развития корпоративного бизнеса ВТБ в 2010—2013 годах?

— Основной целью группы ВТБ в корпоративном бизнесе станет существенный рост доли в доходах рынка и достижение целевых показателей эффективности — рентабельность собственного капитала не менее 15%. Одним из главных стратегических приоритетов группы является трансформация ВТБ из «банка уникальных сделок» в «основной расчетный банк для своих клиентов». В рамках перехода на новую модель планируется повысить скорость и качество обслуживания за счет оптимизации внутрибанковских процедур. Усилить акцент на кросс-продажах. Создать лучшие на рынке центры экспертизы в наиболее приоритетных отраслях. Активно участвовать в государственных программах и национальных проектах.

Важным элементом новой стратегии развития корпоративного бизнеса является более активная работа с компаниями регионального бизнеса, которая предполагает развитие стандартизированной линейки инвестиционно-банковских услуг для обеспечения комплексного обслуживания клиентов, что должно привести в ближайшие три-четыре года к удвоению позиций ВТБ в данном сегменте и вывести банк на 12—15% по занимаемой доле рынка.

— ВТБ располагает широкой филиальной сетью по России. Как развивается бизнес ВТБ в регионах?

— Филиальная сеть группы в России является второй по величине в стране и значительно превышает размер сетей большинства конкурентов, что является значительным преимуществом перед российскими и зарубежными банками. Группа представлена в 73 российских регионах, в которых сосредоточено 98% ВВП России. В ближайшее время планируется завершить присоединение ОАО «Банк ВТБ Северо-Запад» к ОАО Банк ВТБ. Это позволит реализовать значительную синергию как в части более эффективного обслуживания корпоративных клиентов, так и в части повышения управляемости бизнеса и экономии затрат за счет устранения дублирования и совместного использования инфраструктуры. При этом в процессе интеграции максимальное внимание будет уделено сохранению клиентской базы и качеству обслуживания, а также тиражированию лучших практик обоих банков на весь объединенный корпоративный бизнес.

В 1-м полугодии 2010 года ВТБ фактически вернулся на докризисный уровень по ключевым условиям кредитования и полномочиям филиалов по самостоятельному принятию кредитных рисков. Банком проводилась политика постепенного снижения ставок по кредитам.

Доля ВТБ на рынке кредитования в регионах увеличилась до 5%. Достижению положительного тренда способствовали меры, предпринятые в предшествующих периодах, — адаптация кредитной процедуры к действующим рыночным условиям: смягчение требований по залогам, снижение ставок, повышение оперативности принимаемых решений за счет расширения лимитов самостоятельного кредитования региональных подразделений банка. Также — фокус на ряде клиентских сегментов: для клиентов филиалов, имеющих хорошее финансовое состояние, лимит увеличен в 1,5—2 раза.

В части развития депозитных и комиссионных услуг банк большое внимание уделяет развитию расчетно-кассового обслуживания клиентов. Для увеличения доли по этому направлению банк реализует ряд целевых программ, среди которых привлечение на расчетно-кассовое обслуживание на льготных условиях управляющих компаний сферы ЖКХ, внедрение услуг «Расчетный центр клиента», которые обеспечивают эффективное управление внутригрупповой ликвидностью (для многофилиальных компаний, холдингов, групп).

В документарном бизнесе на протяжении многих лет банк прочно удерживает лидерство на российском рынке, как по объемам операций, так и по сумме комиссионных доходов. Прирост импортных аккредитивных операций превысил 25%, количество выданных гарантий увеличилось практически в два раза. В структуре выданных гарантий существенная доля приходится на гарантии исполнения и гарантии возврата аванса, таможенные и тендерные гарантии. В 2010 году банк ВТБ оперативно отреагировал на изменения в национальном законодательстве и предложил своим региональным клиентам новые разновидности банковских гарантий, в том числе гарантии в пользу налоговых органов по возмещению НДС. Потенциал дальнейшего роста данного вида бизнеса очевиден.

— Какие результаты деятельности филиала банка ВТБ в Благовещенске в текущем году?

— На сегодняшний день филиал ВТБ является одним из основных участников регионального рынка, представляя широкий спектр банковских продуктов для юридических лиц. В регионе группа ВТБ представлена банками — ВТБ и ВТБ 24. Клиентская база филиала насчитывает более 1200 корпоративных клиентов, представляющих все отрасли экономики и бизнеса. Филиал ВТБ продолжает кредитование реального сектора экономики. В течение первого полугодия 2010 г. предприятия получили кредиты на общую сумму около 650 млн. рублей.

Филиал ВТБ является участником рынка драгоценных металлов. На текущий момент клиентами филиала уже продано банку более 1130 кг золота, и до конца года эту цифру планируется как минимум удвоить. В сфере обслуживания внешнеэкономической деятельности филиал также осуществляет активную работу. Доля филиала в объеме экспортно-импортных операций на региональном рынке оценивается в 15%. Клиенты филиала имеют возможность обслуживать контракты, заключенные со своими иностранными контрагентами, как в долларах США и евро, так и японских иенах. А наличие у банка прямых корреспондентских отношений с четырьмя ведущими банками КНР позволяет российским бизнесменам оперативно проводить расчеты со своими китайскими партнерами, в том числе и в национальных валютах, используя рубли и юани.

Отдельным приоритетом следует выделить нацеленность филиала на финансирование областного бюджета и участие в конкурсах на предоставление кредитов Амурской области и крупным региональным клиентам. Этому будет способствовать расширение предоставленных полномочий филиалу в области кредитования. Кредитный лимит на одного заемщика в настоящее время составляет до 400 млн. рублей. В банке существенно смягчены требования к обеспечению. Клиенты, характеризующиеся как первоклассные заемщики, могут рассчитывать на получение в филиале беззалоговых кредитов, для остальных категорий значительно снижен уровень дисконтирования залогов. Есть интересные продукты по внешнеэкономической деятельности, документарным операциям.

В текущем году филиал приступил к выпуску карт таможенной платежной системы «Зеленый коридор». Планируем внедрение новых технологий дистанционного банковского обслуживания. Еще одной приятной новостью для наших клиентов будет информация об установлении в третьем квартале региональных тарифов. Иными словами, для клиентов Благовещенского филиала снижена стоимость расчетно-кассового обслуживания.

Существенное расширение продуктового предложения по срочным операциям, а также наивысшие для российской банковской системы рейтинги надежности банка позволяют рассчитывать на рост объемов привлеченных в регионе средств. Внедрение новой системы дистанционного банковского обслуживания, гибкость в вопросах установления тарифов сделают обслуживание в банке более удобным и экономически выгодным, что позволит существенно увеличить обороты региональных клиентов в нашем банке. А это в свою очередь вселяет уверенность, что задачи, стоящие перед нами сегодня, будут успешно решены в полном объеме.

Ген. лицензия Банка России № 1000

На правах рекламы

Возрастная категория материалов: 18+