В погоне за сомнительной прибылью налоговые инспектора потеряли уважение и работу.В погоне за сомнительной прибылью налоговые инспектора потеряли уважение и работу.

Благодаря бдительности амурских спецслужб были раскрыты аферы более 80 чиновников-казнокрадов из разных уголков России. Многие должностные лица Федеральной налоговой службы, которые сами обязаны осуществлять контроль за соблюдением финансово-бюджетной дисциплины.

Настоящий фискальный скандал с эпицентром в Иркутске. В этот город для проверки одного из крупнейших налогоплательщиков страны — научно-производственной корпорации «Иркут» — выезжал сводный налоговый десант из разных регионов России, в том числе и амурские специалисты. И все участники той проверки позже были уличены в финансовых махинациях и хищении бюджетных средств, связанных с командировочными расходами. В поле зрения спецслужб попали и три сотрудницы налоговых органов Приамурья — из Тындинской, Свободненской и Тамбовской межрайонных инспекций.

Командировочные доходы

Желание пополнить личный бюджет за счет казенных средств не чуждо не только некоторым сотрудникам коммерческих организаций, но и работникам госучреждений. Была бы лазейка. И она нашлась. Командировочные расходы стали настоящей доходной статьей для некоторых ушлых налоговых инспекторов.

Почти год потребовалось следователям амурского УФСБ на то, чтобы собрать доказательную базу. В результате спецслужбы раскрутили длинную цепочку хищения бюджетных денег, начало которой положил руководитель сводного «налогового десанта», прибывший в Иркутск из Санкт-Петербурга.

Фискал предложил коллегам, участвующим в выездной проверке, нехитрую схему: каждый платит ему по 20 штук, а он выдаст всем пакет документов, подтверждающих, что инспектора проживали два месяца в дорогом отеле. Все согласились. В числе тех, кто пошел на сделку с совестью и забыл о чести мундира ради личной выгоды, были и три амурчанки.

На самом деле две из них во время длительной иркутской командировки жили на съемной квартире, которая обошлась каждой по 8 тысяч рублей в месяц. Проживание третьей тоже на съемной квартире и вовсе оплатил коллега из другого региона. Благодаря такой хитрой схеме только три инспектора амурского УФНС умыкнули из казны около миллиона рублей. А всего, по оценкам оперативников ФСБ, благодаря командировочным фискалам бюджет России потерял сотни миллионов рублей. Но это выяснится гораздо позже.

Вне подозрений

Инспектора были уверены на сто процентов, что все им сойдет с рук.

— Во время командировки они периодически звонили в свои районные инспекции с просьбой выслать им деньги на командировочные расходы. Создавалось впечатление, что они испытывают трудности. На самом же деле они жили в свое удовольствие, ни в чем себе не отказывая, — рассказали оперативники.

В бухгалтерии межрайонных налоговых инспекций приняли отчеты сотрудниц без вопросов — подлинность документов ни у кого не вызвала сомнений. На оплату были представлены чеки, где фигурировали суммы до 500 тысяч рублей. Но, как потом оказалось, лишь часть денег была потрачена по назначению.

К примеру, сотруднице Тамбовской налоговой инспекции были выплачены за командировку из казны 396 тысяч, а фактически она потратила лишь половину этой суммы. Почти 200 «штук» проверяющая положила в личный карман. Две другие коллеги прикарманили почти по 300 тысяч рублей: сотрудница свободненской налоговой инспекции — более 269 тысяч рублей, а тындинской — более 280 тысяч рублей.

Сотрудники службы собственной безопасности ФНС России по Амурской области сделали запрос в отель «Байкал Бизнес Центр» о том, проживали ли амурчанки в данной гостинице в период своей командировки. Оказалось, что нет. Началось служебное расследование, в результате которого было установлено, что отчетные документы подложные.

