Общее собрание отправляло колхозника на гибель.Общее собрание отправляло колхозника на гибель.

Страшный приговор выносился даже не в суде, а на общем собрании колхозников. Ходатайствовать о том, чтобы вернуться на родину, можно было только через пять лет, но не всем удавалось дожить до этого.

Репрессии без реабилитации

В архиве УВД по Амурской области дел «указников» немного — 540 карточек и около 160 полноценных пожелтевших от времени папок.

— «Указники» — капля среди тысяч других репрессированных, — рассказала АП заместитель начальника отдела специальных фондов по реабилитации жертв политических репрессий УВД по Амурской области Наталья Виговская. — Но каждое дело — судьба. И кто знает, сколько невинных и, главное, беспомощных людей попало в «сталинскую» мясорубку по этому страшному указу. Некоторые дела сегодня вызывают если не ужас, то недоумение точно. Между тем категория этих репрессированных до сих пор не попадает под Закон «О реабилитации», «клеймо» на них остается.

Мать-одиночка на прииске

36-летняя жительница крохотного села в Сталинградском (Волгоградском) районе Мария Борщева воспитывала пятилетнюю дочку одна. Так уж получилось в ее жизни. Поиски пропитания, кричащая от голода малышка в нетопленном доме — выходить на работу в колхоз каждый день за «трудоднями» было тяжело. Некстати подоспела и вторая судимость — и снова за невыработку необходимого числа трудо-дней плюс обвинение в краже колхозного имущества.

— В то страшное время часто практиковалось такое: все колхозные грешки вешались на одного человека, как правило, на самого беззащитного, — продолжила Наталья Николаевна. — Общее собрание колхозников постановило выслать мать-одиночку на далекую и негостеприимную амурскую землю — на прииск Октябрьский Зейского района. Такой страшный приговор вынесли несмотря на то, что во время обыска дома у Марии Борщевой не было найдено ничего из якобы похищенного колхозного имущества.

О том, как жила Мария, можно судить по нескольким записям в ее деле: «Имеет беременность 6 месяцев, необходимо перевести на более легкий физический труд», «1.01.1950 года родился сын Александр», «25 сентября 1950 года Мария Борщева умерла. Причина смерти: перитонит и сепсис». О судьбе новорожденного малыша в деле больше нет ни одного слова…

— Лет десять назад к нам пришла дочь Марии Борщевой с просьбой реабилитировать мать. Мы вынуждены были ей отказать, — резюмировала Наталья Виговская. — Но женщина до сих пор надеется, что доброе имя Марии Борщевой будет восстановлено, она даже съездила на родину матери — в Волгоградскую область. Там есть старики, которые до сих пор помнят Марию Борщеву и отзываются о ней только добрым словом, добавляя, что все обвинения в 1948 году — клевета…

48 трудодней героя войны

44-летний Аверьян Петров из села Туруновка Новосибирского района прошел всю Великую Отечественную, дважды был тяжело ранен, награжден медалью «За победу над Германией». Но награда не уберегла его от указа.

Аверьяна Петрова на собрании сельскохозяйственной артели имени Буденного признали виноватым в том, что артель плохо работает. Дескать, несколько десятков клубней картофеля, которые голодающий ветеран унес с колхозного поля домой, «самовольно захваченные» им 0,2 гектара колхозной земли не позволяют артели имени героического комдива развернуться в полную мощь на благо коммунистической партии.

48 трудодней, которые Аверьян Петров выработал за весь 1948 год, поставили последнюю точку на судьбе фронтовика. И мало кто из выносивших приговор колхозников задумывался, что 44-летний мужчина испытывал невыносимые боли. Голодные военные годы не прошли бесследно — у него развился рак желудка. Умер Петров в поселке Норск Мазановского района в 1948 году. Боевая медаль его покрылась плесенью…

Родственники (а судя по делу, у Аверьяна Петрова было трое детей) наверняка хотят узнать, как он воевал, где нашел последний приют. Вся его судьба уместилась на десяти страницах дела «указника». Получить необходимые сведения можно в отделах специальных фондов по реабилитации жертв политических репрессий УВД по Амурской области по адресам: Благовещенск, ул. 50-летия Октября, 18 и Амурская, 72.

Словарь

«Указники» — крестьяне, высланные на спецпоселение согласно Указу Президиума Верховного Совета от 2 июня 1948 г. «О выселении в отдаленные районы лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный паразитический образ жизни». Решение о выселении принимало колхозное собрание.

Возрастная категория материалов: 18+