Беспокоит вот что. Если речь идет о высокопоставленном чиновнике или судье, берущем крупные взятки, то, возможно, его и не стоит сажать за решетку, а достаточно такого штрафа, сопровождаемого «волчьим билетом» — запретом на профессию. Да вот только «акулы коррупции» в прокурорские сети попадаются крайне редко.

Даже председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов в своем выступлении на одном из центральных каналов неделю назад отметил: «Судебная практика показывает: основные коррупционеры в России, то есть те, кто реально привлекается к ответственности, — это врачи, учителя, рядовые милиционеры, муниципальные служащие. Но для них взятки — зачастую не форма роскоши, обогащения, а форма выживания».

Трудно представить, чтобы милиционер или учитель, задержанный за взятку в 2 тысячи руб-лей, смог выплатить 200 тысяч штрафа. При их-то зарплате! Иногда складывается ситуация, при которой человек берет взятки не для того, чтобы жить богато, а чтобы просто жить и кормить свою семью.

Но беда в том, что вот такое банальное мздоимство и порождает настоящую коррупцию.

Такое положение вещей выгодно тому, кто руководит мелким взяточником. «Замаранным» подчиненным легче управлять, ведь он готов выполнить любое указание начальника. Кроме того, такого человека всегда можно разоблачить — предъявить на суд общественности, тем самым отвести удар от себя. Что, собственно, мы все и наблюдаем вокруг. Неуловимый коррупционный фантом окутал Россию.

Один известный благовещенский предприниматель сказал мне: «Во все времена люди брали взятки и брать будут. Воровали бюджетные деньги и дальше воровать будут. И что вы про эту коррупцию пишете. Это же «смазка» для экономики. Вон научные экономические труды почитайте».

И почитала. Действительно, есть такое понятие, что коррупция — это смазка экономики переходного периода. Возможно, для девянос-тых, когда наша страна из социализма резко рванула в капитализм, это и было актуально, но не для сегодняшнего дня. Все страны бывшего соцлагеря тоже переболели этой болезнью. Но там очень быстро поняли, что коррупция в определенный момент становится тормозом. И только у нас в России переходный период не-оправданно затянулся.

Если мы хотим жить и дальше, как живем сегодня, то да, можно согласиться с существованием взяточничества. И тогда такие же события, как в станице Кущевской, все чаще будут происходить в наших городах.

Они стали последствием того самого мелкого взяточничества: сотрудники правоохранительных органов — «галочка», местные власти — «галочка», региональные власти — «галочка». И платили, и молчали...

В Кущевской всеобщее прозрение наступило, лишь когда потекли реки крови. Коррупция и в самом прямом смысле может убить невинного младенца.

Возрастная категория материалов: 18+