Увольнение и суд

Уличенные работники фискальных органов отказывались давать какие-либо объяснения. По словам оперативников, они вели себя самонадеянно, уверенные в своей безнаказанности. Откровенно заявляли сотрудникам следственного отдела УФСБ, мол, ничего не докажете. И действительно, доказать финансовую аферу госслужащих было чрезвычайно трудно.

Предстояло не только найти и сопоставить реальные документы с подложными, но и выяснить, где проверяющие реально жили, найти свидетелей, документально все подтвердить… Было много юридических моментов, усложнивших работу следователям ФСБ.

Выявленные амурскими чекистами факты злоупотреблений послужили катализатором для проверки работы налоговиков в других регионах. В результате было возбуждено 89 уголовных дел по всей России. Предстали перед законом и три амурчанки.

По результатам служебной проверки амурское УФНС обратилось в суд с заявлением о взыскании ущерба. Вина всех трех инспекторов (неправомерное расходование бюджетных средств) была доказана судом. Взыскание проходило уже независимо от уголовных дел.

По словам руководителя налоговой службы Приамурья, в общей сложности все трое нанесли ущерб российской казне в размере более 800 тысяч рублей, из них 283 тысячи уже возвращены в бюджет. Тамбовский инспектор полностью возместила ущерб, тындинский — пока только часть. Они в налоговой службе уже не работают. Что касается свободненского налогового инспектора, то пока она находилась в отпуске по уходу за ребенком, следствие в отношении ее было приостановлено, а сегодня возобновлено.

Лишь одна из инспекторов (из Тамбовки) согласилась сотрудничать со следствием. К тому моменту, когда женщину подвергли уголовному преследованию, она уже вернула присвоенные деньги в бюджет страны. Ей инкриминировали по ч. 1 ст. 159 УК РФ — мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. По решению Тамбовского суда она отделалась штрафом в 3000 рублей.

Ее бывших коллег призвали к ответу уже по ч. 3 той же 159-й статьи УК РФ, где санкции более строгие.

Мнение

Наталья Гончарова

Руководитель ФНС России по Амурской области

Нетипичный случай

Как отметила в своем комментарии руководитель ФНС России по Амурской области Наталья Гончарова, инцидент с командировочными среди амурских налоговиков произошел впервые. Хотя в центральных регионах такие факты уже вскрывались правоохранительными органами неоднократно.

— Данная ситуация абсолютно нетипична для территории Амурской области. У нас выстроена достаточно жесткая система финансового контроля. Если отчеты сотрудников на местах вызывают какие-либо сомнения у бухгалтерской службы, делаем повторные запросы и перепроверяем документы. Любые финансовые нарушения пресекаются жестко.

За всю историю нашей налоговой службы было три проявления, и все они выявлены в ходе одной выездной проверки в Иркутске, которая организовывалась Федеральной налоговой службой России.

— Наталья Тимофеевна, а вас не смутили большие суммы, которые затратили сотрудники на командировочные расходы? Судя по отчетности, каждая в общей сложности на командировку затратила полмиллиона рублей?! — поинтересовалась АП у главного налоговика области.

— Проверяли одного из крупнейших налогоплательщиков России — НПО «Иркут». Командировка была долгой — длилась больше двух месяцев с приостановкой. За сутки проживания в отеле Иркутска платили 4400 рублей. Данная сумма не вызвала у бухгалтерии подозрений. Потому что столько в среднем стоит номер и в гостиницах Благовещенска. К тому же это был не первый опыт участия в таких бригадах. До этого наши сотрудники работали в Хабаровском и Приморском краях. И никогда никаких финансовых нарушений в отчетности не выявляли. Мы внимательно следим за тем, какие криминальные проявления выявляются в нашей среде на других территориях, проверяем, насколько это актуально для нас. Конечно, никого поголовно не подозреваем. Но у нашей службы собственной безопасности есть свои наработки и направления контроля. Делаем все, чтобы исключить соблазн. У меня, как у руководителя, единственное желание, чтобы наши сотрудники трудились честно и достойно, — подчеркнула Наталья Гончарова.

Возрастная категория материалов: 18+