Студенчество — самая веселая пора жизни.Студенчество — самая веселая пора жизни.

Товарищу товарищ

Сегодня студенческая группа — это не то нерушимое братство, которое было раньше. Крепкие и дружные студенческие группы — скорее редкость, чем правило.

Современными учащимися движет закон джунглей — выживает сильнейший. Мой знакомый рассказал мне, как его одногруппница попросила у его друга списать курсовую. Немного подправив работу, она сдала ее. На защите настоящий автор курсовой выступал неуверенно, зато она — превосходно. И когда у преподавателей возник резонный вопрос, кто у кого списал, девица уверенно заявила: «Вы сами как думаете, я или он?» В итоге ему поставили «неуд», а ей «отлично». Обступившим ее одногруппникам девушка объяснила все очень просто: «Ему надо было подготовиться получше. Каждый сам за себя».

— Раньше был дух коллективизма, сейчас — индивидуализма. С одной стороны, студенты стали более творческие и меньше прибегают к шаблонам, более целеустремленные. Они более нацелены на конкретный конечный результат, — анализирует своих подопечных начальник управления по воспитательной работе, преподаватель кафедры географии БГПУ Валентина Ульянова. — С другой стороны, студенты стали менее дружными.

Учиться никогда не поздно

30 лет назад первые студенты по возрасту не уступали преподавателям. В 80-е годы (а вуз основали в 1975-м), когда АмГУ еще носил имя Благовещенского технологического института, в своем интервью вузовской газете один из деканов Геннадий Ивахненко признался, что в первое время очень боялся выступать перед студентами.

— Студенты у нас были далеко не юные, — вспоминал декан. — Помню, какое огромное волнение испытывал перед тем, как в первый раз выступить перед ними. И тут еще мой секретарь, вернувшись из зала «с разведки», доложила: «Геннадий Михайлович, студентов — полный зал. А первые три ряда — все лысые».

Сейчас студенты прежде всего молоды. Средний возраст абитуриента — 17 лет. А на физмате БГПУ, например, успешно учится студентка, которой при поступлении в вуз было 15 лет.

Новое и хорошо забытое

Сегодня — время новых технологий. Если раньше в период сессии студенты ночи напролет писали «парашюты», а перед экзаменом трясущимися руками наклеивали (а то и наматывали) их на себя, то теперь их труд автоматизировался. На помощь мученикам науки пришел компьютер — уже набранные мини-шрифтом тексты распечатывают или скидывают в телефон. Кроме того, существует масса электронных «помощников», которые, правда, могут подвести в самый неподходящий момент.

Однажды я стала свидетелем того, как студент с незаметным наушником в ухе рассказывал на экзамене «наизусть» стихотворение. Что-то приключилось с плеером, и поэтому он передавал звук очень медленно. «Вы хорошо рассказываете, — сказал преподаватель — но не могли бы вы говорить побыстрее». «Что вы?! — искренне возмутился студент. — Поэзия не терпит суеты!»

— Сейчас студенты в шпаргалках более находчивые, я бы даже сказала — изощренные, — считает начальник управления по воспитательной работе, преподаватель кафедры географии БГПУ Валентина Ульянова. — Раньше были простые подходы к шпаргалкам, а сейчас чего только нет. Студент садится отвечать, и чувствуется, что он списал, но поймать невозможно. Может быть, я наивная, но мне хочется надеяться, что и списывать стали меньше.

Но наряду с новыми технологиями применяются и проверенные поколениями. Из уст в уста передают студенты БГПУ телефон мастерицы, которая за небольшую сумму шьет самое знаменитое «девичье» средство для списывания — фартуки-подъюбники для шпаргалок. Такими пользовались еще мамы наших мам.

Кроме шпаргалок, студентов на сессии выручает оригинальность мышления. Так, на последний экзамен в зимнюю сессию, который пришелся на 30 декабря, один из моих знакомых студентов БГПУ пришел в костюме. Правда, не в обычном, а в новогоднем — Деда Мороза. Преподаватели оценили знания и внимание — актер ушел домой с оценкой «хорошо».

За два года китайцы «русеют»

Десять лет назад в читальных залах АмГУ и днем, и вечером яблоку негде было упасть, вспоминают их сотрудники. Теперь другое дело.

— Раньше в главном читальном зале мы с девяти утра до девяти вечера работали вшестером. Был очень большой наплыв студентов, — вспоминает главный библиотекарь научной библиотеки АмГУ Людмила Садовская. — Изменения произошли буквально за последние три года. На полтора часа сократили наш рабочий день, и теперь нас трое. Сейчас студенты больше берут информацию из интернета, хотя я знаю, что некоторые вещи невозможно там найти. Но мне кажется, что сами знания студентов не изменились.

Еще 20 лет назад представить себе китайского студента в амурском вузе было невозможно. А сейчас сложно представить вуз без них.

— Мы работаем с китайскими студентами, и в их среде тоже заметны перемены. Ребята учатся у нас два года. Если первый год обычно прилежно занимаются, то к концу второго года обучения иностранцы неизбежно «русеют» — становятся похожими на русских студентов: начинают просыпать занятия, опаздывать, могут огрызнуться, — рассказывает ассистент кафедры филологического образования международного факультета БГПУ Наталья Воронина.

Многодетный студент из Ивановки ездил в вуз на мотоцикле

Во второй половине 70-х газета Благовещенского технологического института писала о прилежном студенте Борисе Киселеве. По совместительству Борис Лукич был главой многодетной семьи и начальником строительной компании из Ивановки. Несмотря на занятость, он очень ответственно относился к учебе. Все шесть лет обучения четыре раза в неделю он приезжал в институт из Ивановки на мотоцикле. Пропускать пары Борису Лукичу случалось только, когда по Зее шла шуга — моста тогда не было, а существовала только паромная переправа.

Сейчас такому рвению в учебе можно только позавидовать. Некоторые студенты являются пред очи преподавателей дважды в год — на сессиях. И, что удивительно, умудряются их сдавать.

Мнение

Ольга Лысенко

Проректор по лечебной работе АГМА:

— Я преподаю с 1982 года. Мне кажется, меняются не студенты, а поколения в зависимости от стиля жизни. Главное, что отличало студентов и тогда, — задор. Несмотря ни на какие социальные и политические потрясения, они радуются жизни. У сегодняшних студентов больший кругозор, чем у тех, кто учился раньше, кроме того, они больше направлены на практическую цель, но это в то же время обедняет их. Сегодня молодые медики стараются делать упор не на фундаментальные знания, а на то, что непосредственно пригодится в их узкой специализации.

Возрастная категория материалов: 18+