Усадьба Сергея Гуцана — самое колоритное жилище в Солнечном, мимо такого сказочного подворья так проУсадьба Сергея Гуцана — самое колоритное жилище в Солнечном, мимо такого сказочного подворья так про

Глиняная сказка

Действительно, трудно проехать мимо парочки огромных глиняных кувшинов, украинского плетня и каменной кавказской кладки, за которой яркой заплаткой на унылом амурском пейзаже красуется дом «солнечных» умельцев. Если театр начинается с вешалки, то усадьба гончара — с крынки.

— Не видел, какие на Кавказе или Украине заборы, — встречает нас коренной дальневосточник Сергей Гуцан, — никогда в тех краях не был. А глина и камни — международный материал. Так уж у людей повелось: чего в природе много, из того и строят.

В сказочное подворье ведет чугунная калитка, украшенная личным вензелем. Это семейная печать: солнце, земля, вода и горшок, увенчанный буквой «Г». Такая визитная карточка красноречиво подчеркивает — в этом месте живут творческие люди, которых объединяют общее дело, свой стиль и традиции. Кстати, авторская метка в уменьшенном размере присутствует на каждом изделии Гуцан.

Счастье в этот двор приносит металлический журавлик. Появился он здесь около года назад, и сразу радостная весть — родился четвертый внук. Весной глава, генератор и главный исполнитель всех семейных идей, собирается создать пернатому пару. Тогда и счастье удвоится.

Во саду ли, в огороде — везде чувствуется мастерский подход. Вместо набившей оскомину бочки с водой — настоящий водопад. Тоненькая струйка переливается из горшка в крынку и попадает в разноцветную глубокую чашу. Не только красиво, но и практично. Летом отсюда берут водицу на поливку. И малыши в жаркий денек любят здесь играть и плескаться.

— Сделать бассейн и многоступенчатую земляную платформу заставила необходимость, — вспоминает Сергей Гуцан. — Раньше перед домом проходила теплотрасса. Она не только уродовала внешний вид, но и растениям мешала. Пришлось наращивать землю, делать такой полог. Завез сюда 25 грузовиков земли, получилось три яруса. На них слоями располагаются многолетние растения, деревья. Всю зелень формируем по цвету. А вот эту каменную мостовую собирали всей семьей. И сейчас, если увидим хороший булыжник, мимо не пройдем.

Пламенный мотор

Если дворовая территория — украшение усадьбы, то мастерская — ее сердце, пламенный мотор. Здесь рождаются, обрастают узорами и хранятся керамические изделия: горшочки, тарелочки и прочая кухонная утварь, вазоны, копилки, светильники, статуэтки и свистульки.

Огромное помещение в 60 квадратов Сергей Гуцан строил один, без посторонней помощи и денег. Самостоятельно клал печь для обжига, в которой, как в сказке про Бабу-ягу, свободно поместится не только огромный кувшин, но и человек.

Двадцать лет назад он смастерил и гончарный круг. Сколько горшков и тарелочек создали руки мастера за тридцать лет «глиняного стажа», нам остается только догадываться.

— Когда работал на заводе в Петропавловске-Камчатском, — вспоминает ремесленник, — в смену нужно было создать 200—400 изделий. Сейчас тоже много работаю, но во главу угла ставлю не количество, а качество.

На отце семейства все дело и держится. Найти глину, доставить ее в мастерскую, просеять, замесить, создать товарную массу, из которой в дальнейшем будут лепиться изделия. А также сделать запас материала на зиму. Благо в Приамурье месторождений хватает, так что далеко от дома ходить не надо.

Как считает основатель семейной школы Сергей Гуцан, глина — древнейший природный материал, который еще до конца не познан. Внедряются в жизнь новые технологии, и глина находит новое применение. К примеру, электричество создали — глина в электротехнику пришла. В космос люди полетели — туда полетела и глина, как защитный материал. Ее возможности безграничны. А целебные свойства проверены на личном примере. Если на руках есть ранки, то при работе с глиной они быстрее заживают.

Но, к сожалению, сегодня заниматься этим древним промыслом невыгодно. Высокие энергетические тарифы, хрупкость материала и прочий производственный риск привели к тому, что настоящих гончаров в Приамурье раз-два — и обчелся. Поэтому колоритные мини-сюжеты, рожденные в этой мастерской, пользуются особым спросом у амурчан. Интересуются «солнечной» продукцией в Хабаровске, Владивостоке, Японии и Китае.

Гениальная простота

Можно бесконечно смотреть на огонь, воду и гончарный круг. Горсть земли, вода и человеческие руки. Крутится колесо, растет и видоизменяется творение мастера. Три минуты — и кусок серой массы превратился в аккуратный горшочек. А над созданием тарелки приходится потрудиться 30—40 минут. Форма — вытянутая или круглая — зависит от движения рук.

