Мое знакомство с телом вождя произошло летом 1985 года. Помню, как долго стояли в длинной очереди, хвост которой делал несколько живых колец. И народная тропа не зарастала. Чтобы попасть в гранитное здание и хоть одним глазком посмотреть на дедушку Ленина, которого мы очень любили, нужно было застолбить место ранним утром. С первого раза еще и не попадешь. Но, несмотря на потерянный столичный день, который можно было провести в парке или в походах по магазинам за дефицитной туалетной бумагой или конфетами, советский народ снова и снова тянулся к Ильичу. Точно так же сегодня идут к мощам святых.

Осмотр проходил так быстро, что разглядеть небольшую фигуру, наполовину прикрытую тканью, было сложно. В помещении царил полумрак, было прохладно. Создавалось такое ощущение, что ум, честь и совесть нашей эпохи живее всех живых. Он просто прилег отдохнуть после трудовых партийных дел. Желтоватое восковое лицо с закрытыми глазами, сложенные на груди руки.

Второй раз я навестила некрополь в 1993 году. Тогда народная тропа немного сократилась, но желание людей посмотреть на личность, перевернувшую историю, осталось прежним.

А вот в декабре 2010 года повстречаться с вождем не удалось. Двери Мавзолея наглухо задраены, снег не убран. Гранитная гробница давно уже не принимает посетителей, хотя ходоки к Ленину по старой памяти идут. Желающих сфотографироваться рядом с «живой» историей ничуть не меньше, чем у храма Василия Блаженного. Зато рядом с застывшей памятью кипит уже новая жизнь, льется музыка, работает Центральный каток ГУМа, где прокатиться часок можно за 900 рублей. Есть ли в ней место Ленину?

Похороны Ильича — все-таки дело времени. Рано или поздно, это произойдет. Но лично мне бы этого не хотелось. Это наша память, наше наследие и хороший урок тем, кто задумает возродить новый культ чьей-то личности.

Возрастная категория материалов: 18+