Страшным для нее оказалось это время, поскольку она до этого не работала, занималась воспитанием детей. Побороть состояние полного отчаяния ей помогло государство — нас, детей, устроили в ясли, а маму взяли на работу.

Всех тягот военного времени я, естественно, знать не мог. Однако сполна хлебнул их в послевоенные годы, испытав и голод, и холод, и нищету. Но след в моей памяти оставили не они, а те события, которые свидетельствовали о возрождении страны из разрухи. Именно они, эти события, сформировали во мне чувство гордости за свою Родину, легендарную страну.

Советский Союз у меня ассоциируется с сильной, сплоченной, единой семьей народов, его населяющих и победивших в битвах. С детскими хороводами на школьных переменках, исполняющими песни о любимой Родине, о героях гражданской и Великой Отечественной войн. С торжественными школьными линейками по приему школьников в октябрята, пионеры, комсомол. С трудовыми подвигами молодежи и строительных отрядов на новостройках страны, при освоении целинных и залежных земель. С песнями Александры Пахмутовой и Николая Добронравова, прославляющими эти подвиги. С победным шествием науки и техники, первыми в мире полетами советских людей в космос. С праздничными демонстрациями 1 Мая и 7 Ноября. С победными выступлениями наших спортсменов на Олимпийских играх и прочих мировых соревнованиях. С ощущением постоянной заботы государства о благосостоянии каждого человека, с уверенностью в завтрашнем дне.

Мы, поколение детей войны, испытавшие и дефицит товаров, и длинные очереди в магазинах, не ставили этого в вину государству. Понимали, что слишком дорого обошлись стране победы, и терпеливо переносили все тяготы.

Анатолий Катющик, с. Коршуновка, Михайловский район

«Я слышала голос Сталина»

Валентина Данилова,

г. Благовещенск

Когда началась война, мне было 6 лет, жили мы в Сергеевке Благовещенского района. Отца забрали на фронт, и мама со мной и сестрой, которая младше на два года, переехала в село Марково. В то трудное время все старались быть поближе друг к другу. В итоге под крышей дома моих деда и бабушки собралась семья из 11 человек. За стол садились все сразу, так было заведено. Бедная бабушка, как она ухитрялась накормить такое количество едоков?! Правда, выручал огород.

У нас не было ни радио, ни телевидения. Вечерами, когда после ужина был убран громадный стол, все вновь садились за него, ставили в середине семилинейную лампу на керосине и начинали читать вслух книги. Благодаря этому моими первыми книжками стали книги о приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна, которые развили большую тягу к чтению. Я всегда с нетерпением ждала наступления вечера и этой читки.

Читали по очереди моя мама, тетя и двоюродная сестра, передавая книгу из рук в руки, так как одному было тяжело, и засиживались подолгу. А иногда вечерами, не зажигая света, садились возле печки и под блики огня пели хором красивые украинские песни, в нашей семье у всех были хорошие голоса.

Младшего сына бабушки, ему было 20 лет, не призвали в армию из-за болезни, и он работал на почте связистом, обеспечивал телефонную связь между Благовещенском и соседними деревнями. Связь часто рвалась, и дядю вызывали на ликвидацию аварий. По этой причине в доме имелся телефон, что тогда было большой редкостью.

Однажды вечером раздался телефонный звонок. Дядя взволнованным голосом сказал в трубку: «Сейчас будет говорить Сталин». Все взрослые сгрудились около телефона и по очереди передавали трубку друг другу. Конечно, я тоже была среди взрослых. И вот услышала голос человека, которого мы считали чуть ли не богом. Голос был негромкий, даже чуточку глуховатый. Говорил Сталин с небольшими паузами. Смысла речи я, конечно, не понимала, да и не вникала особенно, а только слушала голос. Видимо, это было его знаменитое обращение к народу в начале войны. Вот так я оказалась причастной к истории нашей страны.

Возрастная категория материалов: 18+