— Техника одна, — считает мастер, — подход у каждого народа разный. Сколько керамика существует, столько и стилей. Все познать жизни не хватит, хотя мы постоянно находимся в поиске. Мы не только продолжаем русские гончарные традиции, но и практикуем собственные идеи.

Мини-сюжет на крынке — это одна из особенностей творчества семьи Гуцан. Не просто посуда, а целая сказочная история. Глина — материал фантазийный, народный, сама подскажет, что надо делать. Поэтому долго сочинять не приходится.

Глобальная перестройка

Гончар — человек от земли. Сергею Петровичу не раз приходилось обустраивать свое жилище.

— В 1994 году мы решили покинуть Камчатку, — вспоминают супруги. — Сразу решили, что надо жить в доме на земле. Чтобы мастерская была и огород кормил. Когда мы сюда переехали, не было ни кола ни двора. Пришлось благоустраивать не только дом, но и территорию.

Сегодня Сергей Петрович снова замахнулся на глобальный ремонт. Идей больше, чем свободного времени. На семейном совете решили с помощью зеркал зрительно увеличить коридор, совместить две маленькие комнаты и создать гостиную, чтобы большая семья смогла собираться за праздничным столом.

Хотя в доме проходит центральное отопление, особое место в нем занимает печь. У семейного очага можно погреться, приготовить шашлык, сварить борщ.

Творческие потомки

Дочери Сергея Гуцан Инга, Юля и Надя — натуры творческие. В детстве, пока их ровесницы лепили из пластилина зайчиков и уточек, девочки мастерили из глины. Хотя, вспоминают родители, детей к гончарному делу насильно не приучали.

— Никто не ставил целью сделать из девочек великих мастериц, — вспоминает Любовь Николаевна. — Мы увлеченно работали — они смотрели и постепенно втягивались в процесс. Затем сами начали создавать. Гончарное дело соприкасается с живописью, музыкой, поэзией. Сейчас старшая дочь Инга работает бухгалтером, но пишет проникновенные стихи, младшая Надежда — великолепно поет. В детстве самостоятельно освоила игру на фортепьяно, переложив вместе с отцом гитарную музыку на клавиши. Получилось здорово.

По стопам творческих родителей пошла средняя дочь Юлия, студентка АМГУ.

— Она уже далеко шагнула, — считает отец, — оставив позади родителей. — А в мелкой пластике ей вообще нет равных. Такие миниатюры создает! Сейчас Юля вместе с мужем живет в Хабаровске. Они решили создать в дачном домике собственную мастерскую. А на берегу реки дочка нашла уникальное месторождение розовой глины.

Так что в скором времени амурские гончарные традиции осядут и в соседнем регионе. А пока в «солнечную» мастерскую любят заглядывать внуки. Старшие — Матвей и Иришка — уже отлично лепят фигурки и рисуют. Младший Егорушка с удовольствием разводит глиняную кашицу, а Андрюшка освобождает ручки из пеленок и, улыбаясь, тянется к гончарному кругу. Семейное ремесло есть кому продолжать!

Творения умелых рук семьи Гуцан

Смотришь на миниатюрные фигурки, изготовленные умелыми руками ремесленников Гуцан, и душа радуется. Все статуэтки находятся в движении. Если их вместе сложить, получится настоящий народный глиняный театр. И сюжет придумывать не надо: вот мужик парится в бане, вот он отправился за елкой в лес, а навстречу ему движется румяная красотка. Или собралась семья на завалинке песни попеть и на гармошке поиграть. Глава семейства растянул меха, да случайно наступил коту на хвост. Кстати, все глиняные мужики как две капли воды похожи на хозяина, бабы — на хозяйку.

— Керамика нас с женой связала, — вспоминает Сергей Петрович. — Я работал на заводе, туда же на курсы повышения квалификации пришла и группа учителей ИЗО. На тот момент я готовился к выставке и попросил художницу Любу посмотреть мои работы и оценить мои шансы.

После кувшинов и тарелочек был оценен и сам мастер. После свадьбы Сергей стал активно приобщать супругу к глиняному делу: создавал основу, а жена расписывала. Затем к семейным традициям стали по очереди подключаться дети и внуки.

Кашпо-кактусница

В этой семье любят не только создавать керамические шедевры, но и наполнять их. Основное содержимое глиняных горшочков — цветы. Когда тепло, они благоухают во дворе. Зимой растения перебираются в дом и мастерскую. Любовь Николаевна любит экзотику, у нее на окне растут лимон и гранат. Сергей Петрович предпочитает кактусы. Для любимых зеленых питомцев придумал и особый горшочек. В семье его называют кактусницей.

— Состоит такое керамическое поленце, — показывает Сергей Петрович, — из четырех отверстий. Если мы в каждое поместим сучок, то он будет разрастаться в заданном направлении. А кактус в целом приобретет причудливую форму.

Возрастная категория материалов: 18+